Классическая отечественная экранизация эпического романа Льва Толстого была снята с 1965 по 1967 года в виде 4 фильмов: 1) «Андрей Болконский» (1965), 2) «Наташа Ростова» (1966), 3) «1812 год» (1967) и 4) «Пьер Безухов» (1967). Смотрела их ещё в юности, и они показались мне очень основательной экранизацией, так что я решила для себя, что если кто-то решит снять фильм по роману снова, – это будет излишне (зачем повторяться? повторная экранизация одного и того же произведения редко бывает качественной, взять тех же «Мушкетёров…»)…
Но в 2007 году вышла новая европейская экранизация, которую я решила посмотреть ради интереса… Мне всё хотелось сравнить с версией Бондарчука, и надо же – её показали тут же, как будто специально для сравнения.
Экранизации действительно разные, и благодаря этой самостоятельности и качеству, как мне кажется, имеют место быть обе. Наша снята давненько уже и несколько тяжеловато-философична, перегружена монологами за кадром на фоне бесконечных картин природы. Зато актерский состав впечатляющ! Особенно мужской – весь цвет! Слышала, что для отбора на мужские роли на пробы взяли пожилую даму «из бывших», а актёров для проб одевали в одежду для бала (эти сюртуки и белые «лосины»). Когда они входили в студию, режиссёр смотрел на лицо дамы: если она кривилась, актёр не проходил (конечно, куда с такими ногами в дворяне?). Так вот, когда вошел Тихонов, дама прослезилась со словами: «Как раньше… – и тот был утверждён на роль Болконского.
Наша версия акцентирована буквально на трёх ключевых ролях: Наташа, Пьер, Болконский. Остальные герои как-то вокруг них сошли на «нет». Наш Пьер мне никогда не нравился – какой-то он совсем непривлекательный как мужчина, даже с учётом всех душевных порывов.
Зато наш фильм стал в своё время сенсационным по своим батальным сценам: тысячи статистов, тысячи костюмов и никакой компьютерной графики! А уж роскошь балов!
Новая европейская версия проследила за жизнью всех героев, и это оказалось интересно; тяжелые монологи были обыграны в диалоги. Результат – лёгкость подачи и динамичность. В процессе сравнения прихожу к выводу, что наш фильм тяжеловат для восприятия, и смотреть его повторно вряд ли захочется, но его отличает самобытность авторского прочтения.
Общая оценка: 9 из 10 (отлично).