Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это сто́ит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь», в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей аж Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.

P. S. Выражаю свою благодарность Андрею Кольцову за его мысли, лёгшие в основу настоящей статьи, а также целому сайту под названием “7 Deadly Sins, 7 Heavenly Virtues”.

P. P. S. Также рекомендуется к прочтению статья-энциклопедия «Мифы и заблуждения о христианстве».

02.06.2009 14:25:31 Инквизитор (IP) Цитата #21
RTFM
(RTFM — аббревиатура, означающая Read The Following Materials (Читай сопроводительную документацию))
http://osipov.orthodoxy.ru/index.php?id=audio
09.06.2009 01:23:12 Почти последний человек (IP) Цитата #22
А вы знаете, фак, следователи говорят, что если свидетели говорят о деле одно и тоже, значит, на 100% они сговорились и рассказывают не то, что видели, а то, что хотят представить. Ведь каждый видит со своей стороны, чуть-чуть иначе, чем другой, кто-то что-то не понял, недослышал, померещилось и т.п.
Почему в Библии очень много противоречии?
В Коране тоже
Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий.
Коран, Сура 4.
Есть хорошая статья по этому поводу, настоятельно рекомендую прочитать, прежде чем спорить дальше http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5271&Itemid=3
Противоречия в Коране:
длительность Судного дня в одном месте определяется в тысячу лет (Коран 32, 4), а в другом ― в пятьдесят тысяч лет (Коран 70, 4). Также и в 50, 37 говорится, что творение неба и земли закончилось в шесть дней, тогда как в 41, 8-11 говорится о восьми днях. В 17, 105 сказано, что фараон был потоплен, а в 10, 90-92, что он обратился и был спасен.
Как там говоришь, "Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий."…
Уважаемый фак! В коранической традиции принята точка зрения, что Библия и Тора являются божественными писаниями. Если вы утверждаете, что они не от Аллаха, то противоречите Корану. Это раз.
Так же, на основании сур
…Была партия среди них, которые слушали слово Аллаха, а потом искажали его, после того как уразумели, хотя сами и знали (Сура 2:75).
Среди них [евреев] есть неучи, которые не знают Писания, а знают лишь [читай, свои собственные] вожделения. Они только гадают. Горе же тем, которые пишут Писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», — чтобы выгадать за это небольшую цену! (Сура 2:78-79).
можно говорить лишь о неправильном толковании и о лжеписаниях, но не о ложности Библии. Библия Кораном признаётся и говорится, что она от Аллаха. Это два.
Далее. Мы не мусульмане, мы православные, и мы воспринимаем Новый и Ветхий Завет иначе, чем представители ислама. Для Ислама божественное писание передаётся Богом через пророка с точностью до буквы. Для христианина же Новый завет – это всего лишь благая весть о спасении людей Иисусом Христом. Иисус в переводе на русский значит "Спаситель", на арабском, кажется, "Аль Мухаллес". Христианство – это религия искупления, в которой человек создан для такой степени святости, которой обладает только Бог. Когда человек от этой святости отказался, он, как всякое существо, отказавшееся от того, к чему наиболее приспособлено, стал несчастен и зол, и ему понадобилось спасение. Спаситель. Этим Спасителем и стал Иисус. А апостолы, которые ходили с ним, рассказали об этом спасении. Для них возможность спасения людей, возвращение к божественной святости была благой вестью, которой они спешили поделится, написав книги. Господь помогал им писать их, и нигде они не погрешили против истины, но каждый описал как помнил и видел сам. Кто-то слышал, что первым воскресшего Иисуса увидели женщины-мироносицы, кто-то услышал от других людей о встрече с ним – и каждый написал, как знал. Это значительно отличается от коранической традиции, где все писания считаются переданными Аллахом буква в букву, когда в библейской традиции каждый пишет хотя и от себя, но под руководством Бога. Поэтому на мелкие противоречия, которые возникают от того, что каждый человек по своему увидел это событие, мы не обращаем внимание. А вот по вопросам вероучения Библия удивительно едина.
30.06.2009 21:24:44 Алексей (IP) Цитата #23
Я верю в Бога нашего Иисуса Христа, но так же усть верующие в Аллаха-он тоже существует?❓
02.07.2009 12:54:38 Инквизитор (IP) Цитата #24
