Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Сенсорно-этический интроверт (посредник) Александр Дюма

Сенсорно-этическиий интроверт (СЭИ) – это один из соционических типов, также известный как «посредник». Типичным представителем такого типа является Александр Дюма. Его дуал – интуитивно-логический экстраверт (искатель) Дон Кихот.

Описание психотипа по Вайсбанду

Дружелюбный, постоянно хорошо и оптимистично настроенный человек. Не навязывает другим свою волю. Свои настоящие переживания скрывает. Всегда одинаково тёплый, заботливый, улыбающийся. Не может ни просить, ни требовать услуг, все свои потребности старается удовлетворить своими силами.

Тонко чувствует природу, искусство. Умеет запоминать и воспроизводить однажды пережитые эмоции. Так, Айвазовский писа́л свои морские пейзажи в комнате с тёмно-красными стенами, выходящими на противоположную от моря сторону. Ценит жизнь во всех разновидностях. Любит удовольствия и умеет их давать. Художник в любви.

Очень считается с удобствами других людей, внимателен и заботлив. Очень быстрые, сознательные эмоциональные реакции, направленные на изучение и изменение эмоций окружающих. Это причина множества шуток, от которых, если они невпопад, быстренько отказывается. Происходит постоянное эмоциональное творчество, поиск наиболее действенных вариантов, которые активизируют партнёра. С особым рвением контролирует настроения своих близких.

Не может скандалить, говорить «нет», прервать нежелательное знакомство. Поэтому боится тех, кто может «прилипнуть». Ему нужен человек, который при всяких обострениях тоже не склонен вступать в скандал, а уходит, хлопнув дверью. Именно так и ведёт себя его дуал Дон Кихот. Например, Дюма-отец выбрал из множества своих любовниц Иду Феррье за то, что она держала его на более длинном поводке, чем остальные.

Видит потребности людей, систему их мотиваций, с удовольствием всех агитирует и уговаривает. Но нуждается в друге-дуале, чтобы знать, кого сто́ит уговаривать и на что, потому что такой друг знает потенциальные возможности людей, идей, начинаний.

Не любит напоминать о себе, пока он не нужен. Старается не выделяться, ни как передовик, ни как отстающий. Не любит конкурировать. Инициативен только на своей территории. Интересно, что великому Дюма был необходим тайный соавтор – Макс, который написал заготовки «Трёх мушкетёров», «Графа Монте-Кристо» и большинство других романов прежде, чем за них взялся сам писатель.

Плохое самочувствие заставляет его спрятаться, отлежаться. Падает настроение – не может манипулировать людьми. А тогда зачем же общаться?

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Первая функция – сенсорика ощущений – побуждает Дюма жить своими яркими, «вкусными» ощущениями в данный момент. Выраженное стремление ко всевозможным наслаждениям и удовольствиям, и именно сегодня.

Вторая функция – этика эмоций – делает этот тип непревзойдённым творцом и манипулятором человеческими эмоциями. В зависимости от собственных интересов и предпочтений мастерски и очень тонко «творит интригу», которая может как улучшить, так и нарушить эмоционально-психологический климат группы, семьи, производственного коллектива.

Ролевая функция – интуиция времени – придаёт этому типу стремление к демонстрации своих «умений» ориентироваться в потоке времени и, как ему кажется, предвидеть возможные неудачи и провалы в будущем.

Болевая функция – логика действия – обуславливает возникновение крайне негативных реакций на замечания относительно недостаточной мобилизованности и тщательности в выполняемой работе. Замечания справедливые и именно поэтому крайне болезненные для Дюма.

Логика действия на четвёртом месте, эмоциональное отношение к миру нередко побуждает этот тип к коммерческим авантюрам, заканчивающимся, как правило, к величайшему изумлению Дюма, весьма плачевно.

Пятая функция – интуиция возможностей – делает этот тип внушаемым по всему тому, что касается новых, перспективных, глобальных идей. С благодарностью воспринимает оптимистическую информацию о будущем, которое сам способен видеть иллюзорным, мрачным.

Логика отношений на шестом месте делает Дюма весьма благодарным поклонником людей, создающих стройные логико-аналитические системы. Особенно, если последние показывают этому типу логичность его действий и поступков. Скажите Дюма, что он логичен – и он Ваш.

Седьмая функция – волевая сенсорика. Мягкий и доброжелательный Дюма может вспылить, если кто-то проявляет излишний волевой напор в ситуациях, противоречащих его сенсорно-этическим представлениям. В других же ситуациях, напротив, нередко стимулирует людей к более энергичной, целенаправленной деятельности.

Восьмая функция – этика отношений. Даёт мягкие, ненавязчивые советы по налаживанию межличностных отношений, являясь существом конформным, легко идущим на компромисс, пренебрегающим принципами ради создания тёплых эмоций.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Сенсорика ощущений

Красота и гармония во всех их проявлениях, яркая, изобилующая приятными впечатлениями жизнь, стремление к удовольствию в самых эстетичных и изысканных его формах – вот основные, присущие представителям этого типа ценности. Для Дюма характерно не только созидание прекрасного во всех его формах и проявлениях, но и бережное отношение к уже существующей гармонии.

Дюма никогда не позволит себе испортить кому-нибудь настроение или привнести в атмосферу праздника будничность. Он – созидатель всего того, что приносит радость и доставляет удовольствие.

