Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Этико-интуитивный экстраверт (наставник) Гамлет

Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ) – это один из соционических типов, также известный как «наставник». Типичным представителем такого типа является Гамлет. Его дуал – логико-сенсорный интроверт (инспектор) Максим Горький.

Описание психотипа по Вайсбанду

Быть или не быть? Серьёзный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Мир видит в драматических и даже трагических красках. Ждёт всяческих неприятностей. Его лейтмотив – четыре ноты из Бетховена – тема судьбы. Личные проблемы склонен ставить и решать по большому счёту. Нередко стремится заодно облагодетельствовать человечество.

Романтик. Склонен к постоянным сомнениям и колебаниям. Иногда воспринимается окружающими как неуравновешенная, легковозбудимая личность. Например, его раздражают любые лишние движения, он видит мир и так слишком динамичным. Не любит проявлять инициативу. Чувства ставит выше разума.

Смело входит в ситуацию, если хорошо с ней познакомился, тщательно всё подготовил. Выжидает, обкладывает ситуацию со всех сторон, страхуется от всех возможных неприятностей и после этого действует наверняка. Стратег, знает, как распределить свои силы во времени. К любой работе относится серьёзно, с большой ответственностью, стремится довести её до конца. Добивается победы, во что бы то ни стало; ему легче потерпеть поражение, чем пойти на компромисс. В экстремальных ситуациях от его сверхосторожности не остаётся и следа.

Добро и зло. Никогда не сделает того, что считает злом, очень нетерпим к злу в других. Однако этическую теорию себе создаёт сам, не считаясь с обычаями и авторитетами. Иногда его взгляды на проблемы добра и зла весьма своеобразны. В любом случае последовательно их придерживается и настойчиво защищает.

Внимателен к людям, а порой даже навязчив и требователен, сочувствует им, старается помочь в тяжёлую минуту. Окружающим с ним нелегко: в нём нет лёгкости восприятия жизни. Чаще хороший семьянин. Свои чувства к партнёру выражает не конкретной заботой о нём, а драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые могут на него навалится. Для дуала это немаловажно – он не очень чувствует будущее. Ему можно позвонить ночью; на вопрос «я тебя разбудил?» весело ответит «да! разбудил». (Другой тип, тоже весьма склонный к сочувствию, ответит «нет, не разбудил» таким тоном, что вы поймёте свою бестактность.)

Не любит заниматься бытовыми делами при свидетелях, вообще не может на людях работать. Если может – рассылает всех с поручениями. Очень боится, что его движения, поступки неэстетичны.

Имеет своеобразную, как бы высокомерную манеру держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает, что-то изображает. Неплохой руководитель.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самой сильной функцией является этика эмоций. Причём эмоции Гамлета отличаются склонностью к драматизации событий. Своим трагедийно-эмоционально-возвышенным отношением к жизни успешно заражает окружающих. Непревзойдённый оратор.

Вторая функция – интуиция времени – помогает этому типу хорошо ориентироваться в потоке времени, как сегодняшнего, так и исторического. Призывает окружающих к использованию драматических уроков прошлого. Склонен к элементам мистицизма, загадочности.

Ролевая функция – логика действия. Верит только той информации, которая является официальной, авторитетной. Ему льстит, когда его считают деловым, тщательным, пунктуальным человеком. Это заставляет его постоянно заниматься самообразованием. Часто сыплет именами и авторитетами с целью создания иллюзий широкой образованности.

Болевой функцией является сенсорика ощущений. Это обусловливает постоянные сомнения в своей привлекательности и эстетичности своего поведения. Следствием этого является изысканно-аристократический стиль поведения и одежды.

Суггестивной функцией является логика отношений. Хорошо внушаем людьми, умеющим облекать свои мысли в абстрактно-логические формы.

Шестая функция – волевая сенсорика. Нуждается в целенаправленном административно-волевом управлении своими действиями и поступками. Уважает вождей.

Седьмая функция – этика отношений. Спокойно наблюдает различные варианты межличностных отношений, но лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с его эстетическими нормами. В таких случаях открыто, с сарказмом и иронией высказывает своё несогласие.

Восьмая функция – интуиция возможностей. Придавая большое значение положению человека на иерархической лестнице, мягко обходит вопросы, связанные с выяснением или демонстрацией истинных способностей и возможностей человека.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Этика эмоций

Для Гамлета мир человеческих переживании, чувств и эмоций – это не только сфера его интересов и наблюдении, это, в первую очередь, его «мастерская» и «лаборатория». Здесь он и творит и исследует.

Исследовать душу человека, увидеть источник его боли и страданий, показать глубину его переживаний, понять этические мотивы его поступков во всём их кажущемся противоречии – в этом Гамлет видит своё предназначение, для этого он родился, этим он, по сути, занимается всю свою жизнь независимо от того, какую область профессиональной деятельности для себя избрал.

Никого из входящих в круг его знакомств он не обойдёт своим «эмоциональным воздействием»: кому шуточкой, кому острым словцом, кому розыгрышем, кому тонкой иронией, любому покажет его душу как в зеркале. Любого вовлечёт в свой «театр» – в свою «этическую игру», в свою «мастерскую-лабораторию».

К объекту своих шуток Гамлет часто обращается с ласковой иронией и снисходительным превосходством, как будто он сейчас находится где-то над ним, в каком-то другом мире, там, где ему особенно видна вся нелепость и несуразность поведения очередной жертвы его внимания. Шуточки Гамлета – это своего рода «коровьевские шуточки», это «воландовско-мефистофельские» шутки. («Данила, вот я тебе!. – испугался?! – еду оставил. Если ты не поешь, я тогда!.. – испугался?! – съем это сам. И попробуй только не взять молоко — скормлю собакам!!!.. — испугался?! — Да не тебя, а молоко!..»)

Создавать гнетущую напряжённую обстановку для Гамлета настолько естественно, что он может это делать, находясь практически в любом настроении – ив хорошем, и в плохом; и от скуки, и от нечего делать. Достаточно самого незначительного повода и у него вдруг откуда-то появляются и металлические нотки в голосе, и жёсткие интонации, и чеканная дикция, и тяжёлый пристальный взгляд, и выдержанные паузы (во время которых он обдумывает продолжение своего «монолога»).

Вокруг каждого человека Гамлет создаёт некое эмоциональное поле, которое по своему усмотрению «заряжает» то положительно, то отрицательно, постоянно выражая своё отношение к этическим качествам человека, причём не как своё личное впечатление, а как некое общее, уже сложившееся мнение, в котором он лично был бы и рад сомневаться. Поскольку это все преподносится в форме тонких намёков и сопровождается выразительнейшей мимикой, человек сразу чувствует себя заинтригованным и незаметно для себя подпадает под сильнейшее эмоциональное воздействие, становясь послушной марионеткой, которую дёргает за верёвочки этот, казалось бы, такой доброжелательный собеседник.

Довольно трудно бывает вовремя опомниться и выйти из-под этого «очаровывающего» влияния – Гамлет тут же разыгрывает такую обиду, такое разочарование и сожаление, что человеку становится неловко за своё «бестактное» поведение и вроде бы ничего другого не остаётся, как добровольно поддаться оказываемому давлению.

Напуская на себя то намеренно безразличный, то загадочный, то печальный вид, Гамлет старается обратить внимание и заинтриговать всех, кто только может его сейчас видеть. Подсознательно Гамлет пользуется любой возможностью найти себе подходящие объекты эмоционального влияния, самым идеальным из которых является его дуал Максим Горький, более всего нуждающийся в общении именно такого стиля и характера.

