Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Логико-интуитивный экстраверт (предприниматель) Джек Лондон

Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ) – это один из соционических типов, также известный как «предприниматель». Типичным представителем такого типа является Джек Лондон. Его дуал – этико-сенсорный интроверт (хранитель) Теодор Драйзер.

Описание психотипа по Вайсбанду

Время не ждёт. Неутомимый труженик, с удовольствием занимается наукой или любым другим объективным делом. Делает всё очень скоро, работа кипит у него в руках. Даже ходит своеобразно – чуть подпрыгивая, а если можно, предпочитает бегать. Например, Джек Лондон сменил в жизни множество профессий: разносчика, рабочего, старателя, моряка, писателя. Это было самосожжение – во имя искусства и во имя успеха.

Романтик. Очень часто занимается альпинизмом, туризмом. Его влекут дальние дали, он первый бросается во все сомнительные предприятия. Нередко выдумывает романтические приключения, и сам в них потом верит. Эти выдумки имеют обычно реальный прообраз в жизни. Обожает демонстрировать своё бесстрашие. Его небрежность во внешнем виде – тоже как бы отважный вызов всем.

Рассеянный профессор. Из-за развитого абстрактного мышления он невнимателен ко внешности. Ходит всегда растрёпанным, полностью доверяет вкусу партнёра, позволяет ему в быту собой командовать. Не переносит, когда его рассматривают в упор. Ведь он из-за своей невнимательности к окружению не разбирается, как его видят другие, всегда неуверен в своей внешности и немного переживает свою мнимую некрасивость. Ему нужен партнёр с развитым эстетическим чувством, вкусу которого можно доверять; ему нужно чувствовать – «я ему нравлюсь, несмотря на то, что вкус у него развит, придирчивый и даже претенциозный».

Оптимист. Быстро реагирует на всё, вызывающее эмоции, особенно положительные. Он запрограммирован на поднятие настроения своего дуала, всегда как бы, немного испуганного или рассерженного Драйзера. Постоянно излучает дружелюбие, положительные эмоции, улыбается. Старается рассмешить, всячески тормошит и дёргает партнёра, пока не вызовет у него реакции – положительной или отрицательной. Иначе не получает информацию о его состоянии. Любит рассказывать и обсуждать прочитанное и услышанное. Ему легко обратиться к незнакомому человеку.

Жизнелюб. Ищет постоянных, неизменных человеческих отношений. Не очень разбирается в чувствах и влечениях другого человека. Поэтому более осторожен, боится быть смешным. Очень ценит человеческую жизнь. Одна из главных тем Джека Лондона – борьба с беспощадной стихией. Даже не родившийся человек до́рог, поэтому среди одиноких матерей много представителей этого типа.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самая сильная функция – экстратимная логика. Хорошо знает, что делать. Тип предпринимателя, бизнесмена. Умеет сделать что-либо быстро, легко и элегантно.

Вторая функция – интратимная интуиция – позволяет прекрасно ориентироваться в вопросах, связанных с умением найти момент для начала необходимого действия, предприятия.

Ролевая функция – экстратимная этика – обусловливает желание бодриться, казаться весёлым, бесшабашным. Чем хуже на душе́, тем шире улыбка.

Болевая функция – интратимная сенсорика. Сомневается в своей физической привлекательности, боится показаться неопрятным. Боится упрёков в чрезмерной заботе о личном комфорте.

Внушаем по интратимной этике. В плане создания межличностных отношений полагается на мнение партнёра.

Шестая функция – экстратимная сенсорика. На деле нуждается в стимулах, активизирующих деловую активность. В вопросах эстетики полностью доверяется вкусу партнёра.

Седьмая функция – интратимная логика. Спокойно выслушивает абстрактно-теоретические идеи до тех пор, пока это не вступает в противоречие с присущим ему прагматизмом и практицизмом.

Восьмая функция – интуиция возможностей (экстратимная интуиция). Мягкие советы относительно выражения способностей и достоинств.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Деловая логика

Нет большей беды для Джека, чем невозможность найти должное применение своим деловым качествам. Вся его жизнь – поиск возможностей максимально реализовать свои силы, ум и способности в интересной и перспективной деятельности.

Деловые качества Джека проявляются в зависимости от объективных возможностей, предоставляемых ему конкретными условиями и ситуацией. Только на собственные волевые усилия Джек рассчитывать не будет – нецелесообразно, тем более, что в жизни ещё существуют удача, везение и другие объективные условия, при которых имеет смысл проявлять своё умение и свои деловые качества. При неблагоприятных обстоятельствах Джек считает вообще бессмысленным себя к чему-либо принуждать – лучше попытаться изменить условия. «Сизифов труд» не для него.

Представители этого типа активно борются за равно справедливые условия и равно широкие возможности для всех. Джек борется за восстановление справедливости – старается вернуть то, что причитается ему по праву (Робин Гуд).

Если нет возможности восстановить справедливость, Джек ищет для себя новое место, где его точка зрения будет разделяться, и где его работа будет достойно оценена. Представители этого типа постоянно находятся в поиске лучших условий и более широких возможностей применения своим деловым качествам. Для них характерна частая смена профессий, смена места жительства: не получилось здесь – уезжают в другие края, открывают для себя новые земли, новые возможности. Они – первопроходцы. Не удалось реализовать себя в одной области – смело переходят в другую, пока, наконец, не найдут себе дело по душе́.

Предпочитают добиваться высокого КПД разумным и рациональным распределением своих сил. Именно поэтому представители этого типа не имеют себе равных по части разработки и внедрения новых технологий, рациональной и эффективной организации рабочего процесса; великолепно генерируют интересные рационализаторские идеи, являются авторами многих прогрессивных технологий и методик.

Джек – ярый противник всех нерациональных и неэффективных методов работы. Организовывая производство, придаёт значение материальному стимулированию и личной заинтересованности своих работников. («Живи сам и дай жить другим».)

Предпочитает работу с конкретным практическим применением. Абстрактными и отвлечёнными проектами не соблазняется.