Дюма любит и ценит жизнь во всех её проявлениях. Для него очень важно чувствовать вкус к жизни. Важно сделать жизнь красивой, приятной, лёгкой; важно ощущение «праздника жизни». Дарить удовольствие для Дюма так же приятно, как и получать его.

Дюма – реалист. (А иначе, как бы он дополнял такого мечтателя и фантазёра, как Дон Кихот?) Дюма сориентирован на самые простые и естественные ценности: благополучие семьи, уютный дом, добрые отношения.

Никому никаких неприятностей старается не доставлять. Сам радуется жизни и не намерен усложнять её другим.

Для Дюма очень важно ощущение комфорта, душевного покоя, хорошего самочувствия и хорошего настроения. Отсутствие какого-либо из этих ощущений его серьёзно обеспокоит. Например, если обстоятельства складываются так, что он не имеет возможности в обеденный перерыв пойти куда-то пообедать и вынужден регулярно питаться всухомятку, это его будет очень беспокоить: «Так ведь недолго и гастрит нажить…»

Комфорт и дискомфорт, здоровье и болезнь, счастье и несчастье, жизнь и смерть – основные темы его рассуждений.

Часто размышляет о том, в каких условиях он хотел бы существовать. Любит критиковать плохо продуманные или неудобно организованные условия работы, учёбы и отдыха.

Дюма обладает свойством запоминать и заново воссоздавать однажды пережитые ощущения. Звуки, цвета, запахи запоминаются им как целостное впечатление и могут восстановить в памяти ассоциации, связанные с пережитым чувством, напомнить о каком-то событии, о каком-то человеке, о каких-то отношениях.

Умеет замечать неприятные ощущения, испытываемые другими людьми. Например, сразу же заметит, что кому-то жарко, холодно, тесно, душно, кому-то жмёт обувь. Замечает, когда кто-то испытывает болевые ощущения. Всегда знает, чем они вызваны, и стремится устранить их причину. Причём старается сделать это в тактичной форме, поскольку считает, что ощущения – это нечто сугубо личное и интимное, поэтому и влиять на них следует деликатно и ненавязчиво. (Представители этого типа великолепно работают в медицине.)

Дюма умеет сострадать чужому недомоганию, поскольку и своё собственное плохое самочувствие воспринимает как серьёзную неприятность. В этот момент он полностью поглощён своим состоянием и своими ощущениями. Общение с окружающими в этот период его только раздражает, особенно, если они безучастно относятся к его состоянию и не проявляют никакого сочувствия и никакой заботы. Недостаточно выраженное сострадание Дюма воспринимает как проявление душевной чёрствости и плохого отношения к себе. Если, например, видит, что его жалобы только раздражают окружающих, старается ограничить с ними всякие контакты до лучших времён.

Формально выраженное сочувствие, равно как и общеободряющие, «дежурные» фразы ничуть не улучшают его состояния. Во время болезни Дюма нуждается не в ободрении, а в утешении.

Не считает себя способным к физическим перегрузкам, поэтому не любит оказываться в условиях, требующих от него физической выносливости, особенно, когда это касается его отдыха. Любит отдыхать в условиях скромного и непритязательного комфорта, в обществе приятных и интересных ему людей. Туризм, требующий физического напряжения, сопряжённый с риском, опасностью и полнейшим отсутствием удобств, его привлекает сравнительно мало.

Любит отдых на природе. Тонко чувствует её красоту. Любое проявление прекрасного старается запомнить, как вообще старается запоминать всё хорошее, «чтобы было что вспомнить». («Жизнь – не то, что прожито, а то, что запомнилось».)

Умеет и любит принимать гостей. Рад возможности проявить свой вкус и кулинарные таланты. Сама подготовка к приёму доставляет ему удовольствие. Дюма обычно устраивает для своих гостей настоящий «сенсорный праздник»: уютная обстановка, приятная музыка, мягкое освещение, красивейшая сервировка, вкуснейшая еда – всё делается для того, чтобы удовольствие от праздника было всесторонним и наиболее полным.

Дюма тщательно продумывает все детали будущего застолья: подбор гостей, сервировку, сочетание блюд, выбор вин. Если это, например, новогодний праздник, продумывается оформление комнаты, карнавальные костюмы, подарки, сюрпризы… Очень сердится, когда кто-нибудь мешает осуществлению его праздничной затеи: «Ну ты подумай, я вношу торт со свечами, а моя свекровь в этот момент включает верхний свет! Ну как она не понимает, что она этим всё настроение праздника испортила… Или вот ещё: сама начала раздавать подарки! Ну как она не понимает, что это не от неё подарки, а от Деда Мороза – их же надо под ёлкой найти. Вот так взяла и испортила детям праздник!»

Дюма отличает великолепный вкус во всём, что касается гармонии ощущений. Это всегда непревзойдённые кулинары, способные по запаху определить и вкусовые качества пищи, и степень её готовности. Дюма не просто готовит пищу – он творит, он вкладывает душу, он представляет, какое удовольствие должна доставлять его еда.

Очень серьёзно относится к вопросам питания. Исключительно привередлив и разборчив в пище. Еда, не вызывающая у него доверия, им съедена не будет, даже если его очень об этом попросить. Очень консервативен в вопросах вкуса.

В любых условиях Дюма умеет создать ощущение комфорта, ощущение тепла и уюта. Какими бы скромными средствами он не располагал, всегда придумает, как украсить свой дом. Может использовать для этого своё рукоделие, свои рисунки или рисунки своих детей. Любое, даже вре́менное его жильё выглядит уютным и обжитым.

