Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Интуитивно-логический экстраверт (искатель) Дон Кихот

Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ) – это один из соционических типов, также известный как «искатель». Типичным представителем такого типа является Дон Кихот. Его дуал – сенсорно-этический интроверт (посредник) Александр Дюма.

Описание психотипа по Вайсбанду

Журавль в небе. Отлично видит перспективы, возможности. То, что сделано, всегда кажется ему малозначительным по сравнению с открывающимися перспективами, от которых отказаться невозможно, а исчерпать нельзя. Научную работу склонен не публиковать бесконечно, считая, что главные результаты ещё впереди. Живёт ради будущего, отсутствие признания его до поры, до времени не смущает. Занимается тем, что интересно, а не тем, что выгодно.

Подзарядка. Нуждается в постоянном эмоциональном подъёме, азарте. Для этого ему нужна непрерывная сенсорно-эмоциональная «подкачка». Сам её обеспечить не может, поэтому сильно зависит от окружения. Если рядом нет дуала Дюма, питающего его впечатлениями, положительными эмоциями, – «скисает», теряет работоспособность и вкус к жизни. Иногда вместо одного дуала контактирует с больши́м количеством приятелей, ведёт активную общественную деятельность, создаёт клубы или научные школы.

Руководитель. Хороший организатор, потому что видит потенциальные возможности людей и ситуаций. Нуждается в оправдании, почему именно он у власти: критическая ситуация, в которой никто другой не справится (Черчилль стал премьер-министром в тяжелейший для Англии момент войны и был переизбран сразу по её завершению), выбор самых управляемых, назначение свыше. Начинает с разбора интереса подчинённых. Старается сделать для них всё и лишь потом требует (Суворов).

Слуга. Зависимость от эмоционального поля других выражается в крайней уступчивости, когда речь идёт о мелочах и быте. Тем более, что освободившееся при этом внимание может переключать на своё излюбленное занятие – постижение сути вещей и явлений. Не делит людей на своих и чужих. Всем старается быть одинаково полезен.

Недифференцированность чувства. Считает, что все люди хорошие и добрые, все любят друг друга. Довольно смешон, когда ситуация требует инициативы в проявлении чувств – он в этом совершенно не разбирается.

Опасность. Острые ощущения подзаряжают его так же, как добрые эмоции окружающих. Чем больше вокруг эмоций и паники, тем он активнее и увереннее. Запугать Дона Кихота нельзя – это приводит к обратному эффекту. С готовностью берёт на себя ответственность в критических ситуациях. Зато в мирных, спокойных условиях теряет уверенность в своём праве занимать ответственный пост. Не выносит конкуренции и уходит.

Любит фамильярность, но инициативы в этом не проявляет, ждёт её от других.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

На первом месте в формуле этого типа стои́т интуиция возможностей. Это самая сильная, «программная» функция позволяет Дону Кихоту быстро схватывать суть идеи, дела, предприятия и видеть перспективу их развития. Живёт в будущем, при этом видит его «в розовом цвете». Склонен к генерированию абстрактно-теоретических идей.

Вторая, творческая функция – логика отношений – даёт ему возможность выстраивать свои действия и поступки логично для достижения собственных (часто глобальных) идей.

Третьей, ролевой функцией является волевая сенсорика, обусловливающая способность к периодическим «волевым вспышкам». Любит делать потуги к тому, чтобы люди видели в нём волевого, целеустремлённого человека.

Четвёртой, болевой точкой является этика отношений. Вследствие этого «врагом» этого типа является человек, показывающий, что Дон Кихот слабо разбирается в отношениях между людьми. Это та правда, которую Дон не прощает. Излишне идеализирует людей, их отношения к нему и тяжело переживает «прозрения».

Пятая, суггестивная функция – сенсорика ощущений – делает этот тип необычайно внушаемым и управляемым по вопросам, связанным с комфортом, гармонией, эстетикой и кинестетическими (в том числе обонятельно-вкусовыми) ощущениями.

Шестая функция – этика эмоций. Вследствие этого нуждается в том, чтобы окружающие обеспечивали его положительными эмоциями. Только это заряжает его энтузиазмом, побуждает к деятельности. Именно по этой функции оценивает окружающий мир, явление или человека.

Седьмая функция – интуиция времени – элемент мощный, но не творческий. Его следует нагружать трудными, но нестандартными задачами. Данный элемент спокойно воспринимает критику, но конструктивную. По вопросам, связанным с понятиями своевременности – несвоевременности, идеям, консолидирующим группу, может соглашаться с окружающими, но лишь до той поры, пока они не входят в противоречие с его воззрениями относительно перспектив развития его дел.

Восьмая функция – логика действия: квалифицированно выполненная работа, чёткое знание программы сегодняшних действий, направленных на достижение результатов. По этой функции соблюдает интересы дуала Дюма, даёт необидные советы, как бы предотвращая более сильные удары других.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Интуиция возможностей

Для Дона Кихота изучение любого предмета – это, в первую очередь, изучение открывающихся перед ним перспектив. Умение увидеть возникающие в любой области новые возможности – сильнейшая и характернейшая его черта.

Дон Кихот – мечтатель и фантазёр, увлекающийся своими идеями и увлекающий ими других. Безучастность окружающих к его собственному замыслу воспринимается им крайне болезненно. Его раздражают люди, не умеющие и не желающие мечтать. Приземлённые «реалисты», воспринимающие его мечты как пустые и никчёмные фантазии, рискуют обрести в его лице ярого и непримиримого противника.

Мысль и фантазия для Дона Кихота – две вещи неразделимые. Размышляя, Дон Кихот фантазирует, фантазируя – размышляет.

Представители этого типа проявляют феноменальные способности в самых различных областях интеллектуального творчества, генерируя идеи, высказывая гипотезы, на несколько столетий опережающие достижения современной им эпохи.

Трудно переоценить их вклад в развитие интеллектуальной деятельности общества. Выдающиеся представители этого типа по праву считаются основоположниками многих научных направлений.

Открывать новые горизонты и новые перспективы во всех областях научной, творческой и общественно-политической деятельности – таково их высшее предназначение.

