Закономерность, по которой каждый следующий фильм из некоей цепочки не только не превосходит предыдущий (успешный), но и редко даже дотягивает до его уровня (редкими исключениями можно пренебречь), – это закономерность не только зарубежного кинематографа, но и вообще всего, в том числе советского и (особенно) российского. И даже отточенное умение советского кинематографа снимать шедевральные фильмы вообще и экранизации, в том числе зарубежных произведений (что удивительно при тогдашней закрытости СССР), эту закономерность едва ли может преодолеть. В частности, снятый в 1979 году 1-й фильм цепочки про мушкетёров, «Д'Артаньян и 3 мушкетёра», так и останется лучшим фильмом, нежели данный, 2-й фильм цепочки, тем более, что в Советском Союзе последний только начали снимать (летом 1990 года), а продолжали и заканчивали в самое «турбулентное» время, время развала СССР 🙁 и становления новой России, в том числе её кинематографа (который до сих пор едва ли дотягивает до советского).
Возможно, данный фильм (точнее, 4-серийный телефильм) слабее предшествующего (по моей шкале – на 2 балла, то есть получивший у меня оценку 8 из 10) и по причине того, что само произведение, лежащее в его основе (роман Александра Дюма-отца «20 лет спустя» 1845 года), слабее того произведения, что лежало в основе предшествующего фильма (романа того же автора «3 мушкетёра» 1844 года). Но я не могу об этом судить, потому как не читал 2-й роман (только 1-й). 🤔
Однозначно могу сказать про данный (теле) фильм (в сравнении с предыдущим) вот что: режиссёр тот же; актёрский состав во многом тот же, но в любом случае звёздный; песен стало меньше 🙁, поэтому из списка жанров пропал мюзикл; исторический материал, лежащий в основе сюжета (фильм, конечно же, художественный, а не документальный), по-прежнему богат, но всё действо выглядит менее динамичным и более тягучим, что ли (по времени это 05:02:28 против 04:08:43 у предыдущего фильма, то есть примерно на 1 час дольше)…
Зато я в в конце фильма заприметил, что его снимало совместное советско-французское предприятие «Москва», что несомненно добавляет ему очков по части точности экранизации французской действительности.
Общая оценка: 8 из 10 (очень хорошо).