В оформлении интерьера Дюма предпочитает затейливо-изящный стиль, часто с декоративными дополнениями. Очень рационально использует пространство, умеет даже тесноту сделать уютной.

Порядок в доме Дюма (особенно если это дуализированный Дюма) обычно соблюдается, причём в очень ненавязчивой и необременительной для домочадцев форме: домочадцы разбрасывают вещи, Дюма их терпеливо собирает и раскладывает по местам – и так до тех пор, пока домочадцы не начинают автоматически класть вещи на место. Если у Дюма не хватает сил регулярно наводить порядок во всём доме, всегда есть какой-то участок, где порядок неукоснительно соблюдается, и где всё со вкусом организовано.

Предметы быта в доме Дюма всегда красивые и удобные, всегда очень красивая посуда. Не только та, что для праздников, но и та, что на каждый день. Красивая посуда и красивое постельное бельё – «маленькая слабость» представителей этого типа. Мягкая, удобная мебель, ковры, подушки, салфеточки – всё, что радует глаз и располагает к отдыху, непременно присутствует в доме Дюма.

Эстетика Дюма рассчитана на восприятие малыми формами. Красота каждой вещи должна восприниматься в отдельности – отсюда некоторая декоративная перенасыщенность, свойственная эстетике Дюма. (Свойственная также эстетике всех иррациональных сенсориков-этиков – и Дюма, и Наполеона.)

Дюма обладает многими художественными талантами и с удовольствием их реализует. Так, не обучаясь специально профессии парикмахера или портного, часто выполняет работу не хуже, а иногда и лучше иного профессионала. Дюма, профессионально занимающийся дизайном (одежды, причёсок, обуви, мебели), – вне конкуренции.

Великолепно чувствует гармонию цвета, линий, форм, звуков, запахов. Лучшие парфюмеры и лучшие дегустаторы получаются именно из представителей этого типа. Умеет подбирать ассоциативные сочетания запаха и цвета, цвета и звука. Может изобрести духи, соответствующие определённой музыке, настроению, определённому цветовому сочетанию, определённому художественному направлению и стилю одежды.

Дюма умеет создавать свою моду, умеет и сам приспосабливаться к любому её направлению. Никогда не наденет то, что неудобно носить, или то, что невыгодно подчёркивает недостатки его внешности. Этим объясняется способность Дюма в любой одежде выглядеть исключительно привлекательно. По природе склонные к полноте, они великолепно справляются с этой проблемой, благодаря умению со вкусом одеваться, легко двигаться и удобно себя чувствовать в любой обстановке. Кроме того, Дюма не может допустить, чтобы его полнота доставляла ему какие-то неудобства. Поэтому начинает соблюдать диету каждый раз, когда чувствует, что это необходимо.

Дюма всегда уверен в своей привлекательности, и окружающие, особенно представители противоположного пола, это всегда хорошо чувствуют. Дюма обычно пользуется успехом, причём заслуженным, и это его очень радует. Никогда не спекулирует на своей красоте, поскольку считает её нормальным и естественным явлением. Ему приятно доставлять удовольствие своим внешним видом. Более того, Дюма охотно помогает и советом, и делом всем, кто хочет сделать свою внешность более привлекательной, чем оказывает неоценимую услугу своему дуалу Дону Кихоту, обычно уделяющему недостаточно внимания своему внешнему виду. (Как любила говорить одна студентка-Дюма про своего преподавателя Дона Кихота: «Каждый раз, когда я его вижу, мне так хочется его отмыть!..»)

Нет ничего более естественного для Дюма, чем забота о своих близких, о своих домочадцах – это один из его жизненных ориентиров. Его домочадцы всегда бывают ухожены и накормлены. Дюма может свои потребности сократить до минимума, но постарается, чтобы его семья не испытывала ни малейших неудобств.

Эстетическое воспитание детей считает делом первостепенным и наиважнейшим. Например, живя на пособие по безработице, может купить своим детям пианино и оплачивать им уроки музыки.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Этика эмоций

В эмоциональном плане Дюма часто производит двойственное впечатление: внешне это – беззаботный весельчак и оптимист, внутренне – человек сдержанный и напряжённый.

В малознакомом обществе Дюма старается не привлекать к себе особого внимания; больше наблюдает, чем действует. Внешне всегда кажется спокойным, уравновешенным, уверенным в себе. При кажущейся открытости внутренне скрытен и недоверчив. Часто производит впечатление человека «себе на уме». И действительно, Дюма боится сболтнуть о себе что-нибудь лишнее.

На близкой дистанции в своей компании общается легко, свободно; умеет создать непринуждённую обстановку. Любит развлекать друзей забавными историями.

Умеет и любит быть душой компании. Прекрасно поднимает настроение шутками. Если какие-то шутки оказываются неуместными, может быстро и тактично поменять тему. Но следует заметить, Дюма поддерживает в компании хорошее настроение только в том случае, если это не противоречит его собственному внутреннему состоянию.

Миролюбив. Дружелюбен. Умеет создать ощущение тепла и радушия. Очень к себе располагает и может найти контакт с любым окружением. Прекрасно чувствует собеседника, умеет к нему эмоционально подстроиться, причём делает это вполне искренне. Очень легко завоёвывает доверие людей, но никогда этим не злоупотребляет (если только этого не требуют интересы его работы).

Легко вызывает на откровенность. (Качество, позволяющее представителям этого типа быть хорошими разведчиками, агентами, психотерапевтами и воспитателями.)