Поражает способность Донов Кихотов с непостижимой быстротой понимать самую суть вещей. Менее всего Дон Кихот нуждается в том, чтобы ему «раскладывали по полочкам» объясняемое. Чрезвычайно раздражается, когда его принимают за тугодума. Чаще всего сам «регулирует темпы» восприятия нового материала – подсказывает собеседнику, что все сказанное он уже понял, и можно продолжать изложение.

Постигая смысл нового явления, он уже размышляет о возможностях его применения. В детстве, в школьные годы представитель этого типа часто производит впечатление ученика, мыслями отсутствующего на уроке. Причём учитель, как правило, менее всего догадывается, что смысл нового материала ученик давным-давно понял и теперь лишь самостоятельно его обдумывает, отключившись от раздражающих его объяснений, рассчитанных на «тугодумных идиотов» и тормозящих его собственную творческую мысль, несравнимо более важную и интересную, чем примитивные примеры школьного учителя.

Едва успев открыть для себя новые возможности, Дон Кихот начинает активизировать окружающих на новые и оригинальные проекты. Причём и сам активно участвует в их разработке, впоследствии допуская к их реализации и других.

Не любит подолгу застревать на одном и том же проекте, на одной и той же идее, но было бы ошибкой считать его человеком неустойчивых интересов. Дон Кихот теряет интерес к своему проекту только в нескольких случаях: если уже не видит никаких возможностей для его реализации, или если реализация этого проекта входит в свою завершающую фазу, а в это время на его пути оказывается новая, более перспективная идея.

Для Дона Кихота весьма характерно быстрое переключение на новые, более интересные проекты. В его понимании нецелесообразно тратить время на то, что почти до конца уже продумано, в то время как постоянно расширяются горизонты новых возможностей, открывающие доступ к новым идеям и теориям.

Увлекаясь чем-либо, Дон Кихот не способен отвлекаться на другое занятие. Поэтому мало сказать, что он предпочитает заниматься только тем, что ему интересно, – Дон Кихот не в состоянии заниматься тем, что ему не интересно. Можно с уверенностью утверждать, что вынужденное обучение какому-нибудь обязательному предмету для любого из представителей этого типа – мучительная пытка и прямое насилие над самим собой.

Интуиция и вдохновение – его подлинные и тщательно оберегаемые ценности. В любой ситуации Дон Кихот отстаивает своё право действовать так, как подсказывают ему интуиция и вдохновение.

Всевозможные инструкции, руководства, директивы и циркуляры – определённо не для него. График работы в его понимании – это насилие над вдохновением. С какой стати он должен генерировать свои идеи в какие-то определённые часы?!

Будучи увлечённым своей работой, Дон Кихот способен проявлять исключительное усердие и чудеса работоспособности, но в тот период, когда идея ещё не созрела и только обдумывается, Дон Кихот может производить совершенно ошибочное впечатление человека, изнывающего от безделья. На самом же деле, где бы он ни находился и с кем бы ни общался, спит он или бодрствует, его мысль способна уловить любой, казалось бы, самый незначительный импульс, который, возможно, мог бы заинтересовать Дона Кихота, а в дальнейшем найти отражение в его идеях, гипотезах, теориях и проектах.

Любая новая информация может стать источником неистощимого вдохновения Дона Кихота. Его интеллектуальное творчество – это постоянный и непрерывный процесс. Если Дон Кихот хотя бы на полчаса или на час перестал генерировать идеи – значит, он либо заболел, либо переутомился. В любом случае это очень тревожный симптом.

Дон Кихот – это всегда дерзкая фантазия в сочетании с неутомимым и пытливым умом. Смело разрушая все отжившие и нежизнеспособные системы, он раздвигает перед современниками горизонты будущего, считая своим долгом уже сегодня размышлять о проблемах, которые возникнут перед человечеством завтра.

Идеи, теории и проекты, в мире которых живёт и существует Дон Кихот, при всей своей кажущейся фантастичности лично ему представляются реально осуществимыми и ни в коем случае не оторванными от действительности, поскольку основаны на реальной информации, на понимании реальной сути вещей. В силу этих причин многие представители этого типа считают себя истинными реалистами и категорически не согласны с тем, чтобы о них отзывались как о наивных фантазёрах и пустых мечтателях.

Дон Кихот имеет обыкновение щедро раздаривать свои идеи. И чем щедрее он их раздаривает, тем больше их генерирует. А поскольку Дон Кихот лучше, чем кто-либо другой, понимает, что невозможно объять необъятное, он скорее согласится с тем, чтобы его идею разработал и запатентовал кто-нибудь другой, чем позволит своему «детищу» погибнуть на корню, так и не развившись в сколько-нибудь серьёзный проект. Поэтому лучшее, что может желать для себя Дон Кихот – теоретик, – это получить возможность руководить научным коллективом, разрабатывающим широкомасштабные и перспективные проекты.

Идеи Донов Кихотов, как правило, рассчитаны на то, чтобы осчастливить всё человечество или хотя бы какую-то его часть – именно поэтому Доны Кихоты выглядят в глазах современников наивными мечтателями. История подтвердила возможность реализации практически всех идей Донов Кихотов, а то обстоятельство, что не всякая их теория удачно реализовалась, объясняется отдельными просчётами как самих Донов Кихотов, склонных по мере возможности игнорировать факты, неблагоприятные для популяризации развиваемой ими теории, так и просчётами реализаторов их теорий, нередко переиначивающих идеи Донов Кихотов в своекорыстных целях.

Круг интересов Дона Кихота чрезвычайно широк. Причём незаурядная эрудиция поразительным образом сочетается с исключительной глубиной познаний в самых различных и подчас не связанных друг с другом областях. В интеллектуальном плане Дон Кихот живёт очень широко и насыщенно. Он берёт от жизни всё самое интересное и самое замечательное, а взамен щедро одаривает её плодами своего творчества, которых и современникам с избытком хватает, да ещё и потомкам немало останется.

Многие представители этого типа наделены великолепной памятью на цифры и исторические даты. В любую минуту с поразительной точностью могут они процитировать отрывок из какого-нибудь литературного произведения или научного труда, могут совершенно свободно воспроизвести по памяти любые энциклопедические данные («ходячая энциклопедия»).