Больше всего раздражает Гамлета отсутствие интереса к его «театру», намеренное нежелание стать в его спектакле «действующим лицом» или даже «зрителем». Непробиваемое безразличие и безучастность к его этической игре – единственное, перед чем Гамлет бессилен, и это как раз то, чего он больше всего боится. Его особенно настораживают люди, которые, что называется, «себе на уме» (хотя трудно быть более «себе на уме», чем сам Гамлет).

Любой из представителей этого типа независимо от возраста и рода занятий великолепно владеет своими мимикой, голосом, интонацией и благодаря этому качеству делает со своим собеседником всё, что хочет, получая от него максимум нужной ему информации. Сто́ит ему только захотеть, и он расслабляет человека, вызывает его на откровенность и внушает ему всё, что ему вздумается Иногда, наоборот, буквально сковывает своего собеседника страхом и напряжением, полностью подчиняет своей воле, заставляет полностью себе довериться.

Гамлет – режиссёр человеческих эмоций, режиссёр настроений. Любому человеку Гамлет «задаст» именно то настроение, которое считает нужным задать Эмоциональная «режиссура» Гамлета всегда задаётся только из соображений его интересов, его расчётов, его страхов, его подозрений и предположений.

Независимо от того, в каком масштабе развивает свою деятельность представитель этого типа, политик ли он или рядовой служащий, он в совершенстве владеет всем арсеналом необходимых средств воздействия для того, чтобы сформировать «нужное» общественное мнение, с помощью которого он намерен задать определённое направление действиям окружающих его людей. Создание формальной или неформальной группировки в рамках уже существующей системы, выявление формального или неформального лидера, смещение существующего лидера, перемещение иерархических слоёв в системе, вывод из системы группы лиц, являющихся помехой в его расстановке сил, – всё это сфера его постоянной деятельности независимо от возраста, рода занятий и места, занимаемого в системе.

Расстановка сил в иерархической системе – основная область его этических и деловых интересов и наиважнейшая сфера его деятельности. Гамлету чрезвычайно важно не только выявить уже существующего неформального лидера, но и потенциального И относительно этой будущей расстановки сил сформировать свои отношения в существующей социальной структуре Именно поэтому любому из представителей этого типа важно знать, что «на уме» у того или иного человека (Особенно Гамлета интересуют и настораживают внутренне независимые люди, ставящие себя вне карьеры, вне сплетен, вне «интересов коллектива», вне «общественного мнения» таких людей Гамлету бывает понять особенно трудно и именно поэтому они кажутся ему особенно подозрительными) ему только повод, и вот он уже чувствует себя как на трибуне, он уже не просто говорит, а «произносит речь». Более того, митинговать он может вообще без повода – для этого ему нужно только подходящее настроение (если «душа́ горит» или «прям зло берёт») вот тогда и аудитория найдётся, и тема подберётся (В отличие от Дона Кихота, который митингует когда угодно, где вздумается, и даже не всегда на языке окружающих его людей Гамлет очень осмотрительно выбирает себе слушателей. Всегда знает, кого и за что можно и нужно агитировать) Обличать, осуждать, «навешивать ярлыки», искать виноватых – всё это не только форма его самовыражения, но и способ создавать общественный настрой, формировать общественное мнение. А в более широких масштабах – способ «делать политику», «творить историю».

Стать инициатором какого-нибудь начинания, привлечь к нему новых людей, организовать их, повести за собой – всем этим Гамлет занимается очень охотно. Причём ему для этого вовсе не обязательно быть политическим деятелем достаточно просто «попасть в струю», угадать «правильное» направление, захватить «нужную» инициативу.

Следует заметить, что в своей общественной инициативе Гамлет очень дальновиден и предусмотрителен: если что-то затеял – это неспроста, это с дальним прицелом, с расчётом, это не просто по доброте душевной. (То, что Гамлет делает только по доброте душевной, он не афиширует: мало ли как к этому отнесутся другие? А вдруг из-за этих «благодеяний» у него когда-нибудь будут неприятности. Пример: представитель этого типа на протяжении многих лет тайком от жены помогал материально всем своим родственникам – всем понемногу, кому с зарплаты, кому с премии. Но каждый раз предупреждал «Только жене не проговоритесь, она ничего не должна об этом знать». И не было случая, чтобы он забыл об этом упомянуть или предупредить).

Лидерству Гамлета способствует ещё и то обстоятельство, что он всегда прирождённый талантливый актёр – и это его ценнейшее качество. Он актёр и в жизни, и в театре (и в истории, и в политике) Когда Гамлет выходит на сцену, публика и рыдает и смеётся вместе с ним (Когда Гамлет «выходит в политику», смеющихся остаётся все меньше и меньше).

Многие представители этого типа становятся самыми выдающимися актёрами, режиссёрами, поэтами и музыкантами своего времени. Пока у Гамлета есть публика, его вдохновение неиссякаемо.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Интуиция времени

Если рассматривать человеческие эмоции, как материал в «творческой лаборатории» Гамлета, то время, в его понимании, – это тот инструмент, тот «технологический режим», в котором этот материал закаливается и обрабатывается. Гамлету мало вылепить «эмоциональную модель», нужно, чтобы она ещё и созрела «во времени», нужно показать характер человека (или модель его поведения) в развитии Показать, как это было в прошлом и что это будет в будущем.

Количество эмоций, пережитых в единицу времени, – вот формула, выражающая способ его существования, его «технологический режим».

Создаётся впечатление, что Гамлет умеет физически ощущать протяжённость любой единицы времени: она для него как живая клетка и живёт жизнью заполняющих её эмоций. У Гамлета-музыканта – своё представление о ритмах и темпах, у него – микроритмы и микротемпы, и в этом секрет его музыкальной выразительности. Понятие «длительность ноты» для него означает – «продолжительность жизни ноты», настолько каждая нота в его исполнении насыщена тончайшими нюансами и проживает яркую эмоциональную жизнь в определённый, назначенный ей миг. Гамлет-исполнитель всегда узнаваем и по умению выдержать ноту и паузу, и по умению строить своё исполнение на игре темпов и нюансов эмоций. (Точно так же, как Гамлет-танцор всегда узнаваем по точной координации движений, соответствующих тончайшей музыкальной пластике, а также по исключительной выразительности жестов. У Гамлета-танцора жест «раскрывается» как цветок, его выразительность как бы развивается во времени, так что зритель успевает его и увидеть, и понять, и прочувствовать.)

Гамлет-политик великолепно умеет манипулировать временем: видит преимущества развития ситуации во времени, умеет «залечить» проблему временем, умеет «вырастить проблему во времени», то есть умеет использовать время как своеобразную оранжерейку, где проблема «дозревает» до того момента, когда она уже может быть представлена обществу в самой убедительной форме. Гамлет умеет материализовать время, сделать его осязаемым. Умеет заставить всех почувствовать значимость момента, даже если этот момент будет длиться десятилетия.

Прекрасно умеет пользоваться преимуществами во времени, которые ему даёт та или иная ситуация. Например, в условиях военных действий Гамлет-политик. может запросить перемирие только для того, чтобы получить вре́менную передышку и использовать её с выгодой для себя и для своей армии: передислоцировать войска, подтянуть новые силы и т. д. А отдохнув и набравшись сил, может устроить какую-нибудь новую «заварушку» и тем самым получить повод возобновить военные действия.

