Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Об ограничении курения табака

Курение УБИВАЕТТвоё курение – самоубийство, в присутствии других – эгоизм, в присутствии детей – высшая форма эгоизма и скудоумие.

Наконец-то вышел хоть какой-то федеральный закон, позволяющий нам, некурящим, «вздохнуть свободно», в буквальном смысле этого слова! Этот закон называется «Об ограничении курения табака». Впервые он был подписан Президентом РФ ещё 10 июля 2001 года, и с тех пор к нему было принято ряд поправок, закреплённых федеральными законами (ФЗ) от 31.12.2002 № 189-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ и от 01.12.2004 № 148-ФЗ. У Вас есть возможность ознакомиться с текстом закона со всеми внесёнными в него поправками.

10 июля 2001 года№ 87-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА

Принят
Государственной Думой
21 июня 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2001 года

(в ред. федеральных законов от 31.12.2002 № 189-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 01.12.2004 № 148-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

– табачные изделия – изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка – крупка курительная;

– курение табака – вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;

– никотин – вещество, содержащееся в табаке;

– смола – один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;

– окружающий табачный дым – табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака

Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

1. Деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Запрещаются производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утверждённым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать:

– для сигарет с фильтром – содержание в дыме сигареты смолы 14 миллиграмм на сигарету и никотина 1,2 миллиграмма на сигарету;

– для сигарет без фильтра – содержание в дыме сигареты смолы 16 миллиграмм на сигарету и никотина 1,3 миллиграмма на сигарету.

3. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака – основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

На одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения табака, утверждённая федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. На другой большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака в соответствии со следующими правилами:

– каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утверждённого федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;

– каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей о вреде курения табака должен быть помещён на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака (без учёта указания автора предупреждения о вреде курения – федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее четырёх процентов площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий.

На одной из боковых сторон каждой упаковки (пачки) сигарет также должна быть помещена информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты в соответствии с государственными стандартами. Указанная надпись должна занимать не менее четырёх процентов площади боковой стороны упаковки (пачки) сигарет.

К надписям на упаковке (пачке) табачных изделий предъявляются следующие требования:

– надпись должна быть чёткой и легко читаемой;

– надпись должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечить целостность надписи при открывании упаковки (пачки) табачных изделий;

– надпись не должна быть напечатана на прозрачной обёрточной плёнке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале.

4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 5. Реклама табака и табачных изделий

Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти

1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полёта менее трёх часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведённых местах для курения табака.

2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведённых мест для курения табака.

3. Нарушение положений данной статьи влечёт за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

Статья 8. Меры по ограничению курения табака

Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по ограничению курения табака и обеспечивает их реализацию.

Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета производства и импорта табачных изделий вступает в силу с 1 января 2003 года. Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий вступает в силу с 1 января 2004 года. Пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2003 года в части производства и импорта табачных изделий для потребления на территории Российской Федерации и с 1 июля 2003 года в части оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий для потребления на территории Российской Федерации. Пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу через один год со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Москва, Кремль
10 июля 2001 года
№ 87-ФЗ
Президент
Российской Федерации
В. Путин

К настоящему моменту (весна 2005 года) в силу вступили все статьи настоящего закона, однако это не означает из автоматическое выполнение, ибо российское законодательство давно страдает не только от «несознательности» граждан, но прежде всего от отсутствия механизмов и средств для реализации законов. В случае с законом «Об ограничении курения табака», например, совершенно непонятно, кто и как должен контролировать его выполнение в части курения в общественных местах и т. п. Поэтому приведу пока несколько своих способов реализации закона на практике.

Курение в лифте

Меня давно уже было неприятно ездить в лифте моего подъезда, когда некоторые несознательные товарищи накануне в нём накурили. Поэтому я однажды повесил в нём объявление буквально следующего содержания:

Курение – это проявление слабой воли, поэтому справиться с ним практически невозможно… Однако же вполне реально проявлять элементарное воспитание, порядочность и уважение к соседям, к столь пагубной привычке не склонным, и не курить в лифте. Тем более, что это нарушает Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» и подразумевает привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Администрация

P.S. Это объявление сорвёт только курильщик…

Самое поразительное, – то ли мой постскриптум подействовал, то ли ещё чего, – объявление не сорвали ни в первый день, ни в последующие дни в течение примерно недели. Но зато с ним стали происходить следующие метаморфозы. На второй или третий день кто-то зачем-то зачеркнул приставку «не» в слове «невозможно» – видимо, это был бывший курильщик, который пытался таким образом дать понять, что от этой пагубной привычки всё же возможно избавиться (хотя лично я знаю, наверное, только одного (!) человека из всех своих знакомых и друзей, кто реально и окончательно бросил курить). Ещё через пару дней какой-то умник вырвал (вместе с бумагой) частицу «не» в выражении «не курить в лифте» – это явно был курильщик-оригинал, решивший таким образом сделать моё объявление призывающим к курению. Ну и наконец через пару дней кто-то всё-таки сорвал это объявление, а на стене лифта вместо него маркером написал: “Oops!..”