Любая новая информация, новые методы, новый подход, новые возможности воспринимаются Доном Кихотом с огромным энтузиазмом. В силу своего оптимизма он часто рассчитывает на предполагаемый наилучший ход событий. Часто думает о том, что должно быть, или о том, что могло бы быть, а не о том, что есть на самом деле. Реальность вносит в его расчёты свои коррективы, но, к сожалению, не всегда своевременно.

Дон Кихот наделён свойством мысленно отрываться от реальности, поскольку фантазия и вдохновение могут овладеть им в любое время и в любом месте. Этим же объясняется и его рассеянность, из-за которой он не только может забыть, где находится та или иная вещь, но и где находится он сам. Дон Кихот может не услышать, что к нему кто-то обращается, не увидеть, что рядом с ним вообще кто-то находится. Он может улыбаться собственным мыслям, разговаривать или спорить с самим собой. Может забыть поздороваться, потому что в данный момент он вообще не думает о приличиях. (Правила поведения в обществе, равно как и любое другое правило для Дона Кихота вовсе не является неоспоримой истиной.)

Способен на экстравагантную выходку. Причём экстравагантность для него является не только способом самовыражения, но и возможностью привлечь внимание к своим идеям и теориям.

Его привлекают и интересуют все, кто способен подавать оригинальные идеи, кто умеет видеть необычное в обыкновенном и находить скрытые возможности там, где, казалось бы, ничего уже невозможно изобрести. Все, кто этого не умеют, в его понимании немногого сто́ят.

Может довольно точно высказываться о характере, способностях и возможностях окружающих его людей (к сожалению, далеко не всегда в деликатной форме). Способен очень точно оценить интеллектуальный потенциал собеседника.

Умеет и любит развивать свои способности. Причём к этому процессу относится очень серьёзно. Любая помеха в этом деле воспринимается им как ущемление его собственных прав.

Не любит признаваться в собственных ошибках, поэтому всегда находит объяснения своим неудачам – чаще всего «списывает» их на других. Объясняется это тем, что Дон Кихот, в первую очередь, сам себе не прощает собственных просчётов и потому старается обелить себя в глазах окружающих, чтобы не усугублять собственных страданий их упрёками.

Склонен к саморекламе (особенно в молодости) и переоценке собственных возможностей. Но в кругу близких друзей может посетовать на невезение и собственную неудачливость.

В ситуации психологического дискомфорта, особенно в детском и юношеском возрасте, Дон Кихот уходит от реальной действительности в область полностью вымышленных фантазий, где и пытается творчески реализовать себя: сочиняет фантастические истории про себя и своих друзей, рисует одному ему понятные картины, пишет стихи. Словом, придумывает себе другую жизнь, которая находится как бы по другую сторону реальности. В этой другой жизни у него всё складывается самым удачным образом. Более того, она иногда является его главной, по сути, жизнью. События и персонажи его выдуманной жизни иногда запоминаются ему ярче, чем реальные события. Об этой своей потусторонней жизни предпочитает никому не рассказывать, разве только самым близким и понимающим его людям – это его глубокая, тщательно оберегаемая тайна.

Для Дона Кихота очень характерно и неотъемлемо ощущение внутренней свободы и независимости. Поэтому его вторая, «нереальная» жизнь включается как дополнительное жизненное пространство в тех условиях, когда реальность становится невыносимой.

Дона Кихота нельзя заставить думать «как все», невозможно задвинуть его в рамки условностей, придуманных неизвестно кем, невозможно запретить ему свободно высказываться.

Удобен он окружающим или нет – он такой, какой он есть. Всё остальное – проблема тех, кто с ним психологически несовместим.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Логика соотношений

Для того чтобы принять для себя какую-либо систему ценностей, Дону Кихоту в первую очередь нужно её логически понять, логически для себя уяснить.

О каждом явлении и «сверхявлении» Дон Кихот должен иметь чёткое логическое представление – в противном случае его начинают одолевать различные суеверия, он будет чувствовать себя очень нехорошо до тех пор, пока не сможет логически себе эти явления объяснить.

Дон Кихот предпочитает до всего додумываться своим умом. Например, если на экзамене он не знает доказательства какой-либо теоремы, то может без всяких проблем доказать её заново, причём своим методом.

Умение мыслить Дон Кихот считает качеством наиболее ценным как в себе, так и в других. Интеллектуальному творчеству, развитию интеллектуальных способностей придаёт огромное значение. Будучи преподавателем, считает своим долгом в первую очередь воспитывать у студентов умение мыслить – в противном случае не представляет себе, как сможет что-либо им объяснить.

У Дона Кихота сильно развито ассоциативное мышление. Причём ассоциации могут быть самыми неожиданными. В своём интуитивном полёте мысль Дона Кихота может уноситься в самые отдалённые и никак не совместимые друг с другом области.

Спор, полемика для Дона Кихота – своего рода интеллектуальное развлечение, возможность порассуждать, высказать свои взгляды, привлечь внимание к своей теории. Никто так не умеет вовлечь в спор или втянуть в дискуссию, как это делает Дон Кихот. Здесь ему нет равных.

Великолепно провоцирует спор – для этого ему достаточно только порассуждать вслух в многолюдном месте, а всё остальное уже довершит экстравагантность его высказываний, как правило, редко оставляющая кого-либо равнодушным.

Не всегда ставит своей целью любой ценой навязать собственное мнение (хотя и будет очень разочарован, если это ему не удастся). Часто вступает в спор не только потому, что процесс спора доставляет ему удовольствие, но ещё и для того, чтобы ознакомить «широкие массы» со своими взглядами и идеями.

Выигрывает спор не только благодаря эрудиции, но и благодаря умению выставлять самые неожиданные контраргументы – и здесь ему нет равных. Логика Дона Кихота настолько свободна, настолько подвижна и гибка, что независимо от уровня собственного образования и невзирая на авторитет и эрудицию своего оппонента, Дон Кихот может кого угодно поставить в тупик своими контраргументами, может доказать всё, что ему только хочется, или что ему вздумалось доказать. Может с лёгкостью сопоставить вещи, которые никому и в голову не придёт сопоставлять. А почему бы и нет? А кто сказал, что это нельзя сравнивать? (Иногда тем труднее спорить с Доном Кихотом, чем он менее образован.)

