Выбор автомобиля по нескольким критериям
- Опубликовано: 18.07.2008
Всё началось с подачи одного моего студента, который рассказал мне об удивительном серийном автомобиле – бензино-электрическом гибриде Toyota Prius (он упоминается и в документальном фильме «Кто убил электрокар?»)… Для меня тогда покупка автомобиля не был ещё обоснованной, но Prius'ом я увлёкся как-то не на шутку… 😊 Да и вообще, интересовал он меня поначалу не столько как возможная покупка, сколько как передовая техническая разработка, причём серийная и дюже популярная в мире (особенно там, где бензин значительно дороже, чем в России).
Когда же радостные семейные обстоятельства всё-таки заставили меня всерьёз задуматься о покупке «железного коня», первым делом я подумал именно о Prius'е. Однако суровая реальность быстро охладила мой пыл… 🙁 Во-первых, оказалось, что Prius официально в России не продаётся и продаваться в обозримом будущем не будет (после долгой переписки с различными подразделениями компании Toyota и поиска в Интернете мне удалось выяснить, что во многом это обусловлено прогнозами крайне низкого спроса на подобные экономичные автомобили при их «высокотехнологической» цене). Во-вторых, даже если решиться купить неофициально, подержанную, то её цена вместе с доставкой мне во Владимир будет едва ли доступной для меня; при этом ещё и никакой гарантии производителя. Наконец, в-третьих, отсутствие официальных продаж означает отсутствие официального сервиса для таких гибридных автомобилей, а их крайне малая распространённость затрудняет даже неофициальный сервис.
В результате я решил рассмотреть и другие варианты… Одним из основных критериев была цена (что-то не такое дорогое, как Prius), хотя правильнее назвать критерием соотношение цена/качество («мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи»). От гибридного двигателя пришлось практически полностью отказаться (особенно после пары звонков в местные СТО), но при этом мне хотелось бы сохранить одно из главных преимуществ гибрида – его топливную экономичность. Наконец, ещё одним из первых критериев был внешний вид – пусть это субъективно, но дизайн ожидался мне симпатичный и не затасканный. «Финальным критерием» можно было условно назвать мнение любимой жены, как непосредственной участницы радостных семейных обстоятельств. 😉
Поначалу я просто примечал интересные автомобили на улицах Владимира, читал про них и про другие попадающиеся в Интернете, пока не понял, что в голове у меня получается «каша». Кажется, тогда впервые и пришла мне в голову идея использовать «научный подход» (зря я, что ли, на к. т. н. учился?.. 😁) и составить сравнительную таблицу, которую вы найдёте ниже. Изначально она была создана в Excel и худо-бедно начала пополняться (как по числу строк, так и столбцов). Интенсивнее же это начало происходить тогда, когда я совершенно случайно обнаружил в Интернете, что в России начались официальные продажи субкомпакт-автомобиля Peugeot 107, «близнецы-братья» которого, Citroen C1 и Toyota Aygo, уже были в моей таблице, но в России не продавались.
Во многом с идеей/параметрами сравнения и с фактическими данными мне помог сайт AutoNews.ru (спасибо его авторам). Но в сборе данных я старался опираться и на другие, менее универсальные источники информации (в порядке убывания приоритетов): 1) официальные сайты производителей (официальные технические характеристики, комплектации и цены), 2) сайты официальных дилеров или специализированных автосалонов (то же самое, но прежде всего цены), 3) сайты с независимыми тестами и рейтингами (топливная экономичность, оценки безопасности). Я не пытался реализовать максимально полное сравнение; число критериев постепенно увеличивалось, но это по-прежнему были далеко не все, а лишь субъективно важные для меня:

Я не выводил формул для интегральной оценки (с коэффициентами параметров) каждого автомобиля и поиска оптимума численными методами, оставив это внутри себя. Более того, круг автомобилей, которые я рассматривал как варианты реальной покупки, был довольно узок – все они перечислены в сокращённой версии таблицы ниже (при желании можно ознакомиться с полной версией), данные в которой вы можете сортировать по столбцам, если щёлкать по заголовкам.