Умеет запоминать и воспроизводить однажды пережитые эмоции, умеет представить себе переживания другого человека, его чувства и его характер. Умеет эмоционально воссоздать и пережить в себе эмоциональное состояние другого человека, умеет как бы пропустить его через себя. (Благодаря этому качеству Дюма может быть очень хорошим актёром, дипломатом или посредником.)

Если при нём затевается ссора или спор, всегда старается разрядить обстановку, старается отвлечь спорщиков или успокоить их. (Качество, рассчитанное на проблематичную этику его дуала Дона Кихота, постоянно затевающего спор, переходящий в ссору.) Разумеется, Дюма и сам может втянуться в ссору со своим конфликтёром, и тем не менее, состояние вражды ему очень неприятно. Именно поэтому предпочитает выступать связующим звеном между враждующими сторонами. («Мастер челночной дипломатии».) Всегда радуется возможности кого-то помирить, уговорить, убедить. Хорошо устраивает свои дела неофициальным образом.

Работая на руководящей должности, старается поддерживать хорошие отношения со всеми подчинёнными. Считает для себя важным уделять внимание психологическому климату в коллективе.

Старается поменьше критиковать других – не любит конфликтовать и наживать себе врагов. Поэтому, если и приходится кого-то покритиковать, старается сделать это в мягкой форме. Но если видит, что это кого-то травмирует, старается не обострять отношений и переводит всё в шутку. (Качество, совершенно необходимое при общении с таким дуалом, как Дон Кихот, который, как уже говорилось, очень обострённо воспринимает критику в свой адрес.)

Дюма умеет быть режиссёром настроения: если считает нужным кого-то успокоить или утешить, сделает это великолепно. Если считает нужным привлечь внимание к своим проблемам, сделает это «творчески»: создаст обстановку совершенно невыносимого напряжения и не «отпустит» до тех пор, пока его проблемы не начнут хотя бы частично решать, или до тех пор, пока сам не успокоится. Дюма не стесняется открыто говорить о своих проблемах, причём в этом не всегда ограничивает себя близким кругом, из-за чего может производить впечатление нытика. (Такая этическая тактика рассчитана на этику эмоций его дуала Дона Кихота, которого иногда бывает необходимо отвлечь от его фантастических проектов и поставить перед фактом конкретной, реально существующей проблемы.)

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Интуиция времени

Дюма обычно ценит и своё, и чужое время, но расходует его столько, сколько требуется для достижения нужного ему результата. Например, если он чего-то не выяснил, чего-то недопонял, он будет продолжать разговор до тех пор, пока не получит полную ясность, независимо от того, располагает ли его собеседник временем для объяснений или нет. Дюма может зайти «на минутку» и застрять на несколько часов, но зато получит полную информацию по всем интересующим его вопросам.

Такое качество, как пунктуальность, для него более значимо именно в этическом плане. Поэтому, если ему приходится опаздывать, всегда чувствует себя очень неловко. Если обстоятельства не обязывают его к пунктуальности, Дюма этому только рад.

В силу многих причин чёткий распорядок дня ему неудобен. Необходимость жить по жёсткому графику, поспевать куда-то к определённому часу для него всегда обременительна. Не всегда может планировать время отдыха или время работы. Время отдыха для Дюма определяется его самочувствием. Например, не дожидаясь перерыва, Дюма может выйти передохнуть и перекусить (если условия того позволяют). Время окончание работы определяется её результатом.

Время Дюма обычно расходуется на сиюминутные дела и сиюминутные потребности, что особенно затрудняет его планирование. Поэтому Дюма очень не любит давать обещания – опасается, что выполнить их будет трудно из-за каких-то непредвиденных обстоятельств.

Часто разыгрывает роль оптимиста, уверенного в завтрашнем дне. Любит прогнозировать будущее, хотя его прогнозы иногда носят наивный характер. Например, может какое-нибудь случайное везение рассматривать как предвестник будущих блестящих перспектив.

По аспекту интуиции времени для Дюма особенно характерны перепады от оптимизма к пессимизму. Иногда отдельную, случайную удачу он может возвести в перспективу: например, если его похвалили на работе, он уже предполагает для себя блестящую карьеру; поругали – «предвидит» увольнение.

Его собственное будущее, будущее его семьи, его страны, его общества – тема, которая его постоянно волнует. Причём конкретной программы по этому аспекту Дюма предложить не может. Вопрос «что же с нами будет?» всегда остаётся для него неразрешимым, всегда остаётся областью его размышлений, его мучительных размышлений. (Примеры – фильмы Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» и «Предсказание».)

Для Дюма бывает затруднительно предвидеть развитие ситуации во времени. Он может потерять много времени на неоправданное ожидание. Он может зацикливаться на ожидании, отказываясь от других возможностей и перспектив. Это объясняется тем, что для Дюма расход времени оправдывается результатом дела. Если достигнуты положительные результаты, то не жалко и потраченного времени.

Ценнейшую услугу в прогнозировании перспектив оказывает для Дюма его дуал Дон Кихот. Лучшего «предсказателя» глобальных перемен в развитии общества трудно себе представить. Дон Кихот лучше, чем кто-либо другой, может ответить на вопрос, как и в каких условиях будут жить отдельный человек, семья, общество в целом через определённый отрезок времени. Какие возможны перемены в будущем, какие обстоятельства повлияют на эти перемены.