Не способен поступать вопреки собственному мнению и собственному представлению о здравом смысле. Каждую деятельность он рассматривает с точки зрения её целесообразности («а иначе зачем?»). Работать любит и умеет выполнять работу высококвалифицированно («а иначе зачем?»).

Считает целесообразным заниматься делом, приносящим высокие прибыли. На мелочи старается не размениваться. (Криминальным бизнесом не занимается, несмотря на многообещающие доходы, поскольку этого не позволяет система нравственных ценностей, на которую он подсознательно сориентирован.)

Джек любит зарабатывать деньги по-крупному («а иначе зачем?»), любит их тратить, не считая. Не слишком любит экономить деньги, не любит себе отказывать в привычных удовольствиях. Отложить или накопить их не всегда умеет. Легче всего он тратит деньги, доставшиеся ему легко (в качестве выигрыша или подарка). Обычно не склонный к авантюрным проектам, Джек способен вкладывать лёгкие деньги в предприятие, не слишком основательно им продуманное и просчитанное.

Неудачи и просчёты в работе сам себе не прощает, но внешне сохраняет спокойствие и оптимизм: «На ошибках учатся».

Не крохобор. Ненавидит крохоборов. Считает: умеешь заработать – имеешь право потратить. Легче и свободнее тратит крупные суммы, тяжелее расстаётся с мелкими, из-за чего, при всей широте натуры, производит впечатление человека прижимистого. Независимо от уровня доходов предпочитает покупать себе самые дорогие вещи, считая их самыми качественными.

Не любит заниматься починкой, ремонтом, переделкой. Предпочитает хорошо заработать и купить новое. Или нанять людей, которые это за него сделают.

В трудную минуту не брезгует тяжёлой работой, если она хорошо оплачивается. Не любит мелкую рутинную работу, не любит прорабатывать детали, не любит быть «на подхвате», «на побегушках», не любит отупляющего, безынициативного труда.

Джек не терпит и не допускает контроля со стороны за своими поступками, своим временем и качеством своей работы – чужое недоверие считает для себя оскорбительным. И в делах и в личной жизни считает взаимное доверие нормой отношений.

Старается не иметь дело с необязательными людьми, ненавидит жульничество, мошенничество, «нечестную игру», «халявщиков».

Предпочитает пообещать поменьше, но сделать побольше. Предусмотрителен. Оценивает свои поступки с точки зрения их последствий. Терпеть не может безответственности во всех формах отношений.

Не любит контролировать чужую работу в процессе выполнения – предпочитает оценивать конечный результат.

Не любит зависеть от чужих сроков, чужой инициативы, поэтому предпочитает работу, где он может быть сам себе хозяином: сам себе задаёт темп, сам себе планирует, сам себе устанавливает норму. Не любит работать с медлительным напарником.

Прекрасный руководитель и организатор. Умеет распределить работу соответственно возможностям и способностям каждого. Моментально оценивает человека по его делам, уровню квалификации и способностям. Работу, за которую берётся, выполняет всегда с энтузиазмом, быстро и качественно.

Бюрократическую волокиту воспринимает как величайшее зло – это то, что его крайне раздражает, убивает его деловую активность и приводит в подавленное состояние. Необходимость жить в условиях, где его деловые качества не находят применения, где его труд не получает адекватной оплаты, угнетает Джека. В таких условиях он старается надолго не задерживаться. Джек очень мобилен и динамичен. Легко приспосабливается к новым условиям, стойко переносит тяготы и лишения. (Особенно, если знает, что со временем это будет достойно вознаграждено.)

Представители этого типа великолепно работают в экстремальных условиях (спасателями, испытателями, каскадёрами). Именно в экстремальной ситуации Джек ярче всего проявляет свои волевые качества, выдержку, хладнокровие, деловую смекалку, а также умение точно рассчитать своё время, силы и возможности (расслабившись, о времени может вообще забыть).

Никогда не пасует перед трудностями – мобилизует все свои силы для того, чтобы их преодолеть.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Интуиция времени

Джек умеет увидеть для себя преимущества, предоставляемые ему временем. Его деловые качества ярче всего проявляются в условиях удобных и выгодных для него вре́менных отношений. Джек умеет видеть выгоду грядущих перемен, равно как и умеет увидеть безнадёжность и бесперспективность «застойных» периодов.

Умеет увидеть и оценить эпоху, в которой раскроются его возможности, и умеет использовать все те блага и преимущества, которые она ему предоставляет. Умеет приспособиться к трудным временам и перетерпеть их с наименьшим для себя ущербом.

Умеет заставить время работать на себя. Точно знает, что и когда имеет смысл делать. Умеет спешить и умеет выжидать. Знает, когда нужно действовать решительно, а когда нужно запастись терпением и переждать. (Пережидая, нередко упускает время и возможности.)

Джек обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы приспособить своё поведение к условиям неопределённой и нестабильной ситуации. Например, умеет не обнаруживать свою заинтересованность сделкой, чтобы не поставить себя в невыгодное положение. Умеет быть выдержанным и терпеливым, какого бы напряжения ему это ни стоило. Умеет не обнаруживать своей некомпетентности, чтобы не уронить свой престиж. Умеет не обнадёживать понапрасну, чтобы не создать о себе мнение как о безответственном человеке (хотя это ему, к сожалению, не всегда удаётся).

При неблагоприятных обстоятельствах решительные действия у него чередуются с периодами колебаний, сомнений и бездействия.

В период выжидания ему трудно переключиться на какую-нибудь другую деятельность, поэтому иногда создаётся впечатление, что он бездельничает. (Многие Джеки считают себя лентяями, хотя на самом деле их хлебом не корми, дай поработать.)

Джек ненавидит периоды вынужденного бездействия, ожидания по не зависящим от него причинам – это буквально выбивает его из колеи. В такие периоды он не всегда способен переключиться на другую работу – ведь ему, как любому рациональному человеку, неудобны накладки, путаница и сумбур в делах.

Джек предпочитает насыщенный ритм жизни и хорошо себя чувствует, когда его день расписан по часам и до предела уплотнён интересными и неотложными делами.