Гамлет очень хорошо умеет координировать свои поступки во времени. Что бы он ни делал, это всегда всё очень своевременно. Любой из представителей этого типа – всегда великолепный стратег, поэтому каждое его осмысленное действие определяется целями и задачами его конечных планов, которые в свою очередь могут быть довольно гибкими. (Например, иному Гамлету-политику состояние войны бывает иногда нужнее, чем победа в ней. Более того, Гамлет нередко чувствует себя разочарованным именно тогда, когда конечная цель его действий уже достигнута. Уже привыкнув к гиперактивной, перенасыщенной событиями жизни, Гамлету бывает трудно переключиться на другой, менее активный режим – у него возникает ощущение неполноты жизни, ощущение упущенных или не полностью реализованных возможностей.)

Для Гамлета очень важно быть уверенным в своевременности собственных действий. И именно поэтому он всегда должен быть своевременно обо всём осведомлён.

Гамлет опасается быть неосведомлённым в том, что для него важно, поскольку это может привести его к несвоевременным действиям, к опозданию, а этого он в принципе старается не допускать. В критической ситуации Гамлет особенно точно координирует свои действия во времени: обычно стремится нанести свой удар первым, причём это должен быть совершенно неожиданный, ошеломляюще сокрушительный удар: слишком много поставлено на карту. Вот потому-то Гамлету и нужно, чтобы окружающие ему доверяли и делились с ним своими планами и информацией. Именно поэтому он побаивается скрытных и пассивных людей, безучастных к тому, что его волнует: а, может, они его уже обошли? Может, они уже получили то, чего он сейчас добивается, и потому так спокойны и уверены в себе?

Гамлету всегда интересен опыт чужих ошибок. Он его тщательно изучает, делает полезные выводы с тем, чтобы самому поостеречься и других предостеречь. Но, каковым бы ни был его собственный негативный опыт, в решающей ситуации Гамлет действует так, как подсказывают ему его чувства и его интуиция, даже если это идёт вопреки здравому смыслу. Возможно, поэтому представителям описываемого типа весьма свойственны фанатизм и фанатичное самоотречение. Очень много террористов-«камикадзе» выходит именно из представителей этого типа. («Благостно спичке, сгоревшей, но высекшей пламя».) Гамлет в любую эпоху, в любой период истории может видеть высший смысл в том, чтобы отдать свою жизнь «за идею», даже если эта идея родилась в узком кругу его единомышленников и объединяет всего несколько человек. Именно поэтому в экстремальной ситуации фанатично настроенный представитель этого типа не увидит большого греха в том, чтобы взять в заложники мирное население, даже если оно из его же собственного лагеря: нет большей чести, чем умереть за идею (так пусть от их «обывательской» жизни будет хоть какой-то прок).

Гамлет не в состоянии быть пассивным наблюдателем важнейших исторических событий. Даже работая журналистом, международным обозревателем или ведущим общественно-политических телепередач, представитель этого типа подаёт материал очень тенденциозно и целенаправленно, как бы стремясь создать вокруг освещаемого им вопроса определённое общественное мнение, с помощью которого он как будто рассчитывает скоординировать действия ведущих политиков и направить их в определённое русло.

Для Гамлета характерно ощущение своего исторического предназначения. Он может себя чувствовать частью исторического процесса, частью эпохи, носителем и выразителем её идей. (Политическая гражданская активность – ещё одна причина, по которой его может искренне обидеть чья-то принципиальная аполитичность или беспринципная лояльность.) Гамлета часто можно встретить работающим на «идеологическом фронте», причём с искренним энтузиазмом и отдачей, что, однако, не мешает ему иногда искренне негодовать по поводу исторических ошибок, совершаемых его правительством, предвидеть самый неблагоприятный исход событий на «политической арене», видеть какие-то неблагополучные тенденции в политической и социальной жизни общества.

У Гамлета могут быть периоды яркой, эмоционально насыщенной жизни, наполненные интересными, «масштабными» делами; могут быть периоды длительного выжидания своего «звёздного часа», причём этот период не менее важен для Гамлета, чем первый, и при внешнем бездействии он на самом деле не менее насыщен. Это может быть период его невидимой деятельности, период его «подготовки» к решающему моменту. Совершенно неважно, какое именно дело он совершит в свой «звёздный час»: это может быть и государственный переворот, и блестящая речь в парламенте, и великолепно сыгранный спектакль, и террористический акт, знаменующий начало новой исторической эпохи. Главное, в этот свой «звёздный час» Гамлет «войдёт в историю».

Гамлет «видит» время «по-крупному» и играет временем тоже «по-крупному». Ему далеко не всегда важна мелкая, сиюминутная пунктуальность; намеченный распорядок дня он может выполнять, а может и нет. Для него не это важно. Для него куда интереснее намечающиеся глобальные перемены, а также историческая точность и своевременность его собственных действий. Ему важно органично вписаться в эпоху, с тем чтобы «не быть бревном, лежащим поперёк истории».

Гамлет хорошо понимает характер той или иной эпохи, умеет чувствовать её лозунг. Умеет видеть аналогии и закономерности в чередовании исторических эпох.

Часто испытывает ностальгию по той эпохе, которая созвучна его миропониманию, в которой были популярны идеи, близкие ему по духу. Если не находит для себя места в сегодняшнем дне истории, живёт в её прошлом.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Деловая логика

Гамлету трудно руководить коллективом. (Точнее, коллективу трудно, когда им руководит Гамлет.) Уже сам процесс налаживания деловых контактов для него не прост. Гамлет всегда заранее предвидит возможные разногласия или даже противоборство интересов и соответственно этому себя настраивает.

Гамлету и трудно и скучно контролировать работу подчинённых, трудно содержать в порядке деловую документацию, трудно выполнять рутинную, будничную работу.

Организация рабочего процесса, создание необходимых технических условий, условий оплаты, материального поощрения и стимулирования – всё это даётся ему ценой невероятных усилий, но приносит менее, чем скромные результаты. Поэтому в условиях отсутствия материального стимула, в условиях неэффективного и низкопроизводительного труда у Гамлета остаётся единственное средство для поддержания необходимого рабочего тонуса – эмоциональное и административное давление. И этими средствами он владеет в совершенстве.

Гамлет не может просто сказать: «Я доволен (или не доволен) твоей работой». Для него слишком непредусмотрительно выражать своё личное мнение. (Гамлет во обще не любит, когда ссылаются на его личное мнение, поэтому обычно опасается говорить лично от себя.) Скорее он скажет: «Директор похвалил твой доклад» или: «Все вокруг говорят, что ты в последнее время стал хуже работать». И выразит таким образом не своё личное, а общественное мнение, которое на самом деле может быть и не таким или вообще ещё по этому поводу не сложилось. Но Гамлету выгодно представить общественное мнение именно таким и именно для того, чтобы оказать на человека целенаправленное воздействие. Для этой цели ему как раз и нужно показать отношение окружающих ко всему происходящему, нужно дать оценку как бы не от себя лично, а именно выражая общее мнение. Он как бы говорит: «Это не я один так считаю – это все так считают! (»Все врать не будут!«). Хотя на самом деле он мог вообще никого не спрашивать.

Гамлет может совершенно не смущаться тем, что блефует, фальсифицирует или подтасовывает факты. (Особенно, если это делается «в интересах дела» и в связи с «особой важностью текущего момента».) Факты, которые невозможно проверить, в данном случае не важны, важно его личное желание воздействовать на подчинённого, с тем чтобы заставить его работать при любых, даже самых тяжёлых, самых низкооплачиваемых условиях. (Поскольку других условий он создать просто не может.)