Новые идеи у Дона Кихота появляются внезапно, в самый неожиданный момент, в процессе любой деятельности: во время еды, во время разговора, во время прослушивания музыки, просмотра фильма – появляются как результат деятельности его подсознания. Генерировать идеи Дон Кихот может даже во сне. Причём там же они могут и разрабатываться. Иногда проснувшись, Дон Кихот вспоминает приснившиеся ему «исходные данные» и размышляет: откуда он их взял? по аналогии с чем они возникли?.. К своим «разработкам во сне» Дон Кихот относится с исключительной серьёзностью, как к вполне реальным проектам.

Любую, самую невероятную идею Дон Кихот может развить в чётко сформулированную и логически выстроенную теорию. Причём на основании имеющихся у него фактов и предположений уже может увидеть и выявить скрытые в этой теории закономерности.

Результат научной деятельности Дона Кихота часто выражается в создании разнообразных логических структур и классификаций. Причём эти структуры не статичны, а динамичны и гибки, а потому легко модифицируются с появлением новых факторов и обстоятельств.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Волевая сенсорика

Для Дона Кихота характерно стремление отстоять и защитить своё право жить так, как ему хочется. Постоянно и повсеместно требует признания своих прав на свободное интеллектуальное творчество вне всяких ограничений. Как свободна его мысль и фантазия, так же должен быть свободен и он. Свободен от всяких условностей, обязанностей, обязательств, претензий – от всего, что мешает его интеллектуальному творчеству.

В свете таких установок у Дона Кихота возникают серьёзные этические и правовые проблемы. Не всякий из его окружения понимает, что в то время как Дон Кихот целыми днями лежит на диване и смотрит в потолок, в его голове вызревают великие идеи, способные осчастливить всё человечество.

В то же время Дон Кихот не может и не считает нужным отвлекаться от размышления над своими проектами для того, чтобы вспоминать, вымыл ли он за собой посуду, как того категорически требуют окружающие. Его раздражает любое требование окружающих, поскольку отвлекает от гениальных, исключительных и уникальных идей на какие-то бытовые мелочи. (Разумеется, чем мелочнее требования и претензии, тем больше они его раздражают.)

Дон Кихот борется за право избавить себя от этих раздражителей, оградить себя от них, поскольку вообще не желает сталкиваться с какими бы то ни было помехами на своём творческом пути. Например, его проекты должны приниматься в том виде, в каком он их представляет, причём бесспорно и безоговорочно. Никакой рутинной работы, связанной с их описанием и разработкой, требовать от него нельзя, поскольку это тормозит его творческую мысль и бесполезно расходует его драгоценное время.

У Дона Кихота часто возникает противоречие между завышенными требованиями, предъявляемыми им к окружающим, и заниженными требованиями, предъявляемыми им к себе. Например, оценивая чужую работу, он не потерпит даже малейших логических просчётов и неточностей, в то время как в своей работе может считать допустимой любую логическую ошибку, утверждая, что она не влияет существенно на суть его теории.

То же самое происходит и в области прав и обязанностей: на своих правах он будет категорически настаивать, не позволяя себе ни малейших уступок. И с такой же неуступчивостью он постарается оградить себя от каких бы то ни было обязательств.

С выполнением обещанного у Дона Кихота возникают постоянные проблемы: когда он даёт обещание, он думает только о том, что он, разумеется, может это сделать, то есть это в его силах, но он совсем не думает о том, что он будет это делать. Поэтому всякое требование выполнить обещанное Дона Кихота попросту злит: неужели кто-то всерьёз может рассчитывать, что он будет отвлекаться от своих интереснейших дел на какие-то пустяки, которые лично его вообще не интересуют?..

Попытка навязать Дону Кихоту какие-то стабильные обязанности будет воспринята им исключительно враждебно. Воспринята, как чей-то злой умысел: это значит, кому-то не даёт покоя его внутреннее желание быть свободным в своих делах, мыслях и планах; это значит, кто-то его хочет «запрячь», кто-то на нём хочет «воду возить». Вопрос: кто? кто он, этот злоумышленник? «Злоумышленник» очень быстро находится, и ему объявляется война «до победного конца». В число «злоумышленников» может попасть любой человек из его ближайшего окружения. Это может быть его близкий родственник, супруг, приятель, начальник – кто угодно. Бесполезно убеждать Дона Кихота, что эти требования предъявляются в его же интересах и для его же удобств – разве может кто-то лучше него самого знать его интересы?!

Дон Кихот, сосредотачивающий все свои силы и помыслы на войне с «ветряными мельницами», – это всегда трагедия, это всегда грустное и неприятное явление. Неисчерпаемая, богатейшая фантазия, кропотливейшим образом собранные «факты», блестяще построенная интрига – всё это направляется на то, чтобы «подвести под монастырь» бывшего начальника, довести до инфаркта бывшую тёщу, лишить жилплощади бывшую супругу…

Где гениальные проекты, которые когда-то вызревали в его голове? Теперь человечество не скоро будет ими осчастливлено…

Чувство долга (необходимости, ответственности) воспитывается у Дона Кихота через логическое понимание поступить тем или иным образом и через наблюдение и логический анализ последствий своих поступков (хотя ему иногда трудно сосредоточиться на таких наблюдениях).

С другой стороны, трудно себе представить Дона Кихота, постоянно сосредоточенного на том, чтобы не доставлять окружающим никаких неудобств, и постоянно отвлекающегося на то, чтобы проверить, не забыл ли он помыть за собой посуду и не оставил ли включённым свет в туалете, – такой Дон Кихот со временем начинает замечать, что гениальные идеи посещают его всё реже и реже. Более того, он замечает, что уже вообще не в состоянии сосредоточиться на интеллектуальном творчестве настолько, чтобы не думать об окружающих его бытовых мелочах. Такой «законфликтованный» Дон Кихот представляет собой уже другую, хотя и менее проблематичную, но тоже не всегда привлекательную крайность.

Проблемы решаются тогда, когда у Дона Кихота появляется партнёр, деликатно и ненавязчиво распределяющий его права и обязанности. Умеющий сглаживать его конфликты с окружающими, умеющий выражать свои требования в такой форме, которая Дону Кихоту кажется убедительной, правомерной и необременительной. Именно таким партнёром для Дона Кихота является его дуал (идеально дополняющий его партнёр) – сенсорно-этический интроверт, обозначенный в соционике псевдонимом «Александр Дюма».