Марка и модель | Год модели | Двигатель | Объём, л | Расход в городе | …на трассе | …смешанный | Цена, руб. | Дверей | Длина, м | Ширина, м | Просвет, см |
Chevrolet Spark | 2005 | бензин | 0,8 | 6,9 | 4,2 | 5,2 | 236900 | 5 | 3,5 | 1,5 | 13,5 |
Citroën C1 | 2005 | бензин | 1,0 | 5,5 | 4,1 | 4,6 | 860929 | 5 | 3,4 | 1,6 | 12,1 |
Daewoo Matiz | 1998 | бензин | 0,8 | 7,9 | 5,1 | 6,1 | 190000 | 5 | 3,5 | 1,5 | 14,0 |
Ford Fiesta | 2007 | бензин | 1,4 | 7,7 | 4,9 | 6,0 | 377000 | 5 | 3,9 | 1,7 | 14,0 |
Hyundai Getz | 2005 | бензин | 1,4 | 9,1 | 5,0 | 6,5 | 417900 | 5 | 3,8 | 1,7 | 14,0 |
Kia Picanto | 2004 | бензин | 1,1 | 6,0 | 4,1 | 5,4 | 399000 | 5 | 3,5 | 1,6 | 14,5 |
Mazda 2 | 2007 | бензин | 1,5 | 7,6 | 4,9 | 5,9 | 455000 | 5 | 3,9 | 1,7 | 15,0 |
Mercedes-Benz A 150 | 2006 | бензин | 1,5 | 7,9 | 5,4 | 6,2 | 669600 | 5 | 3,8 | 1,8 | 11,3 |
Mitsubishi Colt | 2004 | бензин | 1,3 | 7,3 | 4,6 | 5,6 | 423172 | 5 | 3,9 | 1,7 | 15,4 |
Nissan Micra | 2005 | бензин | 1,2 | 7,4 | 5,1 | 5,9 | 409700 | 5 | 3,7 | 1,7 | 15,0 |
Opel Corsa | 2006 | бензин | 1,4 | 8,7 | 5,7 | 6,8 | 424000 | 5 | 4,0 | 1,7 | 17,3 |
Peugeot 107 | 2005 | бензин | 1,0 | 5,4 | 4,0 | 4,5 | 365000 | 5 | 3,4 | 1,6 | 16,5 |
Skoda Fabia | 2007 | бензин | 1,2 | 7,8 | 4,8 | 6,0 | 343000 | 5 | 4,2 | 1,6 | 12,0 |
Suzuki Swift | 2004 | бензин | 1,3 | 8,0 | 5,2 | 6,2 | 415000 | 5 | 3,7 | 1,7 | 14,0 |
Toyota Aygo | 2006 | бензин | 1,0 | 5,5 | 4,1 | 4,6 | 819623 | 5 | 3,4 | 1,6 | 12,1 |
Toyota Yaris | 2005 | бензин | 1,3 | 6,7 | 5,3 | 5,8 | 464000 | 5 | 3,8 | 1,7 | 14,0 |
Volkswagen Golf | 2003 | бензин | 1,4 | 9,4 | 5,5 | 6,9 | 494521 | 5 | 4,2 | 1,8 | 13,7 |
Уж не знаю, сто́ит ли уточнять, что в конце концов выбор пал именно на Peugeot 107, и симпатичный чёрный «пыжик» стал нашим первым семейным автомобилем. 😊 И я до сих пор ничуть не жалею, что был выбран именно он. Но это был частный выбор, сделанный в соответствии с частными потребностями. Глобальный выбор и глобальный вывод я делать не буду, потому как неблагодарное это дело. Ваш выбор пусть останется за вами, а вот от Вашей помощи в обновлении и пополнении данной таблицы я не откажусь! Пишите письма или комментарии прямо на данной странице!
Различные варианты сравнительной таблицы
Выше вы видели сравнительную таблицу, которую можно условно назвать «Мой первый автомобиль», а кроме неё есть ещё несколько:
P. S. Только 18.07.2008 мне удалось узнать о новости от 06.05.2008 под заголовком «Toyota начнёт продажи гибридного Prius в России» – не зря я переписывался с ними несколько месяцев с начала 2008 года! 😉 Так что теперь вероятность того, что однажды я всё-таки стану счастливым обладателем Toyota Prius, стала ещё выше!.. что противоречит возросшей цене на новый, подключаемый Prius… 🙁