Более того, чем тяжелее общие условия труда, тем важнее для Гамлета хорошо «проявить себя» на руководящей работе и подольше на ней удержаться. (Даже будучи рядовым служащим, Гамлет может проявлять себя сверхсознательным тружеником, работающим «за идею», «за спасибо», и представлять собой образец трудового энтузиазма. Разумеется, дух первенства и стремление к лидерству не позволят ему слишком долго застревать на рядовой должности. Поэтому Гамлет не упустит случая провести новую, выгодную для себя расстановку сил, которая поможет ему переместиться в более удобный иерархический слой. Суть гамлетовской «деловой интриги» как раз в том и заключается, чтобы найти нужные рычаги воздействия на окружающих и надёжную точку опоры для себя.)

Будучи озабочен своим положением и авторитетом руководителя, Гамлет свободно и легко манипулирует поведением подчинённых, внимательно следя за тем, чтобы его не «подсидели».

Гамлеты – и руководители и чиновники, умеют находить виноватых там, где их нет, умеют и любят брать «на испуг» всех, кто от них зависит. Для Гамлета-руководителя очень характерно искусственно нагнетать обстановку, каждому навязывать «комплекс вины» и заставлять ожидать для себя всего самого наихудшего. Гамлет-руководитель часто склонен разыгрывать роль этакого Карабаса-Барабаса, управляющего марионетками: время от времени он как бы «дёргает за верёвочки», наблюдая за тем, как приходит в действие весь механизм его интриги – это у него такой способ координировать работу коллектива, а заодно и «контролировать ситуацию». В результате такого «руководства» обсуждение производственных проблем в коллективе постоянно переходит из сферы деловой в сферу этическую, из области деловых отношений в область личностных «разборок», где Гамлет чувствует себя совершенно свободно и никому не уступает первенства.

Как всякий интуит 2-й квадры, Гамлет опасается последствий взятой на себя ответственности. И это ещё одна причина, по которой ему гораздо выгоднее сформировать удобное общественное мнение, чем самому открыто высказываться, и действовать в соответствии с «мнением большинства», а не самому принимать решение с вытекающей отсюда ответственностью. Такая тактика, кроме всего прочего, даёт ему ещё и правовое прикрытие: он, как «меньшинство» выражает и подчиняется мнению и воле большинства, из числа которого потом всегда можно будет найти виноватого, списать на него ошибки и осудить за «перегибы». (Если должность, занимаемая Гамлетом, предполагает только личную ответственность за принимаемое решение, то, допустив непоправимую ошибку, такой «лидер» может действовать по принципу: «После нас хоть потоп».)

К встречной деловой инициативе Гамлет относится очень настороженно, особенно, если она им лично не санкционирована. Поэтому самые лучшие деловые отношения у него складываются именно с его дуалом Максимом Горьким, обычно чутко угадывающим планы и намерения своего начальства, всегда соблюдающим «субординацию» и действующим только в соответствии с заданными указаниями. С представителями других психологических типов Гамлету работать довольно трудно – того и жди чего-нибудь непредсказуемого, каких-нибудь непредвиденных неприятностей.

Кроме того, Гамлет так же, как и его дуал Максим Горький, следит за тем, чтобы материальное поощрение распределялось соответственно количеству вложенного труда (соответственно доле личного участия) и соответственно степени возложенной ответственности, то есть соответственно занимаемой должности. (В качестве личного поощрения Гамлет может распределять материальные блага и по собственному усмотрению, но постарается, чтобы это не получило широкой огласки: «У тебя в концерте два выхода, у неё – пять, но заплатят вам поровну. Я уже договорился. Только смотри, никому не говори, иначе ты меня подведёшь!»)

Своим собственным, частнопредпринимательским бизнесом Гамлету заниматься тоже нелегко, поскольку, оказавшись вне иерархической системы, он чувствует себя очень незащищённым: нет привычной ему расстановки сил, никто не принимает за него решений. За все свои действия он теперь отвечает сам, за все ошибки расплачивается из собственного кармана.

В деловых отношениях интригующий тон Гамлету только мешает, поскольку настораживает и восстанавливает против него окружающих. (Начинающая Гамлет-предпринимательница позволила себе поинтриговать с клиентами, в результате чего они обошлись без её посреднических услуг – заключили сделку «напрямую» и оставили её без комиссионных.)

Анализируя свои ошибки, Гамлет учится деловой этике, учится подчинять своё настроение рассудку, учится делать не то, что ему «хочется», а то, что «целесообразно». Учится быть сдержанным в выражении своих эмоций, следит за своим эмоциональным лексиконом, старается не выражать ни своего личного, ни общественного отношения. Учится быть корректным с теми, кто ему платит, кто «заказывает музыку». (Попадая в капиталистическую систему, Гамлеты «социалистической закваски» проходят очень трудную и тяжёлую школу, причём далеко не всегда успешно.)

Изучать потребности рынка, рыночные цены и рыночные отношения для Гамлета, с его мятежной и беспокойной душой, далеко не самая интересная работа. Поэтому ему трудно самому защищать свои деловые интересы, трудно самому постоять за себя, трудно объективно оценить свою работу, трудно запросить свою цену, трудно на ней настоять. В одном случае он может запросить совершенно нереальную стоимость, в другом – соглашается работать даже бесплатно.

По мнению Гамлета, здесь все решает платёжеспособность заказчика, о которой он далеко не всегда бывает осведомлён. Гамлет может согласиться поработать и в целях рекламы, и для того, чтобы получить хорошую рекомендацию, стаж или опыт работы, но при этом всегда будет опасаться, как бы его энтузиазмом не злоупотребили. Гамлет способен на альтруистический поступок «смотря по обстоятельствам», но ему неприятно, когда его «держат за фраера» и предлагают чисто символическую оплату только потому, что он известен своей добровольческо-благотворительной деятельностью.

Как самостоятельный исполнитель, Гамлет всегда старается выполнить свою работу на высокопрофессиональном уровне (вообще уважает профессионализм), очень переживает, если по объективным причинам это не всегда удаётся. Старается продумывать и прорабатывать малейшие детали, иногда видит в них «изюминку», ради которой и задумывалась вся работа.

Не любит начинать несколько дел сразу, не любит перегрузок. Многие просчёты в своих делах склонен объяснять чрезмерным объёмом работы или вынужденным рассредоточением внимания на её различных планах.

Рассредоточение внимания – действительно одна из его серьёзнейших проблем: Гамлет легко отвлекается с одного плана работы на другой, а иногда и вообще забывает, чем он занимался до этого. В результате накапливается множество запутанных дел, которые ему потом приходится распутывать и переделывать заново. Поэтому самую ответственную работу он старается выполнять в условиях, исключающих всякие внешние помехи. Может продуктивно работать по ночам, когда его уже никто и ничто не отвлекает.

Очень любит работать по проверенным методикам. И в этом ему неоценимую услугу оказывает его дуал Максим Горький – непревзойдённый мастер по части разработки методов и инструкций, способный досконально изучить любой аспект работы, разложить «по полочкам» и в доходчивой, лаконичной форме дать Гамлету разъяснения по всем интересующим его вопросам.

В быту Гамлет старается быть и экономным и расчётливым, но это у него плохо получается. То и дело он под настроение покупает себе какую-нибудь не самую нужную вещь, делает лишние траты: то ему хочется пожить на широкую ногу, то проявить «широту натуры». Когда Гамлет заведует семейным бюджетом, ему с трудом удаётся свести концы с концами. Вот тут-то его и выручает педантично-расчётливый Максим Горький, у которого и каждая копейка на счету, и каждая статья расхода на учёте. Максим очень любит наводить порядок в своих (и в чужих) финансовых делах и с удовольствием берёт на себя контроль за семейным бюджетом. По-настоящему быть практичным и хозяйственным Гамлет учится у своего дуала Максима.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Сенсорика ощущений

Основная проблема Гамлета в его постоянном ощущении внутреннего физического дискомфорта. Как будто его постоянно что-то раздражает или мучает.