У сенсорно-этического интроверта (Дюма) аспект волевой сенсорики находится на позициях наблюдательной функции. Дюма очень тонко и чутко подсознательно наблюдает, как воспринимает партнёр предъявляемые к нему требования, какие обязанности он с готовностью берёт на себя и как их выполняет. Дюма очень тактично, в свойственной ему особенной мягкой и деликатной манере регулирует этот аспект, одновременно и приспосабливаясь к требованиям партнёра, и приучая его считаться с возможностями окружающих.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Этика отношений

Отношения с окружающими у Дона Кихота складываются очень нелегко, причём на любой дистанции.

Например, заниженные требования к себе наряду с завышенными требованиями к другим часто воспринимаются его окружением как вопиющая несправедливость.

Привычка завышать собственные способности и одновременно с этим презрительно отзываться об интеллектуальном потенциале других людей также не вызывает особых симпатий.

Буквально на каждом шагу Дон Кихот создаёт ситуации, при которых всем присутствующим становится крайне неловко за его поведение, не говоря уже о его ближайшем окружении, часто готовом сквозь землю провалиться от стыда за него. Например, такая ситуация (описана А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума»): Дон Кихот приходит знакомиться с родственниками своей невесты, во время беседы разворачивает дискуссию на общественно-политические темы и, не сойдясь взглядами с большинством присутствующих, говорит каждому из них пренеприятнейшие вещи; невеста и её родственники шокированы как самой ситуацией, так и тем, что их называют «жалкими и ничтожными людьми, неспособными мыслить». В результате помолвка расторгнута, и Дон Кихот рассуждает о том, как много вокруг недоумков и сволочей.

Такие характерные для Дона Кихота «неловкости» поведения, как бесцеремонность, навязчивость, бестактность, граничащая с хамством, полнейшее пренебрежение приличиями – всё это мелочи по сравнению с теми действительно серьёзными проблемами, которые возникают в процессе его взаимоотношений на более близкой дистанции.

И первая из них заключается в том, что свободу и независимость Дон Кихот, в основном, признаёт только для себя, не оставляя за своим партнёром иногда даже права на собственное мнение. В условиях чуть усложнившейся этической ситуации он может сразу же поставить партнёру жёсткие этические условия, иногда даже в форме ультиматума. Например, уже на начальном этапе знакомства Дон Кихот может потребовать, чтобы его подруга порвала отношения со всеми своими поклонниками, поскольку желает сразу же оградить её от всяких посторонних влияний (а заодно и себя от возможных соперников).

Это происходит по причине логического подхода Дона Кихота к вопросам этики, а также в силу того, что он вообще не видит дистанции между собой и человеком, с которым намеревается близко общаться. Едва успев завязать отношения, Дон Кихот уже рассматривает своего партнёра как часть самого себя, из чего делается «логический» вывод о том, что партнёр теперь уже принадлежит ему целиком и полностью. Следовательно, теперь уже никакого права выбора и личной свободы у партнёра не остаётся, равно как и не может быть несовпадения взглядов, поскольку теперь за него решает, думает и выбирает Дон Кихот.

Посторонний человек ещё может иметь некоторую свободу мнений – это Дон Кихот вполне может допустить. Но что касается партнёра, тут всё решается им однозначно: партнёр – это уже часть его самого, и следовательно, должен во всём ему подчиняться. («Партнёром» Дона Кихота можно стать уже через 15 минут после знакомства с ним и именно потому, что он так решил.)

Для Дона Кихота этическая ситуация тем удобнее, чем меньше она даёт предпосылок для возникновения этических проблем. Поэтому в своём стремлении создать беспроблемные (для себя) отношения Дон Кихот может до крайней степени ужесточить свои требования к партнёру, контролировать его связи, отношения, поведение и образ мыслей.

Впрочем, всё вышеописанное происходит, как правило, в условиях психологической несовместимости с партнёром (иногда, впрочем, бывает и при нарушении дуального равновесия).

В условиях психологического дискомфорта Дон Кихот раздражается по любому поводу, постоянно испытывая к партнёру неприязнь и недоверие (разумеется, ничем не обоснованные).

Раздражение и неприязнь к партнёру могут возникнуть у Дона Кихота и на самом начальном этапе его взаимоотношений. И тем не менее, Дон Кихот будет стараться эти отношения продолжать, развивать и даже настаивать на том, чтобы они были узаконены. Поступая таким образом, он рассчитывает, что со временем сможет создать условия, при которых партнёр вынужден будет «переделаться» и приспособиться к его взглядам. Причём именно супружество как раз и представляется ему таким условием. Кроме того, вследствие проблематичной коммуникабельности у Дона Кихота всегда трудно складываются отношения с окружающими, и он это знает, к этому привыкает и считает такие отношения нормой.

Дону Кихоту нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий (как ему кажется) повод. Иногда создаётся впечатление, что он обожает привлекать посторонних к обсуждению своих личных проблем.

«Разборки» со своим ближайшим окружением (женой, братом, матерью, тёщей и другими родственниками) Дон Кихот действительно довольно часто проводит в многолюдном и совершенно неподходящем для этого месте: в общественном транспорте, в гостях, в театре, в учреждении, в присутствии посторонних людей или даже общих знакомых – что только усугубляет неловкость ситуации. Причём «провинившийся» вынужден не только краснеть за откровенно хамское поведение Дона Кихота, не только выслушивать его оскорбления, часто несправедливые и далеко выходящие за рамки приличий, но и мучительно страдать от стыда перед окружающими за неловкость самой ситуации и за свою причастность к этому человеку. В такие минуты Дон Кихот бывает чудовищно жесток – ситуация интуитивно планируется им таким образом, что из неё просто невозможно выйти. Пока вокруг есть публика – будет продолжаться и эта «публичная казнь». (Не следует, однако, думать, что «крутые разборки» Дон Кихот проводит только в присутствии посторонних – они возможны в любой обстановке, но в любом случае Дон Кихот найдёт возможность подгадать момент, когда его партнёр будет особенно беззащитен и уязвим.)