Несколько дней жизни этого объявления у меня была иллюзия, что курить в лифте перестали… Но в один из дней, когда объявление ещё висело, я зашёл в лифт, вдохнул и понял – ничего не изменилась. Дурное воспитание также практически не лечится, как и наркомания (курение). Я не верю ни в сильных волей, ни в воспитанных курильщиков.

Курение в общественном транспорте

Будучи вынужденным регулярно ездить в общественном транспорте, я заметил, что и в этом никто не препятствует нарушению п. 1 ст. 6 ФЗ «Об ограничении курения табака» – водители курят во время поездки, нисколько не задумываясь о вреде для своих пассажиров. Причём процент водителей-нарушителей возрастает в следующем направлении: в троллейбусах водители практически вообще не курят (по крайней мере, я не припомню такого случая), в больших автобусах – курят редко, но метко (поэтому близко к кабине водителя лучше не садиться), а в маршрутных такси типа «Газель» курят часто и тут уже от дыма ни в каком углу салона не спастись. Конечно, в иных случаях, если пассажир попросит водителя не курить, тот прекращает, однако, во-первых, не все водители такие просьбы выполняют, во-вторых, не все пассажиры могут об этом попросить, даже если им неприятно, а в-третьих, факты нарушения даже при этом остаются фактами (водители «по умолчанию» не должны курить в салоне).

В один прекрасный день я приехал на работу в «Газели», водитель которой пыхтел в своё удовольствие, поэтому выходя, я мельком взглянул на государственный номер этого маршрутного такси. В этот же день на официальном форуме Администрации Владимирской области я задал следующий вопрос в разделе «Транспорт и дорожное хозяйство области»:

До каких пор в общественном транспорте областного центра будет открыто нарушаться ФЗ «Об ограничении курения табака»? В частности, речь идёт о курении водителей, прежде всего маршрутных такси «Газель»? Одно только курение в процессе перевозки пассажиров нарушает указанный ФЗ, не говоря уже о том, что водители нередко игнорируют замечания пассажиров. А среди пассажиров есть не просто только некурящие, но и дети! Прошу дать ответ, а также разъяснить, куда можно обращаться с указанием конкретных водителей-нарушителей (например, сегодня, 16.03.2005, это был водитель МТ 4-а с гос. номером ВМ 383 ? 33-го региона).

Ответа долгое время не было, и я уже было отчаялся… И лишь спустя почти две недели мне ответил заведующий сектором информатизации департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области Мамаев Михаил Владимирович:

В своём письме Вы затронули действительно одну из важных тем по обеспечению общественной безопасности и охраны общественного порядка на территории области, в том числе на объектах транспорта, которая требует законодательного урегулирования. Речь идёт об отсутствии на сегодняшний момент самого механизма (состава) привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих требования ФЗ «Об ограничении курения табака».

С учётом Вашего письма, а также обращений других граждан, департамент подготовит мотивированные предложения в адрес Губернатора области и Законодательного Собрания области о внесении изменений в Закон Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области» в части установления ответственности за курение в городском и пригородном транспорте общего пользования, а также в иных общественных местах.

По общему правилу, к должностным лицам, уполномоченным составлять протокол о данных правонарушениях, целесообразно будет отнести должностных лиц милиции общественной безопасности (в том числе ГИБДД УВД Владимирской области).

Однако, в виду отсутствия в настоящий момент ответственности водителей городского общественного транспорта за курение в салоне транспортного средства в процессе перевозки людей, рекомендуем Вам впредь обращаться с описанием конкретных фактов в отдел транспорта и связи администрации г. Владимира (тел. +7 4922 231220, 237967, 230297) для принятия мер к таким перевозчикам, вплоть до снятия их с маршрута.

Позднее этот ответ был дополнен:

В случае выхода областного Закона об административной ответственности лиц за курение в общественных местах, в том числе в салоне автобуса, должностные лица милиции общественной безопасности (в том числе ГИБДД УВД Владимирской области) будут обязаны принимать все меры по пресечению и профилактике данных правонарушений.

При наличии у администрации области, администраций муниципальных образований подтверждённой информации о фактах бездействия милиции общественной безопасности, которая финансируется из областного и местных бюджетов, возможны применения к ним мер воздействия через распределения денежных средств и иных мер администрирования.

Согласен с Вами, что подавляющее большинство законов в России в полной мере не реализуется, и нам ещё далеко до создания «нормального гражданского общества», но в любом случае, наш департамент благодарен Вам за саму поддержку и предложения по возможному решению имеющихся проблем.

Что ж, будем надеяться, что что-то в этом контексте изменится к лучшему… Пока же владимирским пассажирами «курящего» транспорта ничего другого не остаётся, кроме как звонить по указанным выше телефонам.

Добавьте свой комментарий, почитайте уже добавленные комментарии или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата

Опрос по теме

Курите ли Вы?



Подробнее… | Все опросы

Загрузка…