Иногда это проявляется в привычке болезненно морщиться или часто моргать (невольно подумаешь, что его раздражает яркий свет или громкая музыка); иногда – в привычке разговаривать тихим или болезненно сдавленным голосом, будто он только что плакал, или собирается это сделать и у него уже «стоит ком в горле»; иногда – в привычке говорить громким, резким голосом, постоянно «на повышенных интонациях».

Гамлета действительно иногда раздражают и резкий свет, и громкая музыка – любой предмет, любое явление может для него быть источником дискомфорта. Иногда он как будто старается заглушить в себе это неприятное состояние.

У Гамлета часто возникает потребность в острых вкусовых (и не только вкусовых) ощущениях. Любит обжигающе острые приправы с запахом, резко возбуждающим аппетит. Однообразие вкусовых ощущений Гамлета часто раздражает – хочется чего-то изысканного, необычного. Ему бывает интересно попробовать какое-то новое блюдо, узнать, из чего оно приготовлено. Иногда и сам любит поэкспериментировать в области кулинарии – и делает это очень смело, но, надо сказать, не всегда удачно. Иногда он пытается сочетать нечто, по вкусу в принципе несочетаемое, а иногда предпочитает утрированные вкусовые ощущения – для него это «как раз то, что нужно».

Случается, он не обращает внимания на качество продуктов и может запросто нарезать в салат подгнивших овощей, не говоря уже о том, что Гамлет по рассеянности вообще может забыть, что он готовит и из чего, что он уже положил в котёл, а что ещё нет.

Некоторые из представителей этого типа любят не столько готовить, сколько «играть в повара» (особенно мужчины). Женщинам-Гамлетам это занятие тоже частенько надоедает, и они относятся к нему как к наскучившим домашним обязанностям, а иногда даже с каким-то раздражением, как будто эта работа представляет для них особые трудности. (Как уже говорилось, вынужденная необходимость заниматься только домашним хозяйством часто неблагоприятно сказывается на их характере: «Муж меня отправил на лето к свекрови (свекровь – Гамлет), и в первый же день она мне сообщила: «Ты будешь питаться отдельно. Я не стану на тебя готовить. Тебе всё равно моя еда не понравится!» Меня сначала это обидело, а потом я заметила, что она действительно плохо готовит и, возможно, этого стесняется и таким образом старается это скрыть… Потом, ей ещё нравилось загружать меня домашней работой, как будто она меня этим наказывает! Ну а для меня это дело привычное… А в конце лета она всё-таки нашла, чем меня подколоть: «Зачем, – говорит, – ты этюдник с красками сюда привезла? Ты же за всё время так ничего и не нарисовала!» – Чувствовалось, что она ищет ссоры, но мне-то это было ни к чему, и я старалась не давать ей повода, а это её ещё больше раздражало».)

Вообще, устройство быта для Гамлета не самое привлекательное занятие. Вспоминать, что нужно купить для дома, для семьи, – это всегда для него лишнее и мучительное напряжение. (Художница-Гамлет отправила сына в булочную купить свежего хлеба, чтобы «освежить» рисунок. Сын принёс две булки: одну, чтобы рисунок стереть, другую – чтобы съесть. И вот именно это обстоятельство её сначала очень удивило, а потом рассмешило: «Васька-то у меня мужичок хозяйственный растёт!»)

Организация быта для Гамлета – это всегда лишняя головная боль при более чем скромных результатах. Иногда в его доме не хватает многих нужных вещей, а иногда наблюдаются какие-то явные несуразности в интерьере: «Меня поразило в её комнате то, что над кроватью, – вот так, как обычно люди коврик вешают, – у неё висела каменная плита с великолепным старинным рельефом. Довольно больша́я плита, размером где-то полтора метра на метр… Уж не знаю, на чём она там держалась, но меня всё удивляло, как это можно спать под такой плитой, как же ей не страшно?»

Именно в быту Гамлету иногда не хватает острых ощущений и он их старается добирать, где можно и чем можно. Это одна из причин, по которой он сам может создавать себе бытовые трудности или усложнять свои бытовые отношения вопреки всякому здравому смыслу. Случается, ему не хватает эмоционального напряжения, и он может устроить свой быт таким образом, чтобы интерьер его комнаты уже сам по себе задавал нужное ему настроение. Например, он может задрапировать стены чёрной тканью или завесить их политическими плакатами, флагами или вымпелами, портретами своих кумиров и вождей; разрисовать комнату какими-нибудь собственными художествами, словом, делать всё, что ему вздумается, лишь бы создавалось приятное настроение.

Разумеется, лучше всего обстоит дело, когда организацией гамлетовского быта занимается его дуал Максим Горький. Хозяйственный, работящий, от природы наделённый прекрасным эстетическим вкусом, аккуратный, умеющий наводить и поддерживать порядок, Максим при желании способен создать Гамлету именно те условия, о которых он только может мечтать (вплоть до «кофе в постель», особенно если отношения и ситуация к этому располагают). Женщина-Максим вообще безупречная хозяйка: и экономная, и запасливая, и каждую статью расходов записывает.

Кроме того, сориентированный на гамлетовские этические установки Максим Горький не боится его эмоциональных перепадов, более того, он очень хорошо себя в этом режиме чувствует. Поэтому всегда находит способ предложить своему дуалу и соответствующие эстетические критерии, которые, с одной стороны, не противоречат его принципам, а с другой – направляют его ощущения в гармоничное русло.

Если Гамлет проявляет себя как «режиссёр сильных переживаний», то Максим Горький – это художник острых ощущений. В паре Гамлет – Максим происходит постоянный эмоционально-сенсорный взаимообмен (взаимообмен «кнута и пряника»): так же, как эмоциональное поле Гамлета постоянно меняется с положительного на отрицательное, так и приятные, расслабляющие ощущения, создаваемые Максимом, постоянно сменяются острыми, возбуждающими. Именно дополняя друг друга в эмоционально-сенсорном плане, Гамлет и Максим создают для себя оптимальный психологический режим, оптимальную гармонию ощущений. (То, что для этой пары является оптимальным и гармоничным, представитель психологически несовместимого с ними типа, возможно, посчитает для себя слишком острым, «своеобразным» и потому неприемлемым, но это, разумеется, уже его проблема)

Многие сенсорные ощущения воспринимаются Гамлетом эмоционально или интуитивно: «У моей учительницы (Гамлета) была своя теория преподавания живописи – основная нагрузка делалась на воображение и на память. Мы должны были запомнить цвет, а на рисунке только пометить цветовое пятно контурной линией соответствующего тона. В результате рисунок покрывался сетью каких-то разноцветных контуров, в которых легко было запутаться. Мне эта техника никак не удавалась – терялись острота и свежесть сиюминутного восприятия цвета… Часто она любила говорить: «Возьми этот цвет насыщеннее, чтобы он зазвенел, а то он молчит, как мёртвый…»

Как бы не был Гамлет болезненно восприимчив к внешнему дискомфорту, со временем он начинает понимать, что источник его постоянного раздражения в нём самом – в постоянном ощущении личной неустроенности, точнее, «непристроенности» или «неприкаянности». Гамлет очень остро ощущает своё одиночество. Иногда, особенно в молодости, он склонен разыгрывать роль этакого «печального демона», непонятого и одинокого.