И в то же время было бы наивно полагать, что при всей своей рациональности Джек строго придерживается составленного им расписания – он достаточно динамичен и легко приспосабливается к изменению обстоятельств. Его интуиция времени подчинена интересам дела, интересам целесообразности, поэтому он постоянно вносит коррективы в свой распорядок дня. (Что, в свою очередь, может выражаться в таких казусах, как опоздание на назначенную деловую встречу или две деловые встречи, назначенные одновременно в двух отдалённых местах.)

Не имеет смысла спрашивать у Джека о времени его возвращения домой или о его планах на вечер. При всей своей рациональности он на эти вопросы определённо не ответит. (Более того, такие вопросы его раздражают.) Выходя из дома, он автоматически превращается в «охотника за удачей», которого направляет уже его интуиция. Поэтому Джеку даже приблизительно неизвестно, сколько времени продлится его рабочий (деловой) день, что очень усложняет жизнь его домочадцам.

Джеку не свойственно подгонять свои дела под составленное им расписание. Например, бросить незавершённую работу и побежать на свидание он может только в случае сверхзначимых для него отношений. (Именно такой «жертвы» требует от него на первых порах дуализации его дуал Драйзер.)

В детстве Джеки тоже не любят составлять себе чёткий распорядок дня: мало ли, может, в то время, как он сидит дома и делает уроки, во дворе будет происходить что-нибудь очень интересное, требующее его участия. По крайне мере, практика показывает, что составляемые в детстве распорядки дня соблюдались Джеком не больше одного-двух дней.

При благоприятных обстоятельствах распорядок дня Джека чаще всего бывает именно уплотнён: он может отметиться на лекции в институте, затем побежать к телефону-автомату уладить какие-то свои дела, затем сбегать где-то подзаработать и после всего вернуться и дослушать лекцию. Или: отпроситься на неделю с занятий, уехать в другую страну, переделать там кучу дел, проведать родственников, завязать деловые контакты, снова вернуться к занятиям и за два дня наверстать всё упущенное.

Если деловой день Джека не заполнен достаточным количеством сколько-нибудь серьёзных дел – это верный признак того, что он переживает тяжёлые времена. (Джек ненавидит безделье, но непродуктивный расход времени и сил он ненавидит ещё больше.)

Джека раздражает любой непредвиденный расход времени. Его раздражает медлительность во всех её проявлениях, например, когда кто-то медленно разговаривает. Больше всего Джека раздражает, когда перед ним кто-то медленно идёт или медленно едет. Транспортные пробки для него – самая чудовищная пытка.

Джек терпеть не может ждать, хотя нередко заставляет ждать других. Для него нет ничего глупее, чем стоять на остановке в ожидании транспорта. Поэтому Джеки по возможности стараются иметь своё транспортное средство, даже если это какой-нибудь убогонький велосипед. За отсутствием личного транспорта предпочитают ходить пешком.

Джеки обожают быструю езду. И с этим бороться бесполезно. Вопреки своей практичности, они готовы заплатить какой угодно штраф, но не откажут себе в этом удовольствии.

Джек любит быстрые темпы работы, вообще любит всё делать быстро, желательно за один присест. Предпочитает, чтобы процесс подготовки к работе был минимальным по времени – иначе уже не хочется делать саму работу. Джек любит сделать всю работу быстро и хорошо, а потом с удовольствием отдохнуть в приятной компании.

Не любит ходить по магазинам и делать покупки, поскольку не любит стоять в очередях, и, кроме того, ему трудно оценивать качество вещей. Ходить по инстанциям, сидеть в очередях терпеть не может. (По той же причине не любит ходить по врачам.)

Джека раздражает необходимость отвлекаться от работы для объяснений, которые он уже много раз давал; раздражает, когда на него перекладывают чужую работу и этим ломают его планы. (Джеку вообще не нравится, когда кто-то ломает его планы – иное дело, когда он сам в них что-либо меняет.)

Его девизы – «время не ждёт» и «время – деньги». Его время действительно дорого сто́ит. Его планы гибкие и динамичные. Ему удобен партнёр, который считается с его планами и подстраивается под них (что подсознательно делает его дуал Драйзер).

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Этика эмоций

Иногда создаётся впечатление, что Джек не совсем ясно представляет, зачем ему даны эмоции, и что ему нужно с ними делать. Иногда он появляется на людях под маской простоватого весельчака, своего «в доску» парня, иногда напускает на себя показную суровость.

Как правило, эмоции Джека подчиняются его рассудку и проявляются в той форме, в какой это нужно в интересах дела. В интересах дела Джек может вообще не обнаруживать своих эмоций либо выражать нечто противоположное тому, что он сейчас переживает.

В общении проявляет дружелюбие, умеет быть коммуникабельным, дипломатичным. Старается находить общий язык в любой компании, умеет быть обаятельным и остроумным. Очень располагает к себе людей. Ценит хороший юмор, шутку, заряжает всех своим весельем и оптимизмом. Любит рассказывать анекдоты. Благодаря этому свойству, Джек расслабляет и успокаивает своего вечно настороженного дуала Драйзера.

Иногда на начальном этапе дуализации возникают некоторые проблемы с не всегда уместными шуточками Джека, которые иногда носят оттенок чёрного юмора, иногда – характер глупых розыгрышей. Но хуже всего для Драйзера шуточки Джека «с клубничкой», которые не просто отталкивают Драйзера, но именно отбрасывают его на такую далёкую психологическую дистанцию, с которой потом бывает невозможно его вернуть. Общаясь с Драйзером, Джек становится избирательнее во всех формах своих острот.

То же самое происходит и с манерой Джека эмоционально выражаться – при Драйзере джековский эмоциональный лексикон существенно беднеет. В обществе дуала Джек старается быть вежливым и деликатным. Так что со временем это становится неотъемлемой частью его поведения.

Под маской балагура и весельчака Джек часто пытается спрятать от посторонних свои переживания и чувства. Но только от дуала ему это скрыть никогда не удаётся. Драйзер требует от Джека искренних, откровенных эмоций, соответствующих истинному положению вещей.