Когда поведение Дона Кихота выходит за рамки, допустимые нормами общения, его совершенно невозможно призвать к порядку, поскольку это приводит к абсолютно противоположному результату. Именно потому, что никаких «норм общения» Дон Кихот в принципе не желает признавать, он пользуется любым случаем эти нормы разрушить. Поэтому, чем более критикуется поведение Дона Кихота, тем бо́льшую неловкость он испытывает и тем более начинает протестовать против предъявляемых к нему этических требований, чем ещё более усугубляет ситуацию. Получив замечание по поводу бестактности, он начнёт откровенно грубить, грубость перейдёт в хамство, следующие стадии – откровенный цинизм и хулиганство. Причём направить его реакцию в другое направление можно только в том случае, если вовремя перестать осуждать его поступки, найти способ его успокоить. А это может сделать столько психологически совместимый с ним партнёр.

Это, как правило, удаётся одному только его дуалу – Дюма, способному очень тонко чувствовать состояние собеседника, умеющему вовремя подметить и отрегулировать перепады его настроения. Кроме того, общество Дюма практически всегда действует на Дона Кихота успокаивающе и расслабляюще – состояние, свойственное каждому человеку при общении с дуалом. Дипломатичный и обходительный, Дюма оказывает Дону Кихоту неоценимую услугу не только тем, что смягчает его поведение, но и тем, что смягчает его отношения с окружающими.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Сенсорика ощущений

Дона Кихота крайне раздражает необходимость самому заботиться о собственном комфорте, поскольку это мешает ему думать, работать и отвлекает от других более важных дел. Поэтому Дон Кихот старается организовать отношения с партнёром таким образом, чтобы вопрос его комфорта решался как-нибудь без его участия.

В быту неприхотлив. Когда быт организовывается его собственными усилиями, Дон Кихот сводит свои потребности к минимуму. Питается где-то на стороне – часто у друзей и знакомых. Порядок в доме наводит только тогда, когда беспорядок ему действительно мешает работать. По магазинам ходить не любит, не всегда представляет, что бы ему хотелось купить, качество вещей оценивает плохо, не любит простаивать в очередях.

Во вкусах консервативен. Предпочитает есть то, что ему привычно, и то, что занимает минимум времени на подготовку. Может питаться на ходу, всухомятку. Например, не отрываясь от работы, может есть хлеб, намазанный горчицей. Готовит себе редко. Иногда, вдруг, у него может возникнуть желание сварить себе что-нибудь такое, чем его кормили в детстве, например, манную кашу.

К новым вкусовым ощущениям относится недоверчиво. Часто доверяет вкусу только тех людей, которые вызывают у него симпатию, и с которыми у него хорошие отношения. Равно как и внушается советами только тех людей, которые вызывают у него уважение, которым он по-настоящему доверяет и которых «любит». Таким людям он часто подражает в привычках, в манерах поведения, во вкусах. Он может одеваться в «папином стиле», настаивать, чтобы ему готовили еду «по маминому» рецепту.

Партнёр, вызывающий у Дона Кихота антипатию, никогда не сможет угодить его вкусам, как бы ни старался. Причём ссылки на «авторитетный источник» будут только раздражать Дона Кихота. Самый авторитетный источник – это человек, к которому он хорошо относится.

Донкихот должен постоянно чувствовать, что его партнёру доставляет удовольствие за ним ухаживать. Только в этом случае он по-настоящему расслабляется. И наоборот, любой намёк на то, что о нём заботятся из чувства долга, и что это его, в свою очередь, ко многому обязывает, воспринимается Доном Кихотом исключительно болезненно, поскольку подсознательно он настроен на сенсорику и этику Дюма, для которого дарить удовольствие – такая же радость, как и получать его.

Аспект сенсорики ощущений у Дона Кихота теснейшим образом связан с аспектом этики отношений. Поэтому для полного счастья ему требуется партнёр, не только наделённый от природы великолепным вкусом, но и способный выразить своё хорошее отношение в той форме, которая покажется Дону Кихоту убедительной. И это возможно только в случае с его дуалом Дюма, у которого аспект сенсорики ощущений является программным, а аспект этики отношений – демонстративным. (Дюма исключительно тонко чувствует гармонию цветов, запахов, звуков, а своё мнение высказывает, как правило, в деликатной и доброжелательной манере. Любая другая форма подачи информации по этому аспекту Дона Кихота не убеждает, поэтому никакой другой сенсорик на воспитание его вкусов не повлияет так, как это сделает Дюма.)

В области искусства и эстетики Дон Кихот часто самым интересным образом проявляет себя именно с подачи Дюма – как его ученик или последователь, причём непосредственное общение с дуалом тут даже не всегда обязательно. Как, например, на творчестве Михаила Ивановича Глинки (Дон Кихот) сказалось влияние музыки Джоаккино Россини (Дюма).

Дон Кихот стремится к восприятию приятных ощущений (поскольку в конечном итоге он сориентирован на гармонию ощущений, соответствующих сенсорной программе его дуала Дюма). Искусство, по мнению Дона Кихота, должно доставлять удовольствие. И оно действительно доставляет удовольствие, причём не только ему самому, но и его зрителям.

Новаторский подход, оригинальность общего замысла, разнообразие интересно разработанных тем – вот те основные качества, которыми характеризуется художественное творчество представителей этого типа.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Этика эмоций

Настроение Дона Кихота во многом зависит от ощущений, которые он испытывает. Например, чувство голода делает его не просто раздражительным – агрессивным. Дон Кихот очень чувствителен к неприятным ощущениям. На его настроение может повлиять неприятный, пронизывающий взгляд собеседника или властные интонации его голоса. Бесцеремонное поведение, равно как и любое проявление неуважения вызывают у Дона Кихота приступы внезапного раздражения.

Дон Кихот не любит и не умеет открыто говорить о своих эмоциях. Обычно он выражает их косвенно, говоря о своих побуждениях. Например, будучи раздражённым, Дон Кихот может сказать партнёру: «Я вышвырну тебя в окно!» – но это вовсе не означает, что он именно так и поступит. И это даже не означает крайнюю ненависть – это всего лишь раздражение, обычно вызванное какими-то неприятными ощущениями.