Дюма может не обращаться к гадалке, имея такого дуала, как Дон Кихот, который видит не только перемены к лучшему или к худшему, но видит и сроки этих перемен. При Доне Кихоте для Дюма не бывает бесполезного ожидания – Дон Кихот этого просто не допустит и переориентирует Дюма на другие, действительно перспективные планы.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Деловая логика

На любую предстоящую ему работу, даже любимую, даже привычную и постоянную, Дюма смотрит как на обременительную необходимость – и это одна из его серьёзнейших проблем. Даже если часть работы он уже выполнил легко, в творческом порыве, под влиянием вдохновения, всё равно ему ещё предстоит её завершать, прорабатывать детали, проверять конечный результат, а всё это – уже необходимость.

Необходимость выполнять какую-то работу выводит Дюма из естественного для него расслабленного состояния. Необходимость выходить из этого состояния и переключаться на работу уже сама по себе его напрягает, создаёт ему неприятные ощущения: «Вот сейчас допью кофе… докурю… и надо идти доделывать проект… Кто бы знал, как мне не хо-о-очется… кто бы за меня его сделал…»

Дюма часто говорит о необходимости делать какие-то дела и о том, как ему «не хо-о-очется» их делать. Часто жалуется на перегрузки, на недостаток времени. Из каких-то обычных, бытовых дел создаёт целую проблему. Часто складывается впечатление, что он больше всех работает, больше всех перегружен, и жизнь у него тяжелее, чем у всех других.

Дюма очень тяжело входит в работу, очень долго раскачивается. То ему кажется, что она ему не по силам, что он не знает, как её сделать, что у него не собрано достаточно материала, что у него не готово рабочее место.

В творческом порыве Дюма может сделать работу вообще незаметно для себя. Пришла идея, как сделать эту работу, – пошёл и сделал. Но «на одном дыхании» можно сделать работу только небольшого объёма; как же представители этого типа пишут многотомные романы и ставят многосерийные фильмы?

Дюма великолепно работает творчески. Начинает работу по вдохновению, а там уже заставляет себя её продолжить и закончить. (Во многих художественных произведениях для представителей этого типа, начало работы – книги, фильма, оперы – выглядит гораздо более талантливым, многообещающим и интересным, чем её продолжение и завершение.) Между первой частью работы и последующими иногда могут быть большие промежутки времени. Дюма должен «созреть» для продолжения и завершения. Для него это очень важно – зато и результат себя оправдывает.

Дюма не любит показывать незаконченную работу, не любит, когда его контролируют в процессе работы. Не любит, когда в процессе работы начинают конструктивно критиковать его работу, критиковать его методы, его замысел, его стиль. В его понимании это значит, чинить ему препятствия. В таких случаях всегда требует, чтобы ему дали возможность доделать работу самостоятельно и представить конечный результат.

Дюма старается выбирать такую профессию, которая бы полностью реализовала его творческий потенциал, но если этого не получилось, старается найти себе работу по силам и по возможностям. В таких случаях на блестящую профессиональную карьеру он не претендует, на работе старается ничем не выделяться, чтобы не слишком ругали и не слишком хвалили. Лишний раз на глаза начальству предпочитает не попадаться, никаких лишних нагрузок, инициатив, ответственности и обязанностей на себя не берёт.

Иногда создаётся впечатление, что Дюма вообще боится работы и ищет способ как бы её избежать. Если кто-либо привносит в его работу какие-то новые проблемы и этим её усложняет, Дюма страшно раздражается. Например, если в учебных или методических целях его заставляют решать простую задачу сложными методами (как это иногда бывает в методиках Штирлица), это буквально выводит его из себя. Дюма как раз нуждается в том, чтобы ему показали самую простую и самую рациональную методику, с самым минимальным расходом времени, а уж усложнить он её и сам сможет.

Дюма всегда очень внимательно прочитывает инструкции, очень внимателен ко всем методическим рекомендациям. Его учебные конспекты, как правило, бывают самые полные и самые аккуратные. Дюма – это тот самый студент, который всегда у всех выпрашивает «переписать конспектик». Причём сто́ит ему в этом отказать, он сразу выглядит таким несчастным – для него это действительно очень важно.

Самостоятельно разобраться в какой-либо методике, рационально и эффективно её применить для Дюма – самая настоящая победа. Он совершенно счастлив, когда к нему обращаются за советом или консультацией по поводу знакомой ему методики. Иногда ему даже кажется, что методические консультации –это его призвание.

Дюма довольно часто рассуждает о том, как можно было бы неплохо заработать. Хотя именно зарабатывать деньги ему чрезвычайно трудно. Даже будучи высококвалифицированным и широкообразованным специалистом, Дюма может по несколько месяцев напряжённо искать работу, а потом согласиться на самые невыгодные условия: «Да можно было бы и бесплатно работать, но потом хотя бы рекомендацию получить, хотя бы стаж заработать».

Для Дюма очень важно найти работу в перспективной или в постоянно требуемой области, чтобы в будущем не нужно было менять профессию, чтобы не было осложнений с поисками работы. (Аспект деловой логики у Дюма связан с аспектами интуиции времени и интуиции возможностей.) Поэтому в вопросах деловой логики Дюма удобнее всего ориентироваться на советы и прогнозы своего дуала Дона Кихота, у которого этот аспект находится на сильных демонстративных позициях, поэтому он может себе позволить быть снисходительным к недостаточной практичности своего партнёра.

