Цитата из статьи «Википедии» про фильм удивительная: «Фильм признан киноклассикой [кем?], хотя в прокате занял только 22-е место». 😊 Но раз «киноклассика», а я, к своему стыду, фильм не смотрел, то, конечно, надо было посмотреть… Хотя, если честно, этот аргумент появился позже, чем меня зацепила музыка Эдуарда Артемьева к этому фильму (вы тоже могли её слышать, и она, весьма вероятно, вам по/нравится).
Первые полчаса фильма дались тяжело – повествование через видеоряд без закадровых пояснений очень сумбурное, без подробного описания сюжета в упомянутой статье «Википедии» я бы его не понял. 🤪 После этого пошло легче, но странные сценарно-режиссёрски-операторские решения без вики-ликбеза не дали бы понять некоторые эпизоды (например, что татарин Каюм не просто попытался самоубиться, спрыгнув с обрыва рядом с Егором Шиловым, или что мальчишка-помощник бывшего есаула и главаря банды Александра Брылова мог на таком огромном расстоянии подслушать их разговор).
Про «сценарно-режиссёрско-операторское» и персонажа Брылова я написа́л не случайно: в своё время в «Мульте личности» не зря шутили про то, как Никита Михалков выходит на сцену для получения всех возможных наград за свой фильм: он и сценарист (как у данного фильма), и режиссёр, и актёр (причём всегда в какой-нибудь главной роли, а не в эпизодической, как у скромных, но более великих режиссёров вроде Леонида Гайдая или Эльдара Рязанова), и оператор (не удивлюсь, если и в данном фильме), и осветитель… 😁
В остальном же это добротный «вестерн» (точнее, так как мы любим противопоставляться Западу, то «истерн») про времена Гражданской войны и становления великого Советского государства, что-то вроде «Неуловимых мстителей», только со своей отличной музыкой (Эдуард Артемьев тут гений!).
Общая оценка: 8 из 10 (очень хорошо).