Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь», в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей аж Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.

P.S. Выражаю свою благодарность Андрею Кольцову за его мысли, лёгшие в основу настоящей статьи, а также целому сайту под названием “7 Deadly Sins, 7 Heavenly Virtues”.

P.P.S.  Также рекомендуется к прочтению статья-энциклопедия «Мифы и заблуждения о христианстве».

14.10.2009 19:06:52 Павел (IP) Цитата #41
Станиславу:
1. Блаженство – это мирно-радостно-торжественно-победоносное состояние души и духа; ничего общего телесным "кайфом". В такие моменты, однако, можно ощущать горение, теплоту в груди.
2. Нищие духом – не руководствуются в своей жизни гордостью и/или тщеславием. Они же – кроткие. Таковые, если вдуматься, не могут нарушать заповеди Божьи. Душевнобольные в жизни руководствуются именно личными идеалами, т.е. гордыня, самозванство, и разное другое "званство".
3. Это обетование, т.е. обещание Божье, которое, видимо, будет выполнено по Воскресению. Господь говорит: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Пажить – это земля, поле, пастбище для обитания.
4. Не все сыны Божьи. Разные зловреды – не миротворцы – не могут быть сынами Божьими.
15.10.2009 00:53:59 Станислав (IP) Цитата #42
Спасибо, Павел, за Ваше разъяснение, а то ответа от тов. G.I. я что-то не дождался… :-( И, видимо, Вас же, Павел, я попрошу ответить на мои новые вопросы:
  1. Если «нищие духом… они же кроткие» то почему к нищим/кротким относятся 2 внешне противоположные заповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»?
  2. Я так и не понял, почему кроткие именно «землю наследуют»? Я понимаю, когда «нищие наследуют Царство» или «милостивые помилованы будут», но почему кроткие – землю? Я понимаю, когда «фабрики – рабочим, землю – крестьянам», но почему землю – именно кротким?
  3. «Не все сыны Божьи»? То есть если мы все произошли от Бога (являемся его сынами), то это перестаёт действовать при согрешении? Господь отрекается от своих оступившихся детей?
15.10.2009 11:27:03 Павел (IP) Цитата #43
Станиславу:
2. Я не понимаю Станислав, почему вы эти две заповеди считаете противоположными. Потому, что одна относится к небу, а другая к земле? Ничто не мешает быть и нищим (духом) и кротким, ибо ваше будет небо и земля. Заповеди дополняют друг-друга.
3. Заповедь – это договор Бога с человеком – обещание, завет, обетование: ты делай так, а я сделаю вот это. Мне кажется нет смысла искать ответ: почему именно землю кротким? Так установил Бог.
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? (Рим.9:20,21)

Вероятно, Станислав, что вы где-то глубоко в душе, подсознательно, что-то считаете для себя слишком низким, не угодным, не удобным, не справедливым. Истина заключается, наверное, в том, что и то и друге – блаженство, а мы противимся этому. И по этой же причине мы часто в жизни осуждаем других.
Я понимаю, когда «фабрики – рабочим, землю – крестьянам»
– не так установил Бог, не так.
4. Нет, не отрекается, но наоборот Сына Своего послал на смерть, и тем открыл нам путь в блаженную жизнь. Люди сами отрекаются от Бога в угоду своим похотям и прихотям. Т.е. не Бог от человека отворачивается, но человек от Бога; примерно так: "Из зависти к соседу, на работе обману начальника (или работника), заработаю на этом и… куплю машину/дачу/костюм/и.т.д. круче, чем у него, да и любовница моя будет в восторге!" – мамона рулит.
Да и вообще Сын только один. Ангел сказал Ей (Марии) в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. (Лук.1:35)
Т.е. и плоть и дух должны быть от Бога. Знаете, вам нужно почитать "Послание Апостола Павла к Римлянам 8". Первые 9 строк этого послания все объясняют. Замечу так же, что сам Павел, являясь апостолом, называет себя не иначе как "Павел, раб Иисуса Христа!"

Станиславу Огрызкову (автору статьи, если это разные Станиславы):
Я думаю, что статью нужно обязательно дополнить двумя заповедями Иисуса Христа, о которых упоминали выше другие участники:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
(Матф.22:36-40)

