Что вы испытываете, когда слышите словосочетания типа «никарагуанский Оксфорд» или «магаданская Ривьера»? Думаю, как минимум, недоверие и сомнение в допустимости подобных сравнений. При этом существует вероятность того, что можно найти моменты, оправдывающие претензии того же никарагуанского университета на право являться клоном Оксфорда. Вся беда в том, что даже если явления-клоны настолько хороши, что могут в чём-то сравниться с идеальными образцами, на них всё равно остаётся отпечаток вторичности.
Когда я узнал о существовании группы, играющей африканский прогрессив-рок, в моей голове пронеслась вся вышеописанная цепочка рассуждений. Что нового в роке могут сказать ребята из далёкого Йоханнесбурга? Чем же интересны «африканские “TV on the Radio”», как назвали их рецензенты авторитетного “Pitchfork Media”?
Впервые о группе “BLK JKS” (произносится «Блэк Джекс») я услышал в преддверии чемпионата мира по футболу-2010, который прошёл на родине музыкантов – в Южно-Африканской Республике. На волне интереса к околофутбольным событиям в каком-то журнале вскользь прозвучало упоминание об африканской рок-группе, музыка которой может быть использована в церемонии открытия или закрытия чемпионата. Нетрудно догадаться, что имелась в виду группа “BLK JKS”, и также легко предположить, что меня заинтересовала возможность услышать африканскую интерпретацию рока.
После первых прослушиваний единственного альбома группы под названием “After Robots” какого-то определённого мнения у меня не сложилось. В плане стиля, исполнения (здесь соглашусь с “Pitchfork”), “BLK JKS” действительно чем-то напомнили “TV on the Radio”, кроме того, в рецептуре их музыки заметно влияние “The Mars Volta”, только без клинического надрыва, присущего «марсианам». Оценка могла меняться от «ничего особенного» до «интересно, стоит ещё раз прослушать». Сначала перевесило первое – я не слушал этот альбом пару месяцев, а потом он снова попался в мои жадные руки (уши 😊) и раскрылся для меня по-новому.
Первая же песня альбома, “Molalatladi”, погружает в атмосферу тщательно выстроенного звукового хаоса с мощной духовой секцией, гитарными соло, с африканскими хоровыми мотивами и сильным вокалом певца и гитариста группы по имени Lindani Buthelezi. В целом настроение альбома не меняется, оставаясь в рамках слегка безумного, но чёткого ритма с дозированными вкраплениями этнической музыки. Почти все песни исполнены на английском языке, на родном языке исполнен только последний трек альбома – “Tselane”. Из понравившихся выделю ту же “Molalatladi”, проникновенную “Standby” с фортепианными переливами, трагично-энергичную “Banna Ma Modimo”, регги-образную “Skeleton”, напряжённую 8-минутную пьесу “Kwa Nqingetje”, а также несомненный хит, возможно, лучшую песню альбома – “Lakeside”.
Обобщая всё сказанное, скажу, что “After Robots” – отличный альбом, а “BLK JKS” никакие не «африканские “TV on the Radio”», а самые что ни на есть самобытные ребята, делающие качественную музыку.