Печальные мысли об одиночестве приводят к размышлениям о «бренности бытия», которые особенно часто его посещают в период плохого самочувствия. Достаточно обратить внимание Гамлета на его нездоровый вид, как он сразу же начинает переживать за состояние своего здоровья, размышлять о приближающейся старости и о том, чем неизбежно заканчивается человеческая жизнь, что приводит его к ещё более печальному настроению. Когда здоровью Гамлета начинает что-то действительно серьёзно угрожать, жизнь его домочадцев превращается в сплошной кошмар: «Ещё задолго до того, как лечь в больницу, мама начала меня морально подготавливать: «Смотри, когда я умру, чтоб ты знал: здесь у нас хранится манная крупа, здесь – сахар… Смотри, когда я умру, чтоб ты не забывал платить за квартиру». Операция прошла успешно, но я так и не понял, зачем ей нужно было настраивать нас на самое худшее».

Гамлету часто кажется, что окружающие недостаточно его опекают, недостаточно о нём заботятся. Причём такие претензии предъявляются необязательно к самым близким людям. Гамлеты любят, когда во время болезни их навещают не только родственники, но и соседи, друзья, сослуживцы или ученики: «Лень тебе проведать свою учительницу? Или ты дожидаешься, пока я умру?!»

Спасение от этой хандры наступает с появлением в его жизни близкого человека, от природы наделённого оптимизмом, бодростью духа, ясностью ума, сильной волей, преданностью, отзывчивостью и дружелюбием, то есть именно теми качествами, которыми в избытке обладает его дуал Максим Горький, способный чутко улавливать ощущения физического и душевного дискомфорта, способный исполнять и предупреждать все желания своего партнёра.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Логика соотношений

Трудно дать логическое объяснение поступкам Гамлета. Иногда даже не следует пытаться этого делать. Иногда создаётся впечатление, что Гамлет вообще видит себя вне фактов и вне логики. То есть лично он убеждается только фактами и только достоверными, но сам может, как ребёнок, ссылаться на какой-то придуманный факт, тем более, если его невозможно проверить. Может часто манипулировать фактами и аргументами по своему усмотрению, но очень боится и не любит, когда так поступают по отношению к нему самому.

Всегда рад возможности собрать нужную информацию. Иногда он это делает как бы между прочим, предварительно расслабив собеседника и настроив его на доверительный лад, может как бы невзначай спросить его о чём-нибудь важном. Часто строит из себя этакого наивно-любопытствующего собеседника; иногда – якобы сомневающегося скептика, провоцирующего на то, чтобы ему убедительно возражали и в качестве аргумента подробно информировали о действительном положении вещей, а также излагали все планы и раскрывали все карты.

Наука, по мнению многих представителей этого типа, ни в коем случае не должна быть вне политики, вне социальных проблем, вне общественного мнения. Более того, она обязана активно работать на его социальную систему и служить её идеалам. Поэтому и направление развития науки должно определяться целями и задачами субсидирующей её социальной системы. Придерживаясь такой точки зрения, Гамлет способен успешно сочетать научную деятельность с идеологической работой. Правда, последствия такого сочетания не всегда идут на пользу науке. История знает немало случаев, когда некоторые представители этого типа превращали область научных исследований в арену идеологической борьбы, а научные диспуты – в политическое ристалище. (Вспомнить хотя бы печально известного Трофима Денисовича Лысенко, равно как и последствия, которые оказала его «научная» деятельность на развитие советской биологии.) Характерно, что для успешного научного поиска Гамлету обязательно надо верить в то, что он находится на правильном пути – особенно, если это касается новых, ещё не достаточно изученных научных направлений. (Понятно, в наше время Гамлет уже не задаёт вопрос: «Ты веришь в генетику?», но сейчас он, к примеру, может спросить: «Ты веришь в соционику?»).

Гамлет часто поступает вопреки здравому смыслу, поскольку эмоции у него обычно преобладают над рассудком. Именно поэтому ему трудно быть объективным, поэтому-то и понятие об объективности у него тоже весьма относительное: чаще всего «объективно», в его понимании, то, что он считает нужным и удобным для себя.

«Объективную информацию» Гамлет довольно часто подбирает предвзято, иногда слишком тенденциозно – все зависит от того, для какой цели он предполагает эту информацию употребить. Кроме того, «объективность» Гамлета часто зависит от его настроения. (Например, если «под горячую руку» попросить его написать «рекомендательное письмо», он может написать «объективную характеристику» с явно критическими тенденциями. Под настроение Гамлет может выдать «объективный анализ», где вообще одно противоречит другому.)

Гамлет настолько часто «попадается» на собственных нелогичностях и противоречиях, что иногда его просто не хочется уже на этом ловить. Тем более, что, даже будучи уличённым, он ведёт себя совсем как ребёнок: пугается, раздражается и ещё больше запутывается.

Кроме того, ему вообще трудно быть логически последовательным. Факты, которыми он оперирует, иногда бывают настолько хаотично подогнаны, что никакой последовательности там вообще не наблюдается, а только прослеживается какая-то эмоциональная или идеологическая тенденция.

И тем не менее Гамлет очень ценит в людях способность высказываться лаконично и по сути. Чужие высказывания он всегда старается запомнить и при случае применить в своей речи, которая иногда представляет собой именно цепочку лаконичных, но выразительных афоризмов. Сам Гамлет может дать чёткое определение какому-либо понятию только в том случае, если он его тщательно «вызубрил», а если его попросить дать объяснение своими словами, то это, скорее всего, будет весьма далеко от истины, а может даже и совершенно противоположно ей по смыслу.

Гамлет уважает людей, умеющих не упускать противоречивых мелочей, умеющих при анализе ситуации учесть каждую деталь, разобраться во всём тщательно и досконально. Ему постоянно нужен кто-то, способный терпеливо распутывать то, что он так основательно запутал, кто-то, кто обладает феноменальной наблюдательностью и замечательной памятью, и может в любую минуту дать ему нужную энциклопедическую справку, процитировать нужную инструкцию, предложить нужную методику.

Одним словом, для ведения всей будничной повседневной работы, для постоянного наведения порядка в его сумбурных мыслях и в его полузапутанной, полуутерянной документации Гамлету нужен именно такой партнёр, как Максим Горький, причём нужен как воздух. Без Максима гениальные гамлетовские идеи так и останутся плодом его воображения.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Волевая сенсорика

Сказать, что Гамлет обладает какой-то особой напористостью, настойчивостью и больши́м волевым потенциалом, было бы сильным преувеличением. Его настойчивость скорее сродни занудству. Решительным его тоже не назовёшь – он, как всякий интуит, склонен к сомнениям и колебаниям. Особыми пробивными способностями обычно не отличается. Поэтому всегда нуждается в том, чтобы кто-то за него похлопотал. Прямому волевому давлению не поддаётся, но и противостоит ему с трудом, поскольку это требует от него слишком большого физического напряжения.

И тем не менее все эти проблемы легко решаются, если Гамлет наделён больши́ми полномочиями в рамках определённой социальной системы. Тут он может развернуться и работать с огромной энергией, не чувствуя усталости.

Чем выше положение Гамлета в системе, тем больше возможностей он для себя видит. Гамлет склонен злоупотреблять своей властью. Способен ею самоутверждаться. Осознание собственных полномочий его очень воодушевляет и активизирует. (Сознание безграничности своих полномочий для Гамлета опасно – оно превращает его в злого демона, развлекающегося судьбами и жизнями людей.)