Эмоционального давления на себя Джек не переносит – точнее, переносит как стихийное бедствие: собирает всю свою волю в кулак и терпеливо пережидает, пока кончится это испытание. Тому, кто хочет стать хорошим партнёром любому из представителей этого типа, следует знать, что никогда и не при каких обстоятельствах «пилить» и упрекать Джека нельзя (хотя он нередко на это провоцирует своим поведением) – ни к каким положительным результатам это не приведёт, а отношения испортит настолько, что поправить их потом будет практически невозможно.

Джек вообще болезненно переживает отрицательные эмоции со стороны окружающих. Например, когда ему демонстрируют обиду, раздражение, неприязнь, антипатию. Терпеть не может, когда ноют, устраивают истерики, провоцируют ревность или скандал. Это его пугает, парализует – Джек, при внешней настороженности и зажатости, всё же дружелюбен, миролюбив и очень доброжелателен.

Никакой обиды, никаких страданий он никому причинять не хочет (даже ненароком). Очень боится произвести на кого-либо неприятное впечатление, оставить о себе плохую память, плохое мнение. Поэтому он постоянно нуждается в этической коррекции со стороны партнёра, что ему удобнее всего, разумеется, в партнёрстве со своим дуалом Драйзером, на этические ценности которого он подсознательно сориентирован.

Например, если к нему обращаются с трудновыполнимой просьбой, старается не отказывать. (Даже когда заранее знает, что просьба невыполнима, не отказывает в категоричной форме, поскольку подсознательно настроен на уязвимую этику своего дуала Драйзера, обычно воспринимающего категоричный отказ как разрыв отношений.)

Самая трудная для Джека этическая ситуация – когда его партнёр глубоко замыкается в себе. (Такое состояние свойственно Драйзеру в кризисной ситуации, и Джек его воспринимает как сигнал тревоги.) Неопределённость выражаемых эмоций его по-настоящему настораживает и серьёзно беспокоит. Он буквально начинает себя плохо чувствовать, когда видит, что на него действительно чем-то обижены. В такие минуты он ходит вокруг партнёра кругами, напряжённо вглядываясь в его лицо и пытаясь понять, что происходит. Со своей стороны он готов пойти на любые уступки, сделать всё, что в его силах, лишь бы только вывести партнёра из этого состояния.

Джек способен легко и быстро сходиться с людьми; Джеки как никто умеют «обрастать» друзьями. Впрочем, было бы неправильно считать, что представители этого типа позволяют легко завоевать своё расположение. Джек далеко не всех подпускает на близкую дистанцию. На далёкой дистанции Джеки очень недоверчивы – и этим они очень похожи на своего дуала Драйзера. Кроме того, Джеки знают, что не всегда умеют правильно разобраться в человеке (они всю жизнь этому учатся). Не любят знакомиться «вслепую». Не любят, когда им навязывают какие-то знакомства. Но на близкой дистанции доверчивы, и даже слишком.

Обмануть доверие Джека – значит, навсегда потерять его дружбу и уважение. Джеки очень болезненно переживают разочарование в дружбе и в любви, поскольку преданность и верность для них – важнейшие этические ценности. За злоупотребление его доверием Джек мстит, хотя по природе своей не мстителен. Он не терпит лжи, лицемерия, несправедливости, оскорбления в любой форме, насилия и унижения. Проявление любого из этих явлений его не просто раздражает – бесит. Отстаивать свои интересы он может и с кулаками (но не дай бог его до этого довести!).

Вспыльчивость для Джеков – противоестественное состояние. Обычно это спокойные и уравновешенные люди (чаще всего – флегматики по темпераменту). Джеки стараются контролировать свои эмоции, избегают общения с теми, кто их явно раздражает. С уважением относятся к чужому эмоциональному настрою и того же требуют для себя.

Общаясь на далёкой дистанции с малознакомым человеком, Джеки, иногда без видимой причины, «выпускают колючки» (объявляют себя «волком-одиночкой»). Нужно обладать незаурядной этической смелостью, чтобы обратиться к такому «колючему Джеку» с ласковым словом. К счастью, для его дуала Драйзера это не представляет никаких проблем. Он за внешней джековской «колючестью» видит только глубоко ранимую душу, требующую к себе исключительно бережного отношения. Лично его джековская «колючесть» никак не отпугивает, а наоборот, даже приятно тонизирует. Достаточно уверенный в себе Драйзер способен приручить самого неприступного «волка-одиночку».

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Сенсорика ощущений

Джек часто испытывает ощущение дискомфорта с самим собой и со своим окружением. В его движениях нередко наблюдается скованность, а подчас и нескоординированность. Угловатость и напряжённость в сочетании с неловкостью.

Джек раздражается, когда испытывает неприятные ощущения. Раздражается потому, что стыдится их. Он сам не понимает, почему, например, проявляя выносливость в экстремальных ситуациях, в обычных условиях он становится восприимчив к таким мелочам.

Джек плохо чувствует меру своих ощущений. Поэтому ему нужен партнёр, который бы чувствовал это за него, который бы знал его вкусы, его привычки; который бы заранее побеспокоился о том, какие ощущения Джек испытает в следующую секунду.

Сам о себе Джек может и не позаботиться, и именно поэтому забота со стороны партнёра должна быть предельно предусмотрительной. Важно, чтобы Джеку были созданы все условия для полноценного отдыха. Не имеет значения, занимался он сегодня работой или целый день ничего не делал, но даже если он только что проснулся и сразу пошёл смотреть телевизор, роптать не следует – значит, ему сейчас необходима «подзарядка» какими-то новыми впечатлениями и новой информацией. Кроме того, именно в период «вынужденной спячки» Джек испытывает самые сильные беспокойство и напряжение.

Находясь в своём нормальном, «деловом» режиме, он вообще очень редко позволяет себе отдохнуть и расслабиться. Поэтому, если Джек уже приготовился к отдыху, не нужно его напрягать – это его очень раздражает. Нельзя передвигать Джека с места на место, когда он уже сел есть, нельзя его отвлекать в этот момент разговорами или звать к телефону. (Хотя на рабочем месте он может и есть, и работать одновременно.)