А есть люди, которые верят в летающего макаронного монстра и что, он тоже существует?
02.07.2009 15:42:03 Ирина (IP) Цитата #25
не создай себе кумира! -кажется не менее значимая заповедь по сравнению с не убий, не укради и т.д! верно!?! так так тогда вы,люди, можете поклоняться крестам, иконам- изображению людей(ни это ли и есть КУМИРЫ)??? людей, которые канонизированы людьми же! ведь добрые дела делают многие, может всех сделаем святыми!
02.07.2009 16:11:53 Инквизитор (IP) Цитата #26
Уважаемая Ирина, мы не поклоняемся крестам и иконам, и не творим себе кумиров, где вы таких глупостей наслушались? И при чём тут добрые дела и святость? по принципу в огороде бузина, а в Киеве дядька?
02.07.2009 16:37:58 G.I. (IP) Цитата #27
Я верю в Бога нашего Иисуса Христа, но так же усть верующие в Аллаха-он тоже существует?
Мусульмане верят, что Аллах и библейский Саваоф – один и тот же Бог. Православные (те, кто разбирается в вероучении) знают, что это разные боги, т.к. у них разный характер.
ни это ли и есть КУМИРЫ
Нет, не это. Кумир – это такая штука, в которой предполагается бог или дух. В кумире Перуна – дух Перуна, и можно обращаться не к Перуну, а к его духу в деревяшке.
так тогда вы,люди, можете поклоняться крестам, иконам- изображению людей
В этом Ваша ошибка, Ирина, что вы считаете, что мы поклоняемся. А мы не поклоняемся. Мы почитаем. Т.е. если на изображении сам Господь, то относиться к нему, как к обычному плакату нельзя – ведь обычный плакат можно порвать, затоптать, выбросить. А изображение Бога или святого уже нет. с другой стороны, если само изображение не отражает сущности святости, т.е. является не каноническим – может, стоит его от греха подальше сжечь? Это и есть почитание.
ведь добрые дела делают многие, может всех сделаем святыми!
Святой человек – это не тот, кто делает добрые дела, а тот, кто создал в себе личность определённого типа. Эта личность – подобна Богу, и главной её сущностью является Любовь. Успешность православного христианина заключается в степени "снискания Любви". При этом важно понимать, что страсти, и даже мысли о них мешают любить, потому что захватывают нас и подчиняют себе. Поэтому святой – это прежде всего потрясающий самоконтроль на уровне не только поступков, но и мыслей.
03.07.2009 10:08:09 Ирина (IP) Цитата #28
ого! вы, товарищи, слишком ревностно встетили мой коментарий.
итак, "православные разбераются в вероучении"-мусульмане и другие конфессии тоже думают что разбераются в вероучении.Так кто в итоге разберается лучше?
"не творим себе кумиров"- конечно не творите, это сделали до вас.
"дух в деревяшке"- а разве есть дух в иконе, скажем?
А может быть дух, почитание Бога, святось поступков и мыслей в душе у каждого из нас!
03.07.2009 10:12:18 Ирина (IP) Цитата #29
…и не важно, верите ли вы в Иисуса, Аллаха, Будду- главное то что эта вера у вас в душе существует, и вы стараетесь поступать правильно по отношению к другим и себе!!!
03.07.2009 14:28:24 Инквизитор (IP) Цитата #30
итак, "православные разбераются в вероучении"-мусульмане и другие конфессии тоже думают что разбераются в вероучении.Так кто в итоге разберается лучше?
Логично, что каждый разбирается лучше в своей теме, да?)
"не творим себе кумиров"- конечно не творите, это сделали до вас.
А мы отвечаем только за себя. Не очень понял, про каких именно кумиров вы пишете
"дух в деревяшке"- а разве есть дух в иконе, скажем?
ИМХО Смотря что вы подразумеваете под словом "дух", если это Дух Божий, то неизвестно, может быть, а может и не быть, ибо "Дух дышит, где хочет", но считается, что Его там "по-умолчанию" нет. Ну а, если "дух" в стиле "дух книги, дух эпохи", то есть, как и в любом произведении рук человека.
А может быть дух, почитание Бога, святось поступков и мыслей в душе у каждого из нас!
Может)
…и не важно, верите ли вы в Иисуса, Аллаха, Будду- главное то что эта вера у вас в душе существует, и вы стараетесь поступать правильно по отношению к другим и себе!!!
Допустим (прости Господи) я верю в Кришну, а как известно, кришна – лучший в мире вор, тогда обокрасть вашу квартиру будет правильным поступком по отношению к вам и к себе.
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
OpenId
Предпросмотр
Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Демон Задумчивость Рука-лицо Не могу смотреть Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…