Главным, что побудило меня запланировать просмотр этого фильма на большом экране, стала не обильная реклама по центральным телеканалам, с нарезкой из лучших и самых динамичных кадров, а всего лишь имя режиссёра – Владимир Бортко мне запомнился как автор серьёзных и качественных экранизаций, от «Собачьего сердца» до «Идиота» и «Мастера и Маргариты». И я очень рад, что, несмотря на привычно загруженное расписание молодой семьи, мы с женой всё-таки смогли выбраться в кинозал и посмотреть этот фильм.
Очевидно, что создатели фильма торопились успеть к юбилею великого русского писателя (точнее, «великого русского писателя малороссийского происхождения» 😊, если такая формулировка больше нравится нашим братьям-малороссам) Николая Васильевича Гоголя (01.04.2009 исполнилось 200 лет со дня его рождения), торопились прежде всего с монтажом всего ранее отснятого (9 месяцев съёмок с февраля 2007 года). Скорее всего, именно это стало причиной того, что некоторые зрители 😉 высказывают замечания о том, что «многие сцены очень халтурно выглядят, и монтаж в целом странный» (и т. п.). Но если честно, я, как человек без художественного образования вообще и кинематографического в частности, всех этих «ляпов» монтажа и вообще производства фильма к определённой дате (хотя сначала хотели выпустить его ещё раньше – в ноябре 2008 года) просто не заметил.
Для меня важнее всего было то, что
- это полнометражная экранизация произведения великого русского писателя (а не очередной дешёвый телесериал),
- взялся за которую известный и достойнейший режиссёр,
- подобрав для этого очень удачный актёрский состав (Михаил Боярский впервые был не в шляпе 😊, Владимир «Бумер» Вдовиченков поразил меня тем, что может играть не только «правильных пацанов», но и вполне серьёзные роли, а Богдан Ступка был вообще великолепен, настоящий Тарас Бульба),
- фильм получился масштабным, я бы даже сказал эпическим, эмоциональным, патриотическим,
- а самое главное – его «позиция по национальному вопросу» принципиально отличается от оной наших правительств, российского и украинского, и соответствующих СМИ: русский и украинский народ – это один народ, а поссорить нас пытаются специально, ибо никто не отменял принцип «разделяй и властвуй».
Что ещё? Ещё понравилась музыка талантливого композитора Игоря Корнелюка (не Джеймс Хорнер, конечно, но музыка к фильму получилась весьма торжественной и подходяще эпической) и… как ни странно, сцена убийства Тарасом Бульбы своего сына-предателя – никогда бы не подумал, что всё будет так просто и с моральной точки зрения чётко – ну никакой жалости к убитому. 😐 Хотя вообще, конечно, для меня, как отца сына, фраза «Я тебя породил, я тебя и убью» звучит чудовищно. В общем, неженский это фильм…
Общая оценка: 10 из 10 (великолепно).