Когда Джек сам о себе заботится, он не расслабляется. Для Джека забота о себе – это только лишняя и не всегда целесообразная работа, поскольку в быту он очень неприхотлив и может обойтись без многого. Принимая же заботу партнёра, Джек как бы рассчитывает, что ему помогут расслабиться. Поэтому на малейшее проявление дискомфорта реагирует очень болезненно. Например, отсутствие горячей воды на военных сборах – это нормально, но отсутствие горячей воды дома к моменту его прихода с работы – серьёзное разочарование. (Почему Драйзеру всегда так важно знать время его прихода с работы? Чтобы к этому моменту всегда были наготове и горячая вода, и горячий ужин, чтобы все дела в доме уже были закончены, и чтобы Джеку ничто не мешало спокойно отдыхать.)

Женщины-Джеки очень неохотно занимаются домашним хозяйством (Джек-домохозяйка – это вообще явление исключительное, особенно в наше время). Особенно их раздражает необходимость разрываться между домом и бизнесом: «Мне срочно нужно делать телемаркетинг, а я тут как идиотка у плиты стою, суп варю, да ещё затеяла эту уборку…» Отпуск по уходу за ребёнком женщина-Джек тоже старается совместить с наименее активным периодом своей карьеры: «Я так решила: пока ещё у меня вся работа будет налаживаться, пока ещё я буду компьютер осваивать, язык учить – я всё равно дома сижу, так я за это время хоть ребёночка рожу…»

Женщина-Джек не всегда удачно подбирает себе одежду и косметику. (Следует заметить, представительницы этого типа красивы чаще всего именно своей естественной красотой, косметика далеко не всегда их украшает, даже если макияж накладывается профессиональным гримёром.) Многие представители этого типа даже при классически красивой внешности считают себя непривлекательными. Считая своё лицо некрасивым (причём совершенно незаслуженно), могут скрывать его под огромными чёрными очками, так что для всех остаётся загадкой: действительно ли у него такие некрасивые глаза, или это миф?

Скорее всего, это – миф. Джек почти никогда не бывает уверен в собственном вкусе, в эстетичности своей внешности, в манерах своего поведения, что, кстати сказать, и приводит его к чрезмерной стеснительности, зажатости, «колючести». Плохо чувствует расположение или нерасположение к себе окружающих. Не уверен, что может вызывать симпатии или быть любимым (и это его колоссальное заблуждение!). Не ощущает своей привлекательности. Недолюбливает себя.

В праздничной, парадно-официальной обстановке чувствует себя скованно. Хорошо ему там, где обстановка не требует парада и церемоний: на природе, в лесу, в походе, где допустимы простая спортивная одежда, естественное поведение, исключающее манерность.

Иногда эстетическая самооценка Джека бывает настолько заниженной, что он предпочитает окружать себя явно ущербными людьми, иногда даже с физическими отклонениями. Или предпочитает грубые, дешёвые удовольствия в компании людей заниженного социального статуса.

Беспорядок в быту Джеку не мешает. К эстетическим качествам вещей он равнодушен. Часто в его одежде присутствует какая-либо эстетическая нелогичность. Зная за собой этот недостаток, Джеки очень не любят, когда их разглядывают в упор. Поэтому Драйзер никогда не смотрит на Джека своим пронизывающим взглядом (на близкой психологической дистанции Драйзер вообще ни на кого так не смотрит) и никогда не делает замечаний относительно недостатков в его внешности и одежде – он может либо искренне посочувствовать человеку, одетому неудобно, либо предложить своё участие в решении этой проблемы, но критиковать не будет, если его, конечно, об этом не попросят.

Проявление заботы о себе Джек воспринимает, как выражение хорошего отношения. Только с таким партнёром он по-настоящему расслабляется, только ему он по-настоящему доверяет.

Получая достаточную поддержку по своей слабой функции, Джек «открывается» для получения информации по своей суггестивной (внушаемой) функции. Но это уже тема следующего описания.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Этика отношений

Эта функция формирует самые незыблемые ценности его типа. Она – «слепая». Она – пассивна. Она реализуется подсознательно и как бы является хранилищем жизненных ценностей и установок, которые формируют мировоззрение Джека. Это – индикатор, с которым он сверяет информацию о поступках окружающих его людей.

Джеку необходимо знать побудительные мотивы поступков, знать, кто действительно к нему хорошо относится, а кого не мешало бы и поостеречься. Поскольку Джеку самому довольно трудно понять и проанализировать это, он нуждается в человеке, который превосходно понимает все тонкости взаимоотношений и всегда может его очень подробно в этом вопросе проконсультировать. (И именно в этом его дуал Драйзер вне конкуренции.)

Подсознательно сориентированный на «высокие моральные и нравственные установки, Джек также является защитником и хранителем важнейших этических ценностей. Дружба, любовь, преданность интересам дела, интересам своей «команды» – позитивная основа его этики, его этический фундамент.

Так же, как и Драйзер, Джек предъявляет к партнёру очень высокие этические требования, хотя и проявляет гораздо бо́льшую терпимость к некоторым незначительным отклонениям от важнейших нравственных принципов. В отличие от Драйзера, Джек не всегда чувствует, когда его обманывают – он это вычисляет логически, но, раз уличив партнёра во лжи, никогда ему этого не забудет и не простит.

Любой кризис отношений Джек переживает очень болезненно. И самое страшное для Джека, когда партнёр либо не может, либо не желает вывести его из этого состояния. (Драйзер в этом отношении, опять же, предпочтительнее всех других партнёров – он не только не допустит кризиса отношений, но даже малейшей неопределённости в них не потерпит.)

В ситуации кризиса отношений Джек ощущает свою неспособность к каким-либо решительным действиям. Подсознательно он настроен на то, чтобы отношения из кризиса выводил его партнёр (хотя испортить их он вполне может и собственными силами).

И в процессе формирования отношений Джек подсознательно рассчитывает, что всю инициативу на себя возьмёт его партнёр. И Драйзер действительно предрасположен к тому, чтобы взять на себя всю этическую и волевую инициативу (если, конечно, не слишком скован предрассудками). Со своей стороны, Джек охотно берёт на себя всю деловую инициативу в развитии отношений: он всегда найдёт способ преодолеть любые препятствия, любые расстояния – главное, чтобы его партнёр не испытывал никаких затруднений или неудобств.