Дуализированный Дюма обычно высоко оценивает деловые качества своего партнёра и соглашается со всеми его предложениями: «В первый год после приезда мой муж ввёл режим жесточайшей экономии, мы абсолютно во всём себе отказывали. Зато сразу же купили машину, муж утвердился на новой работе, и теперь его собираются сделать компаньоном фирмы, а там можно будет и квартиру купить…»

Дюма умеет жить в режиме жесточайшей экономии, особенно если это вре́менное, непродолжительное явление, если уже виден выход из тупика, и, наконец, самое главное, если это требуется в интересах семьи и в интересах близкого ему человека. Подсознательно Дюма всегда уверен в интуиции своего партнёра (поскольку подсознательно сориентирован на сильную интуицию своего дуала Дона Кихота), знает и всегда рассчитывает на то, что выход из затруднительного положения будет найден, причём в кратчайшее время. Это обстоятельство его обычно успокаивает, и он с удовольствием занимается своим прямым делом – экономно ведёт хозяйство. И тут ему нет равных, поскольку, как известно, только Дюма может из одной-единственной курицы сделать 5 сытных блюд («бульончик, жаркое, студень, салат и ещё фаршированное горлышко») и кормить ими своё многочисленное семейство. Как бы, казалось, не боялся Дюма работы, он всё-таки очень трудолюбив. Работая по призванию в удобных для себя условиях, он всегда показывает блестящие результаты. Занимаясь своим любимым делом, часто оказывается вне конкуренции. Работа для Дюма – это всегда очень больша́я и серьёзная ответственность, и хотя он иногда и производит впечатление «талантливого лентяя», на самом деле это чаще всего талантливый труженик.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Интуиция возможностей

Во всём, что касается поиска возможностей, Дюма действует неуверенно, как бы на ощупь. Всё время ищет поддержку со стороны, постоянно нуждается в наставнике, который подскажет, правильно ли он поступает.

Дюма склонен занижать собственные возможности, они часто кажутся ему недостаточными для решения всех его насущных проблем. Например, часто сожалеет о том, что у него нет влиятельных связей, что ему мало кто помогает, что ему не с кем посоветоваться, не к кому обратиться, не на кого опереться.

Дюма старается быть дальновидным и предусмотрительным, но поскольку самостоятельно просчитать возможности ситуации ему бывает очень трудно, он часто совершает ошибки, которые иногда оборачиваются для него серьёзными неприятностями. Например, не всегда может разобраться в характере ситуации, поэтому его доверием, радушием и доброжелательностью часто злоупотребляют. Зная это, Дюма старается быть осторожнее, предусмотрительнее, но, тем не менее, нередко позволяет вызывать себя на откровенность, о чём впоследствии очень сожалеет. Поэтому Дюма всегда с интересом выслушает рекомендацию о том, какую пользу он может для себя извлечь из той или иной ситуации, как ему лучше поступить в том или ином случае, и какие могут быть последствия его поступков. Сам Дюма не способен с уверенностью ответить на эти вопросы. В правильности своих прогнозов он обычно сомневается, даже если высказывает их уверенным тоном.

Ситуация коренным образом меняется, когда партнёром Дюма становится его дуал. При всей, казалось бы, отрешённости Дон Кихот умеет трезво оценить и возможности ситуации, и возможности своего партнёра. Анализ ситуации Доном Кихотом направлен как раз на то, чтобы придать действиям партнёра нужное направление.

Самую полную информацию по аспекту интуиции возможностей Дон Кихот предоставляет именно своему дуалу Дюма. С партнёрами других психологических типов приятного и продуктивного общения на эту тему, как правило, не получается.

С Доном Кихотом Дюма чувствует себя надёжно защищённым, способным выжить и выстоять в самых трудных условиях: «Когда мы с мужем приехали сюда, мы были совершенно одни, нам никто не помогал. У нас здесь не было ни родственников, ни друзей. Мы всего добились сами…»

Как уже говорилось, Дюма предпочитает смотреть на жизнь реально, поэтому ему очень важно быть уверенным в реализации своих возможностей. Считает, чем раньше человек найдёт себя, тем легче ему будет себя реализовать.

Дуализированный Дюма всегда интереснее работает творчески. Именно в партнёрстве с Доном Кихотом он получает возможность безгранично развивать свою фантазию и выступать ярким новатором на выбранном поприще, уверенно определять новые направления в искусстве, являться законодателем новых стилей и жанров.

На развитие талантов своих детей Дюма не пожалеет ни сил, ни денег. Всегда склонен видеть в своём ребёнке выигрышный лотерейный билет, который когда-нибудь да выиграет. Часто через способности ребёнка пытается реализовать свои нереализованные возможности.

Развитие собственных талантов для Дюма также имеет большое значение. Именно поэтому он очень интересуется мнением о своём профессиональном потенциале, о своих возможностях и способностях. Не любит, когда критикуют его способности.

Большой интерес у него вызывают люди, способные найти и раскрыть его таланты. Любит слушать о блестящих перспективах и интересных событиях, которые его ещё могут ожидать в жизни. Может и в преклонном возрасте осуществить свою давнюю мечту и освоить профессию, которую раньше по каким-то причинам считал для себя недоступной.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Логика соотношений

С удовольствием включается в работу, которая ему кажется логически определённой, и для которой имеет достаточную теоретическую подготовку.

Достоверность источника информации для Дюма очень важна. Например, если в справочнике, которым он располагает, обнаружится какая-то логическая неувязка, Дюма не успокоится, пока не найдёт этому какое-то объяснение или пока не выяснит, насколько эта нелогичность принципиальна, насколько она влияет на общую суть его работы.