Свои симпатии Дон Кихот часто выражает в виде какой-либо позитивной информации. Например, он не скажет девушке: «Вы мне нравитесь» (если он нечто подобное из себя выдавит, это будет откровенной фальшью). Нет, обычно Дон Кихот подаёт эту информацию намёком – сообщает девушке, что рассказал про неё своим родителям, и теперь она приглашена к ним в гости. Предложение руки и сердца также делает в форме намёка: «Через месяц я вернусь из командировки, и мы с тобой сможем подать заявление».

Открыто признаться в своих чувствах Дон Кихот не может, как, впрочем, и любой логик, потому что для него это слишком загадочное явление, природу которого он не может до конца осознать и объяснить. Кроме того, для него это слишком интимный момент. Поэтому он будет испытывать неловкость и раздражение, если заставить его об этом говорить. (Дон Кихот не считает нужным об этом говорить ещё и потому, что подсознательно сориентирован на очень гибкую и чуткую этику эмоций своего дуала Дюма, способного уловить любые оттенки чувств и настроений своего партнёра.)

Ощущение психологического (или сенсорного) дискомфорта всегда сказывается на настроении Дона Кихота. Долгое время пребывать в подавленном состоянии он не может, поэтому иногда сам провоцирует скандал, даёт выход своему раздражению, а заодно и пытается что-либо изменить в условиях невыносимой для него обстановки.

Дон Кихот очень тяжело переживает нанесённую ему обиду, этическую неловкость или ситуацию кризиса отношений. В этом случае он может бурно изливать свои отрицательные эмоции на окружающих, обсуждая наболевшую тему с кем угодно, даже с совершенно посторонними людьми. Может заниматься самокритикой или «этическим самобичеванием»: рассказывать о каких-то своих неблаговидных поступках, признаваться в супружеских изменах, в каких-то своих «коварных» планах и подлых намерениях. У него начинаются приступы раскаяния и совершенно не контролируемых откровений – какого-то мучительного, этического самоочищения. (Своего рода «этическая рвота», освобождение от каких-то эмоциональных и этических «шлаков».) Находясь в таком состоянии, Дон Кихот может производить впечатление человека несдержанного, неуравновешенного, вспыльчивого, агрессивного, жестокого, скандального, но не следует забывать, что всё это является только следствием испытываемого им психологического дискомфорта, это всего лишь болезненная реакция на какие-то определённые раздражители, природу которых можно выявить и понять, и которые можно устранить. (Что, собственно, и делает его дуал Дюма – в период эмоционального кризиса окружает его особенно тщательной заботой, стараясь не допускать к нему никаких раздражителей. А также старается игнорировать его болезненные «откровения» и ту неприятную информацию, которую они в себе несут.)

Ситуация коренным образом меняется, когда Дон Кихот попадает в обстановку искреннего радушия и доброжелательности. Когда приятные ощущения у него сочетаются с положительными эмоциями. Такая обстановка его очень активизирует – он чувствует, что ему действительно рады, что он интересен, обаятелен и привлекателен. У него сразу же появляются уверенность в себе, лёгкость и непринуждённость в манерах и в общении. Его поведение становится раскованным, свободным и естественным. Он производит на окружающих благоприятное впечатление. Проявляет себя как интереснейший и остроумный собеседник. В такие минуты он чувствует особый эмоциональный подъём, испытывает особенное расположение к человеку, у него возникает желание сделать для этого человека что-то хорошее.

Такое состояние Дон Кихот испытывает только в условиях общения с психологически совместимым партнёром. Благодаря способности Дюма тонко чувствовать и регулировать эмоциональное состояние своего партнёра, Дон Кихот попадает в условия самого благоприятного и наиболее оптимального для себя эмоционального режима. Ощущение душевного тепла, уюта, покоя, искреннего интереса к себе и радушия – всё это необходимо Дону Кихоту для того, чтобы чувствовать себя спокойным и счастливым, и именно это он испытывает, общаясь со своим дуалом Дюма.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Интуиция времени

Время Дона Кихота полностью принадлежит его творческой работе. Поэтому он раздражается, когда кто-либо распоряжается его временем как своим.

Дон Кихот умеет видеть возможности, которые предоставляет ему время, причём не только для себя, но и для других, в частности, для своего дуала Дюма. Сам видит (и всегда подсказывает партнёру), сколько времени имеется в его распоряжении для выполнения той или иной задачи.

Дон Кихот предпочитает строить далёкие планы, корректируемые временем и обстоятельствами. Планировать что-либо в сжатые сроки не любит, поскольку не любит спешки, и любой работой занимается до тех пор, пока не иссякнет его вдохновение. Распределять количество работы во времени Дон Кихот не может – это его слишком стесняет.

Личное время воспринимается им как переменная величина: минуты ожидания тянутся до бесконечности, время интересных занятий пролетает незаметно.

Расход чужого времени в расчёт им обычно не принимается. Имеет обыкновение опаздывать, хотя может с точностью до минуты рассчитать время, необходимое на дорогу. Обычно в эти расчёты включается время на «допустимое опоздание».

С сожалением отмечает упущенное для себя время и нереализованные возможности. Всегда готов начать всё сначала, не считаясь с возрастом и объективными обстоятельствами.

Не любит подводить итоги, поскольку всегда считает, что мог бы добиться больших результатов, если бы не какие-то «объективные причины», повлиявшие на его успехи и деловую активность.

Многими своими неудачами обязан внутреннему состоянию апатии, безволия, энергетического спада, которое его периодически охватывает. Ему легче повлиять на неблагоприятные внешние обстоятельства, чем что-либо изменить в самом себе.

Всегда в курсе событий общественно-политического значения. Предвидеть ход истории умеет как никто другой. В своих прогнозах, как правило, не ошибается. Решающие политические события может предсказать с точностью до полугода.