Проблема Джеков в том, что Драйзер – не единственный психологический тип, способный взять на себя инициативу в развитии отношений (кроме того, как всякий дуал, для Джеков он менее всего заметен и наименее привлекателен). Поэтому Джеки часто уступают инициативе психологически несовместимых с ними партнёров, что особенно болезненно сказывается именно в период кризиса отношений: партнёры-логики, к примеру, обладая слабой этикой, не могут вывести отношения из кризиса, а психологически несовместимые партнёры-этики сами способны спровоцировать осложнение отношений, чтобы использовать его как средство эмоционального воздействия.

Джек всегда замечает, когда им пытаются этически манипулировать. Другое дело, он не всегда знает, как следует на это реагировать. Ему необходимо время, чтобы разобраться, какой характер отношений стои́т за всеми этими манипуляциями. Если он приходит к выводу, что такой способ отношений не слишком усложняет его жизнь, то вполне может втянуться в эту чуждую ему этическую игру. Хотя, в принципе, никаких этических игр Джек не признаёт: он ненавидит лицемерие, двуличие, фальшь, неискренность; терпеть не может, когда с ним лукавят, когда перед ним ставят какие-то неопределённые этические цели (иными словами, морочат голову).

Джеки не из тех партнёров, которые легко отбиваются от своей законной «половины». В случае сильного психологического дискомфорта и неспособности что-либо изменить в отношениях он может и сам уйти из семьи. Но «отбиваться», даже в случае более привлекательной альтернативы, не будет.

При внешней этической мобильности Джек на самом деле в этическом плане очень консервативен, что создаёт ему дополнительные проблемы в случае альянса с психологически несовместимыми партнёрами. Драйзер – единственный, кто может гарантировать Джеку полнейшее отсутствие проблем по аспекту этики отношений.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Волевая сенсорика

Как уже говорилось, деловые качества Джека в большей степени зависят от благоприятных внешних условий, чем от личных волевых усилий. И тем не менее, из критической ситуации его часто выводит именно волевое усилие, которое он решает сделать над собой – если не из личных побуждений, то уж хотя бы в интересах «своей команды», перед которой всегда чувствует большу́ю ответственность.

При всей своей прагматичности и практичности Джеки имеют обыкновение периодически «зависать в облаках». Казалось бы, Джек не должен делать ничего нецелесообразного, поскольку это противоречит программе его интеллекта. И тем не менее, его цели иногда оборачиваются миражами (поскольку, как любой интуит, он не всегда реалистично смотрит на вещи).

В такой период многое зависит от того, насколько быстро он сможет сделать над собой волевое усилие, отказаться от ошибочных планов, поставить перед собой новые цели и настроиться на их реализацию.

Джек нуждается в партнёре, который может сориентировать его на практические цели и убедить в эфемерности его прежних замыслов. Ему самому довольно трудно сделать над собой волевое усилие, особенно в ситуации кризиса своих планов. Поэтому он активизируется, когда в его жизни появляется новая, соответствующая его программе цель, имеющая позитивный смысл, определённое направление и возможность реального приложения сил. Цель, которая выведет его из вынужденного бездействия и бесполезного ожидания перемен. Цель, ради которой ему захочется напряжённо работать и преодолевать трудности.

И именно такую цель задаёт ему его дуал Драйзер, который, хотя и не может видеть перспектив, но иногда довольно отчётливо видит бесперспективность какого-либо начинания и потому не позволяет Джеку застревать на каких-то слишком отдалённых и нереальных планах. Творчески манипулируя различными приёмами волевого воздействия, Драйзер заставляет Джека переключиться на более реальные и актуальные задачи.

Известно, что Джек не любит запускать свои дела. Но тем не менее, это периодически происходит. И поскольку для него «выправлять» свои дела также неприятно, как и чинить что-нибудь поломанное, рядом должен быть кто-то, кто заставит его это сделать.

Разумеется, заставить Джека подчиниться прямому волевому давлению невозможно, он сам этого не допускает. Более того, такой способ волевого воздействия ставит под удар этику взаимоотношений с ним. Поэтому в случае с Джеком волевое давление должно быть гибким, творческим, а этика отношений – принципиальной. То есть, как бы ни был обижен Джек на то, что его постоянно принуждают делать над собой усилие, эти обиды должны быстро и легко сглаживаться партнёром с тем, чтобы не перерастать в кризис отношений (что возможно только в партнёрстве с Драйзером).

Как любой интуит, Джек по своей природе довольно рассеян. Не всегда помнит, куда он положил ту или иную вещь. Уборка и наведение порядка для него – не самое приятное занятие. И тем не менее, когда Джек при всём своём безразличии к бытовому беспорядку попадает в условия, где порядок строго и неукоснительно соблюдается (как это обычно бывает в доме Драйзера), его это и организует, и тонизирует.

Один из первых признаков выхода Джека из душевного кризиса – упорядочение им своего образа жизни, интерес к спорту, здоровью, физическая, духовная и интеллектуальная работа над собой.

Джек охотно сделает какую-либо работу, окажет услугу скорее по просьбе другого, чем по собственному побуждению (если это кому-нибудь нужно – это имеет смысл сделать).

Сами Джеки не стремятся намеренно подчинять кого-либо своей воле. (Джек прекрасно умеет организовать работу, распределить её, но принуждать кого-либо её делать не будет. Ему легче материально стимулировать, заинтересовать, воодушевить своим энтузиазмом, а заставлять – это не его метод. Просить, кстати сказать, он тоже не будет – не исключает, что ему могут отказать, а это всегда неприятно.)

Джек глубоко демократичен. Никакими внешними атрибутами власти не прельщается, связями, положением в обществе не кичится, ненавидит снобов. Оценивает людей по их реальным делам и способностям. Преимущество власти рассматривает только как возможность полноценно реализовать свой творческий потенциал.

Джеки не склонны к злоупотреблению властью. Более того, они даже могут не подчиниться жестокому или несправедливому, по их мнению, приказу. Могут на свой страх и риск не придерживаться недостаточно гуманных инструкций.