Это нужно сделать потому, что 10 заповедей являются не чем иным, как расширенным толкованием этих двух.
15.10.2009 12:02:07 Кто же, как не я? (IP) Цитата #44
G.I., судя по всему, немного повзрослел и стал Павлом :-)
15.10.2009 12:39:49 Павел (IP) Цитата #45
15.10.2009 12:02:07 Кто же, как не я?
G.I., судя по всему, немного повзрослел и стал Павлом :-)
Вы ошиблись, смотрите IP.
15.10.2009 16:08:21 Павел (IP) Цитата #46
Вот еще хотел добавить о 4-й заповеди. Как-то она "плешиво" здесь звучит, и комментарии…
Смысл заповеди, как мне кажется, состоит не в том, чтобы ничего не делать в выходной, а в том, что: ничего не делай с ВЫГОДОЙ для СЕБЯ, а делай для других – это твоя жертва Богу. Если нет дела, то иди в храм молись, размышляй, читай и… отдыхай в своё время – ведь это нигде на запрещено. Лечение больных, раздача милостыни, посещение больных, общение с ближними – это не работа для выгоды. Воин на службе не грешит, тюремный повар тоже не грешит, штурман корабля не может бросить штурвал, корову нужно доить и кормить каждый день, и т.д и т.п.
Иисус не однократно обличает фарисеев и книжников в Евангелии, что они извратили эту заповедь, и своим примером восстанавливает её смысл.
Для нас, однако, не
делай всякие дела твои
– означает: не работай, бездельничай, живи праздно. Это настоящие проделки дьявола, для этого и созданы им соблазны: в пьяном угаре дрыгайся на дискотеке, смотри тупую передачу по зомбоящику, делай шопинг в мега-магазине – современном храме наших "ценностей". Очень страшно во всем этом признаваться самому себе. "Не парься!" – скажут тебе "ближние", "Живи как все!" – помогут друзья, наученные пошлыми книгами, фильмами и рекламой. И если ты вдруг просыпаешься, и ставишь ноги на твердь, то тут же остаешься за бортом "жизни". Вот так дьявол всё и извратил. "Борт жизни" действительно существует, но вот кто на палубе:-?
15.10.2009 16:45:49 Павел (IP) Цитата #47
Вот нашел ссылку на MP3 Святитель Николай Сербский (Велимирович). Объяснение 10 заповедей, данных Моисею. Я думаю такая ссылка не повредит вашей странице.
16.10.2009 01:12:00 Станислав (IP) Цитата #48
Станиславу… Станиславу Огрызкову (автору статьи, если это разные Станиславы)…
В данном контексте это один и тот же Станислав. :-) Как бы там ни было, Павел, спасибо за Ваши ответы! Ещё несколько вопросов-комментариев:
  1. Известно ли Вам происхождение (мирских) фраз вроде «он блаженный какой-то» в смысле «он дурачок/душевнобольной какой-то». :-?
  2. Если честно, мне не нравится в христианстве то, что «заповедь – это договор Бога с человеком… ты делай так, а я сделаю вот это», – мне кажется это прагматичным (меркантильным, циничным и т. п.) – неужели нельзя просто жить по заповедям просто потому, что их установил Господь, а сделать это он мог только во благо человека?!
  3. Правильно ли я понял, что все мы (люди-человеки) – не сыновья Бога, но рабы его?
Вероятно, Станислав, что Вы где-то глубоко в душе, подсознательно, что-то считаете для себя слишком низким, не угодным, не удобным, не справедливым.
Давайте не будем тут заниматься психоанализом моей скромной личности. :-) Да, у меня есть некоторые жизненные принципы, не позволяющие мне делать те/иные вещи, но среди них есть и такие: «Не осуждать людей и их поступки» и «Помогай другому обрести силу, а не потакай его слабостям».
Я думаю, что статью нужно обязательно дополнить двумя заповедями Иисуса Христа, о которых упоминали выше другие участники… Это нужно сделать потому, что 10 заповедей являются ничем иным, как расширенным толкованием этих двух.
Считайте, что статья уже дополнена – потому как именно Ваши комментарии её и дополняют!
Смысл заповеди, как мне кажется, состоит не в том, чтобы ничего не делать в выходной, а в том, что: ничего не делай с выгодой для себя, а делай для других – это твоя жертва Богу.
А вот как рассматривать, например, еженедельную генеральную уборку дома в такой выходной? Вроде, как и для себя она (для гигиены, здоровья и эстетики), а, вроде, как и не для себя (для др. домашних, для уменьшения энтропии Вселенной :-))… :-?
«Не парься!» – скажут тебе «ближние»; «Живи как все!» – помогут друзья, наученные пошлыми книгами, фильмами и рекламой.
Как всё это знакомо и грустно… :-( Мне ещё иногда говорят: «Будь проще, и люди к тебе потянутся!» :-(
16.10.2009 11:04:46 Павел (IP) Цитата #49
Станиславу:
2. Нет, Станислав, происхождение этих фраз мне не известно. Однако, возьму смелость предположить, что они основаны на Библейском писании, и извращены понятно кем и с какой целью:
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. (Матф.5:22) – т.е. всякий поступающий так, как вы описываете, "занимает очередь" в геенну огненную.
3. Бог учит нас именно так и жить по его заповедям, просто потому, что Он их установил. Договор является меркантильным для человека, но не для Бога. Что человек может дать Богу, который есть датель всего? Заповеди, договоры – это уроки как жить человеку, для его пользы, чтобы легче было, безопаснее. Мы ведь учим своих неразумных детей: Не суй пальцы в розетку! – суть заповедь.
4. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. (Иоан.15:15)
Будет полезнее если вы прочтете полностью послание "От Иоанна 15"

О психоанализе: :-) – конечно не будем им заниматься; Фрейд и Берн с этим не разобрались, где уж мне. Жизненные принципы я почитал (ведь не даром вы на них ссылку дали; <- это ;-) не психоанализ) и вот что скажу: очень много противоречивых. Например: "Из системы Мирзакарима Норбекова" практически противоположны "Из учения Порфирия Иванова «Детка»". Чтобы не запутаться в них окончательно нужно, наверное, сокращать их количество, если это действительно "Жизненные принципы Станислава", а не просто сборник всяких разных принципов. Евангельские принципы блаженства и заповеди – самые верные жизненные принципы!
16.10.2009 11:27:07 Павел (IP) Цитата #50
О! Забыл про генеральную уборку добавить! :-D
Если вы согласны с тем, что у человека есть душа, то вот мой ответ:
Нуждается ли душа в чистоте? Нуждается ли душа в уборке?
Что больше: квартира, тело, душа? (Разве этот вопрос про размер?)
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф.6:25)
Вряд ли генеральная уборка квартиры заменит исповедь – уборку души.
Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Лук.20:25)
Т.е. нужно и то сделать и другое. Если одно мешает другому, то нужно изменить распорядок, и выполнить один из ваших принципов: "Не лениться".
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…