Из огромного количества информации умеет выбрать и запомнить факты, коренным образом влияющие на дальнейшее развитие истории. Всегда наблюдает исторические перемены в интересующей его области. Область исторических наблюдений и прогнозов у Дона Кихота связана именно с областью его деловых и профессиональных интересов. Например, если он спортсмен, то всегда может с точностью сказать, кто на каких соревнованиях выиграл и с каким результатом; если это экономист или финансист, то помнит движение курса валют в ведущих странах за последние 100 – 200 лет.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Деловая логика

Дон Кихот очень любит советовать по поводу того, как нужно выполнять ту или иную работу. И это обстоятельство часто его подводит, поскольку каждый раз, когда он на словах проявляет себя специалистом в каком-нибудь деле, его познания производят на окружающих настолько неизгладимое впечатление, что ни у кого не возникает и тени сомнения в том, что именно он и будет самым лучшим его исполнителем.

Но в том-то и беда Дона Кихота, что прекрасно представляя себе, как в принципе делается та или иная работа, он часто не имеет о ней ни малейшего практического понятия, иными словами, «берётся за паяльник не с того конца», чем очень разочаровывает своих работодателей, которые после такого «специалиста» не знают, уж кого и приглашать, и начинают думать, что предлагаемая ими работа (как их в этом пытается убедить Дон Кихот) в принципе невыполнима.

Дон Кихот не любит включаться в работу на её завершающем этапе – это значит, быть простым исполнителем в рамках чужого проекта, а он и свои-то проекты до конца прорабатывать не любит.

Но бывает и так, что «вписавшись» в чужой проект, Дон Кихот сразу же начинает ощущать его «своим» – и тогда у него возникает непреодолимое желание изменить всю предыдущую работу по собственному усмотрению, и он самым решительным образом на этом настаивает. Иногда даже может поставить ультиматум – угрожает отказаться от участия в работе, если его требование не будет выполнено. Но если в результате такого поведения его действительно отстраняют от работы, бывает глубоко обижен и несказанно разочарован. Такой вариант развития событий он склонен предполагать менее всего.

Дону Кихоту приходится часто менять места работы и не всегда по собственному желанию. Ему бывает трудно подчиняться требованиям руководства, а в случае, если они не совпадают с его собственным мнением, не подчиняется им вообще. Иногда старается воспользоваться любой возможностью, чтобы выполнить работу по своей методике и тем самым доказать свою правоту.

Дон Кихот с невысоким профессиональным уровнем часто склонен игнорировать фактор профессиональной дисциплины, что особенно неприятно, когда от его деятельности зависит работа его сотрудников. Например, если такой Дон Кихот работает в театральном или музыкальном коллективе, он иногда позволяет себе или опаздывать на репетиции или вообще на них не приходить. Может на каждом шагу спорить с режиссёром и навязывать ему свой вариант сценического решения. Свой «сценический вариант» может продемонстрировать самым неожиданным образом прямо во время выступления. Может прямо на сцене позволить себе какую-нибудь экстравагантную выходку в ущерб другим актёрам. Дон Кихот, выбирающий для себя исполнительскую карьеру, но при этом отказывающийся быть «исполнителем», всегда создаёт проблемы как для себя, так и для своих сослуживцев.

Но в условиях жёсткой дисциплины и официальности Дон Кихот действительно работать не способен. Такие условия он старается сразу же «сломать», изменить, как-то приспособить к удобному для себя режиму. Той работой, которая его слишком стесняет, как правило, не дорожит. К работе, которая не реализует всего его творческого потенциала, часто теряет интерес, едва успев войти в курс дела.

Не любит скрупулёзно проверять результаты своей работы. Не любит прорабатывать детали. Не переносит рутину. Может некоторое время выполнять несложную физическую работу, но его мысли в этот момент будут находиться совершенно в другом измерении, что непременно скажется на результатах дела.

И тем не менее, Дон Кихот довольно высоко оценивает и широко рекламирует свои деловые качества. Умеет запросить за свою работу ту цену, которая кажется ему достойной. (Запрашивает обычно намного больше, чем ему предлагают, – в расчёте на то, что ему придётся поторговаться; и соглашается с предложенной ценой, только будучи абсолютно уверенным в невысокой платёжеспособности своего заказчика.)

Любит демонстрировать свою практичность. Гордится умением экономно расходовать свои средства. Пытается убедить окружающих, что может безбедно существовать на самые скромные доходы. Если не удаётся прилично заработать, переходит на режим строжайшей экономии. Своё неумение зарабатывать часто маскирует нежеланием гнаться за деньгами, поскольку он лично может довольствоваться и малым. (На «хлеб с горчицей» ему обычно хватает.) Любит демонстративно-расчётливо планировать свои личные расходы. Любит обучать экономии. Если у членов его семьи это не получается, начинает вести бюджет сам, показывая пример того, как надо это делать: начинает вникать во все домашние мелочи, перепроверять все статьи расходов и доходов. Словом, не успокоится, пока не докажет, что всё хозяйство велось слишком расточительно.

Ситуация меняется, когда партнёром Дона Кихота становится его дуал Дюма. В этом случае у Дона Кихота наконец-то возникает желание зарабатывать, и он начинает дорожить местом своей работы. В критической ситуации Дон Кихот может и для Дюма ввести режим строжайшей экономии, но это будет действительно вре́менное явление, в то время как с другим, психологически несовместимым партнёром, такая мера будет постоянной и единственно возможной.

Только ради Дюма Дон Кихот способен сделать над собой необходимое усилие для того, чтобы совместить свои творческие интересы с практическими потребностями своей семьи.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Кихот устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения социального заказа (Кихот – приёмник)
Аналитик Максимилиан Робеспьер Зеркальные отношения
Гуманист Фёдор Достоевский Отношения ревизии (Кихот – ревизуемый)
Инспектор Максим Горький Отношения ревизии (Кихот – ревизор)
Искатель Дон Кихот Тождественные отношения
Критик Оноре де Бальзак Отношения полной противоположности
Лирик Сергей Есенин Миражные отношения
Маршал Георгий Жуков Деловые отношения
Мастер Жан Габен Отношения полудополнения
Наставник Гамлет Отношения социального заказа (Кихот – заказчик)
Политик Наполеон Бонапарт Отношения суперэго
Посредник Александр Дюма Дуальные отношения, или Полное дополнение
Предприниматель Джек Лондон Квазитождественные отношения
Советчик Томас Гексли Родственные отношения
Хранитель Теодор Драйзер Конфликтные отношения
Энтузиаст Виктор Гюго Отношения активации
Загрузка…