С удовольствием Джек берёт на себя роль лидера и прекрасно с ней справляется. Чем больше полномочий получает Джек, тем более активизируется и тем успешнее и масштабнее работает.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Логика соотношений

Эта функция дополняет логическую программу Джека, подготавливает для неё теоретическую базу, осуществляет сбор и обработку информации. Контролирует её логичность и достоверность.

Джека возможно убедить только фактами и логически безупречными концепциями. Подсознательно он всегда отмечает для себя все логические неувязки и фактические несоответствия в любой высказанной ему мысли, в любой предложенной ему теории. Обладает прекрасной памятью, легко запоминает новую информацию, стараясь сразу же её систематизировать.

Подбор информации делает очень основательно, по возможности из самых авторитетных источников. Для Джека очень важна именно достоверность источников информации. Как правило, он опирается только на те факты, в достоверности которых лично убеждён. Поэтому ему всегда неприятно разочаровываться в источнике информации: для него это так же, как и разочарование в дружбе – он доверился, а его подвели. (Такой пример: 5-летний ребёнок-Джек впервые попал на бабушкин огород, где ему показали грядку с репкой, причём репка, вопреки его ожиданиям, выглядела очень маленькой, и он решил попробовать выдернуть её собственными силами, что у него легко получилось. А дальше он попал в противоречие между реальным фактом и источником информации, где было сказано, что репку тянули всей семьёй и вытянуть не могли. Джек решил, что всё-таки надо проверить факты и повторял свой опыт до тех пор, пока не передёргал всю репку на грядке. После этого он впервые задумался, что источники информации могут быть и недостоверными.)

Сбор информации у Джеков осложняется тем, что они не могут себе позволить слишком растягивать во времени этот процесс – ведь так и само дело уже может стать несвоевременным. Предпринимая новое важное дело, всегда старается получить именно исчерпывающую информацию; исходя из интересов дела и чувства ответственности перед своей командой, он не позволяет себе легкомысленно относиться к этому вопросу. Собирая информацию, Джек старается быть предельно дальновидным и предусмотрительным – ему обязательно нужно учесть возможные перемены и изменения условий в будущем. (Например, просчитывая статью расхода, он, как правило, учитывает зависимость её от каких-то непредвиденных обстоятельств: возможного роста цен, инфляции, повышения налогов, повышения тарифов на услуги, связанные с обслуживанием и страхованием. То есть сбор информации осуществляется «по заявке» его последующей психической функции – интуиции возможностей.)

Джеку свойственно подмечать любое искажение известных ему сведений. Очень не любит, когда «передёргивают» факты и тем самым искажают истину – это его глубоко возмущает. Как бы он ни был, казалось бы, расслаблен или рассредоточен, любое логическое противоречие его моментально настораживает. Джек – принципиальный противник манипулирования фактами, даже если это не меняет сути концепции. Он не всегда с лёгкостью согласится признать, что один и тот же факт является следствием самых разных причин. И не потому, что ему это в принципе трудно понять, – просто, принимая для себя какую-либо теорию, Джеку важно быть уверенным в её логической последовательности.

Точно так же, воспринимая какую-либо информацию, он должен быть уверен, что она не основана на подтасовке фактов. (В связи с этим иногда возникают проблемы на начальном этапе дуализации Джека с Драйзером: у Драйзера, как известно, манипулятивная этика, и с фактами он обращается довольно свободно – одному и тому же факту он может придавать противоположное значение и большого греха в этом не видит. Это обстоятельство будет настораживать Джека до тех пор, пока он не поймёт, что драйзеровская логика – это не более, чем форма убеждения, которая как раз именно на него, Джека, и рассчитана.)

Все свои действия Джек старается строить на основании многократно проверенного личного опыта. (Свои технологические методики он разрабатывает тоже на основании многократно проверенно личного опыта. Поэтому всякую критику своих собственных, «выстраданных» методик воспринимает очень болезненно.)

В области научных экспериментов Джеки очень смело нарабатывают свой личный опыт, причём начиная с самого раннего детства. Вряд ли найдётся хоть один представитель этого типа, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не взорвал, не спалил, не пережёг. Очень любят изобретать, мечтают раздвинуть горизонты науки. Своими изобретениями очень гордятся, независимо от того, как к этому относятся окружающие.

Теоретическая логика Джека создаёт информационную базу и является предпосылкой его последующей психической функции – интуиции возможностей.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Интуиция возможностей

Этот аспект для Джека чрезвычайно важен. Подсознательно Джек сравнивает собственные возможности с возможностями других, потому что это та область, в которой ему постоянно хочется работать над собой и непременно получать высокую оценку. (Не следует думать, что вследствие этого качества Джек завистлив к чужим успехам – ни в коем случае! И хотя он действительно не любит, когда ему ставят в пример людей, добившихся в жизни большего, чем он, но это только потому, что обычно предпочитает сам решать, каким успехам сто́ит подражать, а каким – нет.)

Подсознательно Джек чувствует, что это качество ему дано для того, чтобы кого-то выручать, вызволять того, кто слабее его, того, кто попал в беду, что объясняется подсознательной ориентацией на слабую интуицию своего дуала Драйзера. (Многие представители этого типа в детстве мечтали работать спасателями, пожарниками, совершать подвиги и защищать слабых: Робин Гуд, Питер Пэн.)

Джек всю жизнь готовит себя к этой миссии. На протяжении всей жизни учится преодолевать препятствия, мечтает развить в себе какие-то сверхъестественные возможности. Даже в зрелом возрасте он может с удовольствием смотреть какой-нибудь полудетский боевик, представляя себя на месте непобедимого киногероя.

Джек уважает людей, которые многого добились в жизни благодаря своему трудолюбию, бесстрашию, упорству, дальновидности, здравому смыслу; уважает людей с фантазией, людей, работающих над собой, развивающих свои способности.

Джек азартен, любит принимать участие в состязаниях силы, ловкости и выносливости. Причём к таким состязаниям он подключается спонтанно. (Например, у него может возникнуть желание повторить только что увиденный акробатический трюк.) Легко включается в пари, в молодости его можно без труда взять на «слабо». Джека с самого раннего возраста начинает интересовать предел его физических возможностей, предел его выносливости и смелости. (10-летняя девочка-Джек «испытывала» себя, сидя верхом на перилах балкона, на высоте 8-го этажа.)

