Классический фильм по классической антиутопии Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984». Пересказывать сюжет, думаю, не имеет смысла. Все антиутопии роднит одно – человек восстаёт против общества, большинства. Много было разговоров об этом романе: параллели с СССР эпохи Сталина очевидны, как, впрочем, и в другом произведении Оруэлла, «Скотный двор». Оруэлл ставит задачу – показать человека в мире, основой которой стали три постулата: 1) свобода – это рабство, 2) война – это мир, 3) незнание – сила, и вытекающие из этого 2 * 2 = 5 или 4, или 6, или 100 – как того захочет Партия, большинство, вопреки здравому смыслу и законам природы. Признание партийной установки, мнения большинства, причём добровольное признание – смысл работы партии, способ управления толпой. Перед создателями экранизации и стояла задача показать человека вне мнения партии и большинства, посмевшего размышлять логически, сомневаться, любить и быть любимым – быть счастливым. Показать процесс подавления в нём личности, уничтожения индивидуальности. И создатели фильма полностью справились с этим. На экраны полностью перенесена мрачная атмосфера мира будущего (для автора, написавшего роман в 1948 году, год 1984-й был будущим), перенесены все детали тоталитарного общества, описанного Оруэллом, перенесены особенности человеческого общения и, конечно, образ Старшего брата, смотрящего на тебя отовсюду (телеэкраны в доме с партийными речами и новостями нельзя было отключить – только приглушить звук; позже Брэдбери в «451° по Фаренгейту» использует негативное отупляющее влияние телевещания на сознание людей). Фильм страшный, депрессивный, но как фильм-предупреждение он уже не закрепляется в памяти, скорее, как дань уважения Оруэллу. Отдельный разговор об актёрах. Джон Хёрт в роли главного героя вне всяких похвал, полное совпадение с характером. Ричард Бёртон, для которого роль в этом фильме стала последней (вроде он умер даже до выхода фильма в прокат), смог передать неотвратимую силу Партии. Влияние большинства, ужас тоталитаризма.
Общая оценка: 9 из 10 (отлично).