Работа в рамках системы для Гамлета особенно предпочтительна, хотя бы потому, что он уже куда-то пристроен и осталось только проявить себя, а за этим уж дело не станет. Гамлет гибок и динамичен, он умеет быстро оценить ситуацию и быстро приспособиться к новым условиям работы. Он уважает систему иерархий, уважает авторитеты, признанные в этой системе. Уважает всех работников этой системы, чьим трудом она держится. В рамках системы он живёт удобно и уютно. И он рад занимать в ней какую-то должность.

Иногда, предвидя близкий крах возглавляемой им системы, он готовит возможные пути к отступлению, к сохранению хотя бы той её нынешней части, на базе которой можно будет воссоздать ядро будущей. Когда его система разрушается, он пытается восстановить и объединить вокруг этого ядра уцелевшие связи, дать им новый лозунг и наполнить их новым актуальным содержанием, подготавливая её таким образом к внедрению в будущем.

Гамлет, выпавший из своей системы и не находящий себе места в обществе, – это трагедия (это образ чаплинского безработного «бродяги»).

Гамлету бывает трудно самому себя организовать, заставить себя что-то сделать – для этого ему нужен волевой импульс извне. Организовать Гамлета волевым давлением может только его дуал Максим Горький – ив этом он бывает строг и непреклонен. Любое другое воздействие не даст должных результатов: методом убеждения Гамлета дисциплинировать очень трудно. Он развернёт дискуссию, которая даст ему возможность выиграть время и тем самым остаться на своих позициях. От прямого давления Гамлет тоже ускользнёт: он либо разозлится, либо устроит «сцену», либо начнёт «ломать комедию».

С другой стороны, Гамлета, увлечённого своим делом, нет надобности выгонять на работу силой. Достойнейшие представители этого типа, добившиеся исключительных творческих успехов, и сами могут служить образцом выносливости, работоспособности и целеустремлённости. Хотя за своё физическое перенапряжение им иногда приходилось расплачиваться пусть и блистательной, но всё же непродолжительной карьерой.

Когда Гамлет увлечён работой, он не считается ни со своими силами, ни со своим здоровьем. И тут ему совсем не лишней оказывается помощь его дуала: Максим Горький, как уже говорилось, особенно внимателен к ощущениям Гамлета. Поэтому он и расслабляет его, и переключает на другое занятие, а может и просто волевым нажимом заставить его отдохнуть.

Когда Гамлет дуализирован, всегда есть кому о нём позаботиться, кому скоординировать его работу, распределить его нагрузки. Максим Горький создаёт своему дуалу самый оптимальный режим для успешной творческой деятельности. (Знаменитые дуальные пары Гамлет – Максим: Екатерина Максимова – Владимир Васильев, Василий Шукшин – Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Герасимов – Тамара Макарова, Сергей Бондарчук – Ирина Скобцева, Инна Чурикова – Глеб Панфилов и другие)

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Этика отношений

Этический кодекс Гамлета совершенно безупречно работает именно в рамках его социальной системы: с начальством и подчинёнными Гамлет ведёт себя «как положено»; с равными – общается на равных и в этическом плане старается проявить себя с самой лучшей стороны. Именно поэтому Максиму Горькому, разделяющему аналогичные взгляды и убеждения, не следует беспокоиться за успех своих взаимоотношений с Гамлетом: тут ему обеспечены и преданнейшая дружба и искренняя самоотверженная любовь.

Родственные связи и взаимоотношения в рамках семьи для Гамлета (равно как и для его дуала Максима Горького) имеют первостепенную значимость, поскольку семья ими рассматривается тоже как социальная структура: во всём мире могут быть хаос и анархия, но в семейных отношениях должен быть строгий, раз и навсегда установленный порядок. Если такового порядка нет, Гамлет может противопоставлять себя семейным отношениям, может не подчиняться ни общим установкам, ни общему укладу. Представители этого типа очень болезненно переживают семейные неурядицы: развод и ссоры родителей, супружескую измену и предательство по отношению к семейным интересам, обиду, нанесённую членам семьи, – всё это очень серьёзные и драматичные для Гамлета события, с которыми ему очень трудно мириться, поскольку они глубоко задевают его этические установки. И именно поэтому он всегда считает себя обязанным на них должным образом отреагировать: объявить бойкот, отомстить, отлучить от семьи, самому уйти из семьи и т. д. Если таковые поступки вписываются в рамки традиций, Гамлету это существенно облегчает задачу, если нет – действует по собственному усмотрению, не придавая особого значения оценке его поступков окружающими.

Поскольку сфера этических интересов у Гамлета сводится к наблюдению взаимоотношений в рамках определённой социальной структуры, то и расстановка сил в коллективе всегда имеет для него решающее значение, поскольку именно она определяет характер и направление его действий. Именно поэтому для Гамлета очень важно своевременно выявить скрытые этические тенденции, выявить потенциального лидера, потенциального фаворита. Именно поэтому Гамлет с особым вниманием наблюдает за тем, чтобы поведение и взаимоотношения всех членов коллектива соответствовали месту, занимаемому ими в иерархии. Перефразируя латинскую пословицу, можно сказать, что Гамлет следит за тем, чтобы то, что позволено Юпитеру, не позволял себе бык, то есть чтобы поведение и взаимоотношения в рамках системы были подобающими и соответствующими. (Сразу следует заметить, что исходя из этих же принципов строит свои взаимоотношения и его дуал Максим Горький: «То, что позволено Юпитеру не позволено быку». Иными словами: поведение в рамках системы должно соответствовать занимаемой должности, поскольку определяется правом возложенной ответственности. Именно в этом и Максим, и Гамлет видят единственно справедливые этические принципы – принципы, соответствующие их системе взглядов и отношений.)

Каждый раз, когда у кого-либо из членов коллектива проявляются «замашки примадонны», Гамлет это в первую очередь замечает, и его первого это настораживает – а с чего бы это? На каком основании? Кто и что за этим стои́т? И нет ли тут какой-то скрытой тенденции, которую он проглядел и, упустив которую, он может оказаться «за бортом»?

Именно поэтому самое возмутительное для Гамлета явление, когда кто-то просто так, без всяких на то оснований (санкций или полномочий) ведёт себя «неподобающим образом». Гамлета это возмущает не только тем, что такое поведение размывает рамки системы, вносит в неё хаос. Эта этическая непредсказуемость вносит сумбур в его планы и в конечном счёте угрожает его собственному месту в рамках этой системы.

Интригующий «стиль общения» Гамлета как раз и является основным способом пронаблюдать и получить информацию именно по этому, жизненно важному для него вопросу. Каждый раз, когда ему необходимо увеличить приток информации, он начинает активно «интриговать», причём делает это не всегда осознанно. Результаты сказываются незамедлительно, причём самые ошеломляющие. (Если, например, он недостаточно осведомлён о чьём-либо этическом потенциале, в самый кратчайший срок его ближайшее окружение заряжается лихорадкой «выяснения отношений» и незаметно для себя превращается в этакий «курятник», где все друг друга клюют и каждый вытворяет такое, о чём потом бывает неприятно вспоминать. А невольный «виновник» всех событий наблюдает этот «спектакль» со стороны и размышляет о том, как много ещё в людях гадкого и грязного – теперь-то он это знает наверняка!)