Джекам очень важно раздвигать границы допустимых возможностей. И если, бывает, в первых опытах они ещё иногда осторожничают, то затем повторяют свои «рекорды» по возможности многократно. И очень этим гордятся. (Причём эти «рекорды» далеко не всегда являют собой достойный образец для подражания – иногда они носят явно «гусарский» характер.) Джеки любят демонстрировать своё бесстрашие и отвагу. В молодости часто проявляют демонстративную бесшабашность, беспечность, умеют и любят рисковать. Рассказывая о своих достижениях, Джек никогда не приписывает себе ничего лишнего – не любит пустого бахвальства. Если кто-то сомневается в его подвигах, готов их тут же продемонстрировать.

В зрелом возрасте риск Джека базируется на точных расчётах и хорошо развитой интуиции. Джеки любят играть в азартные игры, часто покупают лотерейные билеты, хотя им бывает лень пойти проверить свой выигрыш. Для них это не более, чем ожидание счастливых перемен или своеобразная тренировка интуиции, вроде как сводка погоды, по которой они проверяют, благоволит ли им сегодня удача.

Говоря о своих успехах, Джек старается не подвергать критике возможности и способности других, старается их не обсуждать (подсознательно настроен на слабую интуицию своего дуала Драйзера). Не любит никого специально экзаменовать или испытывать. Если и задаст вопрос «на засыпку», то лишь из любознательности, а не из самоутверждения.

Джекам всегда интересно узнать жизнь на самых крутых её изломах. Иногда создаётся впечатление, что они живут как в приключенческой киноленте. Смолоду готовят себя к серьёзным жизненным испытаниям. Их привлекают романтика рискованных приключений, работа в условиях повышенной опасности, в тяжёлых климатических условиях.

Многие из них пробуют себя в различных видах спорта. Джеку всегда хочется испытать то, что он ещё не испытывал. Даже если ему приходилось в жизни, например, водить корабль, он будет сожалеть о том, что вот самолётом он ещё никогда не управлял. Другой пример: если открывается какая-нибудь новая дорога, Джеку обязательно нужно по ней проехать: «Как это, уже 3 дня, как построили новый мост, а я ещё ни разу по нему не проезжал!» Джеки – прирождённые первопроходцы и первоиспытатели. Джеку необходимо попробовать всё, что для него ново и неизведанно, и не дай бог его этого лишить.

Джек-нытик – это исключительное явление. Редко кто и только из самого близкого окружения может увидеть его в подавленном состоянии, не скрывающим своего отчаяния. (Разумеется, в условиях психологического дискомфорта Джек, как любой человек, «развинчивается», а следовательно, может и ныть, и раздражаться по пустякам, но для психологически уравновешенного Джека это не свойственно.)

Смерть как реальность представители этого типа плохо воспринимают, не верят, что могут потерять близкого человека, и именно поэтому утрату своих близких переживают исключительно болезненно (хотя и скрывают свои переживания).

Джеки очень жизнелюбивы и оптимистичны, любят насыщенный жизненный ритм: активный, динамичный труд и активный отдых. Любят путешествия, походы на байдарках или велосипедах, любят туристические песни, дым костра, романтику странствий. Любят слушать и читать истории о всяких аномальных явлениях, интересуются фантастикой и приключениями. Нередко поражают необычайной широтой познаний во многих областях.

Джек обычно старается никого не подводить, более того, в трудную минуту он видит свою обязанность в том, чтобы найти выход из любого затруднительного положения не только для себя, но и для своей команды.

«Своя команда» для Джека – святое понятие. По просьбе друга он может пойти и в огонь, и в воду; может, например, бескорыстно сдать кровь для совершенно не знакомого ему человека; может отдать все свои сбережения друзьям, оказавшимся в затруднительном положении. Для спасения своей команды Джек может совершать чудеса смелости, находчивости и выносливости (и тем не менее, в быту может быть совершенно безразличен к просьбам и поручениям своих близких).

Джек совершенно ужасно себя чувствует, когда видит, что невольно становится виновником проблем своей команды, особенно, если он не может достаточно быстро эти проблемы решить.

Джека раздражает, когда кто-то его в чём-либо подводит или создаёт дополнительные проблемы, осложняющие его собственные планы. Джек старается избегать «проблемных» людей, и ему самому всегда неприятно быть источником чьих-то проблем.

При любых обстоятельствах он демонстрирует уверенность и оптимизм, старается не показывать своего страха и не демонстрировать своих страданий. Всегда спокоен, невозмутим, всегда говорит ровным и бодрым голосом.

Своей жизнестойкостью, оптимизмом, жизнелюбием, здоровым авантюризмом, фантазией, оригинальностью мышления Джек внушает уверенность в завтрашнем дне своему дуалу Драйзеру, выводит его из многих жизненных тупиков, прививает вкус к приключениям, учит радоваться жизни, открывает перед ним новые неизведанные возможности, делает его жизнь богаче, интереснее и насыщеннее радостными событиями.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Лондон устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Родственные отношения
Аналитик Максимилиан Робеспьер Отношения полной противоположности
Гуманист Фёдор Достоевский Отношения полудополнения
Инспектор Максим Горький Миражные отношения
Искатель Дон Кихот Квазитождественные отношения
Критик Оноре де Бальзак Зеркальные отношения
Лирик Сергей Есенин Отношения ревизии (Лондон – ревизор)
Маршал Георгий Жуков Отношения социального заказа (Лондон – заказчик)
Мастер Жан Габен Отношения ревизии (Лондон – ревизуемый)
Наставник Гамлет Деловые отношения
Политик Наполеон Бонапарт Отношения активации
Посредник Александр Дюма Конфликтные отношения
Предприниматель Джек Лондон Тождественные отношения
Советчик Томас Гексли Отношения социального заказа (Лондон – приёмник)
Хранитель Теодор Драйзер Дуальные отношения, или Полное дополнение
Энтузиаст Виктор Гюго Отношения суперэго
Загрузка…