В случае, если у Дюма возникают сомнения в достоверности располагаемой им информации, он подготавливает себе теоретический материал самостоятельно, причём ни денег, ни времени ему на это не жаль. Пример: одна студентка купила себе электронный переводчик и с его помощью переводила для себя всю необходимую информацию, изданную на иностранных языках.

Дюма скрупулёзно собирает весь тот материал, который считает для себя важным, тщательно анализирует и продумывает его. Дюма исключительно наблюдателен в мелочах. «Я сразу заподозрила неладное, как только муж сел читать газету и сразу же её отбросил. А такого с ним прежде никогда не случалось. Чтобы он когда-нибудь отложил газету, не прочитав её всю от корки до корки – никогда такого не было».

Исключительная наблюдательность и умение глубоко анализировать полученную информацию позволяют Дюма прекрасно проявить себя во многих профессиональных областях. (Например, великолепно работать в таких профессиях, как разведчик, следователь, врач, актёр, режиссёр и т. д.)

Дюма очень интересуется самыми перспективными научными методами. Старается быть в курсе самых последних разработок. Свой компьютер загружает новейшими программами.

Дюма убеждается достоверными фактами и логически последовательными аргументами. Ему интересно наблюдать логические закономерности в каких-то труднообъяснимых явлениях.

По счастью, у Дюма есть такой дуал, как Дон Кихот, способный просчитать то, чего ещё нет в природе, самую смелую фантазию, самый смелый замысел. Благодаря расчётам и логическим выкладкам Дона Кихота самая смелая мечта кажется близкой и легко осуществимой реальностью, и Дюма (при всём своём трезвом реализме) с удовольствием принимает участие в самых фантастических проектах Дона Кихота, с готовностью предоставляет свою помощь и поддержку в реализации самых смелых его начинаний.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Волевая сенсорика

О своих волевых качествах Дюма говорит примерно так: «Я только недавно понял, что у меня, оказывается, больша́я сила воли».

Сила воли у Дюма действительно есть и действительно больша́я, но он не позволяет себе пользоваться ею без особой надобности. Поэтому часто производит впечатление мягкого, расслабленного человека., старающегося быть очень аккуратным и деликатным в методах своего волевого воздействия Это объясняется тем, что волевая сенсорика Дюма подсознательно настроена на очень уязвимую волевую сенсорику Дона Кихота. Поэтому открытого волевого давления Дюма старается ни на кого не оказывать. (Подсознательно он это держит как крайнюю меру для самой экстремальной ситуации.)

Если ситуация того требует, Дюма может быть и жёстким и строгим, но он никогда не злоупотребляет своими волевыми качествами. Дюма не любит работать на должности, обязывающей требовать жёсткого и беспрекословного подчинения. Дюма – всегда мягкий и душевный руководитель, даже на самой высокой ступени власти. (Актёры-Дюма, играя роли жестоких властелинов, как правило, не мобилизуют свою волевую сенсорику – они всегда играют их внешне мягкими и душевными, но внутренне строгими и непреклонными, то есть играют самих себя.)

Жёсткость Дюма проявляется только в том случае, если его «мягкое» воздействие не приносит никаких позитивных результатов. Если, например, на его просьбу ответили отказом, Дюма создаёт обстановку совершенно невыносимого напряжения, а это, как правило, сто́ит ему большого расхода сил. (А доводить себя до чрезмерного напряжения Дюма не любит и силы свои предпочитает расходовать экономно.)

Применять методы волевого воздействия Дюма очень не любит. Ему неприятно даже попадать в ситуацию, которая его к этому принуждает; ему неприятно упрекать, неприятно мстить. Подсознательно настроенный на уязвимую сенсорику и этику Дона Кихота, Дюма понимает, что такое воздействие допустимо только в самом крайнем случае, когда его просьбы постоянно игнорируются, когда его интересы абсолютно не принимаются во внимание, когда его жертвы совершенно никем не замечаются – тогда ему уже становится обидно за свои впустую растраченные силы, и он демонстративно игнорирует интересы своего партнёра, мстит (но это самая крайняя мера!).

В обычных условиях Дюма не склонен ни наказывать, ни заставлять. Старается всего добиться «по-хорошему», методом убеждения.

Не любит скандалов, предпочитает в спорных вопросах разбираться спокойно, без отрицательных эмоций и только на основе фактов.

В общении старается не применять жёстких этических мер, ему неприятно ссориться, неприятно отказывать. Бывает даже неловко прервать нежелательное знакомство. Поэтому опасается бесцеремонных и навязчивых людей. (Необходимость поддерживать общение, в котором он не заинтересован, иногда воспринимается им как серьёзная проблема.)

Не способен делать карьеру методом волевого давления. (Всего добивается только благодаря своему таланту, терпению и умению наладить личные контакты.) Ни лбом, ни локтями работать не способен. Условий жестокой конкуренции старается избегать. Ни за власть, ни за влияние бороться не намерен – это не его ценности. Но поставить себя в безвыходное положение Дюма никому не позволит. Не позволит лишить себя права выбора, никому не позволит посягать на свою личную свободу. Он этого не позволит даже своему дуалу Дону Кихоту, которого иногда «заносит» по волевой сенсорике настолько, что он начинает разыгрывать из себя роль тирана и деспота. В таком случае Дюма сразу пытается логически и этически разобраться в причинах такого поведения. Старается устранить эти причины, старается успокоить и логически переубедить своего дуала. Ему приходится использовать всю свою волю и всю свою выдержку для того, чтобы при любых условиях, в самой критической и самой экстремальной ситуации сохранять подчёркнуто хорошие отношения со своим партнёром. Но это уже тема описания следующей функции Дюма.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Этика отношений

Дюма стремится к этической гармонии во всех формах своих отношений. Для него свойственно включаться в уже сложившуюся систему отношений и выбирать там удобную позицию, соответствующую его собственным этическим установкам и сложившимся обстоятельствам.

