До этой экранизации я видел только одну какую-то, кажется, польскую. Но что-то меня тогда не впечатлило, как-то они то ли не прочувствовали роман, то ли отступили от текста, то ли материально-техническая база «хромала». Мне всегда казалось, что такой роман надо экранизировать масштабно, привлекая голливудские технические и финансовые возможности; но при этом снимать и играть должно наши, ибо только наши могут прочувствовать всё в полной мере. И никаких отступлений вроде «снято по мотивам романа…» мне бы тоже видеть не хотелось – эта должна быть именно точная экранизация. И вот, наконец, спецэффекты более-менее хорошего уровня стали доступны и российскому кинематографу, который вообще последнее время стал как-то оживать, и появился режиссёр, который сумел собрать под своё крыло блестящий актёрский состав и поставить фильм в точности по книге. Точнее, это не фильм, а телесериал из 10 серий, и тот источник информации, которым я пользовался, жанр его так и определял – «сериал», из-за чего мне пришлось самому попытаться определить жанр – это было непросто, пришлось сделать большой список. Всё смотрится на одном дыхании – приятно, когда на экране ты всё видишь так, как и представляешь по книге. Местами, если честно, спецэффекты выглядят дёшево и халтурно – сказывается недостаток опыта российского кинематографа – но это с лихвой компенсируется актёрской игрой (особенно мне понравились Воланд и Иешуа). Звуковое оформление тоже очень порадовало. «Ляпы» и прочие недостатки фильма перечислять не буду, и не буду упоминать его якобы вредность для неокрепших христиан – в этом и без меня критиков будет много. Резюмирую: фильм будет таким же спорным, расхваливаемым и ругаемым одновременно, как и в своё время «Ночной Дозор», но это и такое же достижение российского кинематографа. Лучшей экранизации «Мастера и Маргарита» я не видел и вряд ли увижу.
Общая оценка: 8 из 10 (очень хорошо).