Удобнее всего Дюма чувствует себя в условиях изначально доброжелательных отношений на достаточно быстро сложившейся близкой дистанции. (Единственные позитивные качества, свойственные проблематичной этике его дуала Дона Кихота, – изначальная доброжелательность и быстрое сокращение дистанции.) Попав в обстановку приятных и доброжелательных отношений, Дюма старается ничем не нарушать сложившуюся этическую гармонию, а наоборот – внести в общий эмоциональный строй свою посильную лепту.

Хорошее отношение к себе Дюма воспринимает с искренней благодарностью: «Я была так растрогана его подарком, я шла домой и плакала… просто от благодарности к этому человеку!..»

Дюма очень ценит хорошие отношения и старается сделать всё от него зависящее, чтобы их укрепить. Поэтому его доброе расположение иногда принимают преувеличенные, демонстративно выраженные формы.

Отношение Дюма – это всегда яркая и демонстративная реакция на отношение к нему окружающих. Если возникает какое-то недопонимание, Дюма начинает демонстративно обижаться. Однако в интересах благоприятного развития отношений со своим партнёром Дюма заставляет себя не «застревать» на своих обидах, поскольку это приводит к очень серьёзным этическим осложнениям, которые ему же самому и приходится выправлять, что для него представляет определённые трудности.

Аспект этики отношений у Дюма находится не на самых выгодных позициях, поэтому он делает всё от него зависящее, чтобы поддержать с партнёром ровные, доброжелательные отношения и никоим образом не доводить дело до конфликта. Дюма старается поддержать любой положительный импульс со стороны партнёра и использует любую возможность для того, чтобы задать своим отношениям с партнёром ярко выраженное позитивное направление.

Это объясняется тем, что Дюма подсознательно настроен на очень слабую и уязвимую этику своего дуала Дона Кихота, которому очень важно, чтобы его хорошее отношение сразу же находило отклик у партнёра. Если Дон Кихот не получает ярко выраженной реакции на свои этические действия, он начинает нервничать и выводить своего партнёра на «этические разборки», пока не убедится, что его партнёр относится к нему действительно хорошо.

Если отношения выражаются недостаточно демонстративно, Дон Кихот им просто не верит. Демонстративно выраженная этика Дюма избавляет Дона Кихота от необходимости устраивать проверку чувств своего партнёра. (Пример: Дон Кихот, которому чувства его жены казались недостаточно ярко выраженными, однажды похитил и спрятал своего собственного сына для того, чтобы посмотреть, способна ли его супруга быть «настоящей матерью».)

Если Дюма в силу полученного воспитания стесняется откровенно демонстрировать свои чувства, если ему кажется, что это неприлично, что его отношения ещё недостаточно определились, что он пока ещё фальшивит или переигрывает, у него возникают серьёзнейшие проблемы со своим дуалом. Поскольку Дону Кихоту, в силу его уязвимой этики, необходимо как можно скорее убедиться в том, что рядом с ним любящий и преданный друг.

Защищая интересы близкого и любимого человека, Дюма с удовольствием берёт на себя функции дипломата. Великолепно использует своё умение налаживать контакты с людьми, он способен довольно быстро примирить своего дуала с окружающими. Дон Кихот, в свою очередь, это замечает и воспринимает с благодарностью. В присутствии Дюма он всегда чувствует себя намного уверенней, хотя бы потому, что чувствует себя защищённым.

Дюма без особых для себя усилий успокаивает Дона Кихота, сглаживает его этические неловкости и неувязки, переключает его на какие-то нейтральные и отвлечённые темы. В случае неловкости отвлекает от него внимание публики. Причём делает всё это легко и естественно, чем и создаёт своему дуалу удобную обстановку для общения и помогает ему чувствовать себя хорошо, приятно, комфортно.

Демонстративная доброжелательность Дюма – непременное условие его сенсорной гармонии, основная предпосылка его сенсорной программы.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Дюма устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения ревизии (Дюма – ревизуемый)
Аналитик Максимилиан Робеспьер Отношения активации
Гуманист Фёдор Достоевский Отношения социального заказа (Дюма – приёмник)
Инспектор Максим Горький Отношения социального заказа (Дюма – заказчик)
Искатель Дон Кихот Дуальные отношения, или Полное дополнение
Критик Оноре де Бальзак Отношения суперэго
Лирик Сергей Есенин Деловые отношения
Маршал Георгий Жуков Миражные отношения
Мастер Жан Габен Родственные отношения
Наставник Гамлет Отношения ревизии (Дюма – ревизор)
Политик Наполеон Бонапарт Отношения полной противоположности
Посредник Александр Дюма Тождественные отношения
Предприниматель Джек Лондон Конфликтные отношения
Советчик Томас Гексли Отношения полудополнения
Хранитель Теодор Драйзер Квазитождественные отношения
Энтузиаст Виктор Гюго Зеркальные отношения
Загрузка…