Гамлет способен интриговать на «пустом месте», на «нулевых фактах». Ему даже не всегда для этого нужен повод. Единственная причина – это его полнейшее неведение или непонимание, на каком основании интересующий его человек позволяет себе те или иные поступки, каковы мотивы его поведения и какое отношение они имеют лично к нему. Цель интриги, форма интриги задаются подсознательно. То есть сам Гамлет не всегда осознаёт, что и зачем он делает. Просто он чем-то обеспокоен и начинает как-то действовать. В данном случае его беспокоит собственное неведение и он старается добыть информацию любыми средствами – только и всего!

Иногда, испытывая неловкость перед коллективом за невыполненное обещание, он может почувствовать непреодолимое желание устроить какую-то «заварушку», которая оказывается очень кстати и помогает ему отвлечь коллектив от насущных проблем и переключить его на этические «разборки», что в дальнейшем даёт ему право сказать: «Да, может, я и не самый лучший руководитель, но и вы не ангелы!»

Иногда, тревожась за своё положение в системе, видя в ком-то будущего конкурента или просто потенциального лидера, он также начинает этически испытывать подчинённых, с тем чтобы узнать степень своего влияния на каждого из них. Причём методы у него могут быть самые неэтичные: он может искушать, запугивать, вызывать на откровенность, шантажировать, сплетничать, наушничать, подстрекать – к каждому он должен подобрать свой ключик, должен исследовать область этических проблем каждого. (В этом он неутомимый исследователь!)

Гамлет изначально не верит в абсолютную святость и непогрешимость. Пропуская человека сквозь сито своих «проверок», он как бы стремится раскрыть изнанку его души, убеждая его (а заодно и себя), что это и есть его подлинное лицо, а всё остальное – только притворство. «Предрасположенность к греху – это ведь так естественно! Чего же тут стесняться!» – таков как будто вывод его «режиссуры», но каждый из «артистов» уже чувствует себя «завербованным», приобщённым к некоему «братству грешников».

Поиску «виноватого» Гамлеты уделяют много времени и сил. Чаще всего «виноватым» объявляется тот, кто игнорирует его лидерство. Гамлет всегда «чувствует» человека внутренне независимого. Ему бывает необходимо разобраться в причинах этой независимости, найти слабую, «болевую» точку в душе́ каждого, «прощупать» её болевой предел. (Фильм Ролана Быкова «Чучело» хорошо иллюстрирует эту ситуацию: там «поиск предателя» возглавляет Железная Кнопка (Гамлет), она же подстрекает «истинного виновника» к публичному самоубийству).

Есть ещё и другие методы «этического воздействия», свойственные некоторым представителям этого типа: частая смена «фаворитов» и «опальных», коллективная травля «виноватого», возведение «напраслины» с последующим «общественным порицанием», умение переводить любое обсуждение в «осуждение» и т. д.

При кажущейся неэтичности указанных методов для Гамлета это не более, чем прощупывание «болевых точек» интересующих его людей, это всего лишь способ получения необходимой ему информации. Этим же объясняется и гамлетовская этическая непоследовательность: например, сегодня он может быть искренним другом своего вчерашнего «врага». Причём для оправдания собственной непоследовательности у него найдётся множество «фактических доводов», кроме одного – он попросту испытывал интересующего его человека. Но именно такое объяснение ему и самому в голову не придёт, поскольку метод воздействия этическим отношением у Гамлета реализуется подсознательно. (Впрочем, если его навести на эту мысль, он вполне может с ней согласиться, поскольку в самом факте проверки не увидит ничего для себя предосудительного: ведь действуя таким образом, он, кроме всего прочего, получает ещё и информацию о лояльности окружающих его людей, об их преданности идеалам его системы, об их предрасположенности к «инакомыслию», то есть всё то, что в данный момент интересует и волнует его и как человека, и как гражданина. А неэтичность методов всегда можно списать и на условия «политической обстановки», и на «вынужденную необходимость исторического момента».)

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Интуиция возможностей

Это только в шекспировских пьесах персонажи «гамлетовского» типа могли доверительно поведать зрителю, как они собираются действовать в той или иной ситуации. В реальной жизни Гамлет не всегда может это рассказать даже самому себе, поскольку этот процесс у него реализуется на уровне подсознания. Более того, некоторые представители этого типа утверждают, что им легче просчитать возможности ситуации для других, чем для себя. (Тоже верно, поскольку демонстративная функция активнее реализуется под влиянием внешнего импульса, а не внутреннего.) Тем не менее Гамлет великолепно пользуется этим качеством и в повседневной жизни, и в экстремальных ситуациях.

Благодаря сильной подсознательно реализуемой интуиции возможностей, для него как будто не существует безвыходных ситуаций, он всегда находит способ выйти «сухим из воды» Благодаря этому свойству Гамлета практически невозможно «припереть к стенке»: у него есть тысячи способов выкрутиться, отвлечь от себя внимание или подставить кого-то другого.

Запас его выдумок и трюков неистощим. Он способен пересидеть и переждать любую опасность. Он способен «переиграть» любого противника, спрятаться так, что его никто не найдёт, запутать «следы» так, что никто концов не отыщет. Он не только способен вылезти из любого капкана, но ещё и посадить туда охотника. Он может кого угодно убедить в своей правоте, изобретая для этого доводы, которые ни проверить, ни опровергнуть невозможно.

Гамлет никогда не скажет того, что потом бы обернулось против него. А если это и случится, он либо откажется от своих слов, либо постарается придать им другой смысл.

Он никогда не подпустит «чужих» к «своему пирогу». Гамлеты ничего и никогда не делают в ущерб себе, но они великолепно умеют создавать иллюзию самопожертвования.

Гамлет, как прирождённый лидер, не любит признавать своё поражение. Он прекрасный стратег и умеет продумать множество вариантов к отступлению. Подготовить заранее «потайные ходы», лабиринты, найти себе «двойников» и организовать тайную защиту.

Современные Гамлеты-политики в совершенстве владеют всем этим арсеналом средств и умеют продолжать «свою игру», даже будучи, казалось бы, низложенными.

Гамлет способен проявлять чудеса выживаемости и неуязвимости. Этими же качествами характеризуется и любое «гамлетовское» политическое движение: неонацизм, исламский фундаментализм, международный терроризм, чеченский сепаратизм и многие другие.

Порвать отношения с Гамлетом очень трудно, и то, если только он сам тому не воспрепятствует. В противном случае, он ни себе, ни другим не даст «выйти из игры». Он может её продолжать в самых неожиданных формах и на самых невидимых фронтах, но обязательно будет напоминать о себе и не позволит себя проигнорировать.

Гамлеты выгодно используют свою интуицию не только в собственных интересах, но и для нужд своего ближайшего окружения (выражая этим особое своё расположение и симпатию).

Гамлет очень любит, когда окружающие делятся с ним своими планами. Это так приятно, когда тебе доверяют, – значит видят в тебе друга. В эту минуту он чувствует себя по уши влюблённым в своего собеседника. И ему хочется чем-нибудь отплатить за оказанное доверие, а заодно и продемонстрировать свою дальновидность и незаурядный жизненный опыт.

Гамлету совершенно безразлично, от скуки делится с ним собеседник или действительно не нашёл никого умнее его. В любом случае он считает своим долгом указать на все возможные просчёты в излагаемых ему планах, даже если эти планы уже «утверждены» и осуществляются. (Последнее обстоятельство его очень обижает: «Почему с ним не посоветовались раньше?» Это объясняется тем, что Гамлет подсознательно настроен на слабую интуицию Максима Горького, который сначала у всех проконсультируется, а потом уже действует. Именно поэтому Гамлет всегда волнуется за своевременность своего предупреждения и всегда предпочитает предостерегать заранее)

Гамлет умеет предвидеть не только отдельные неприятности, но и глобальные катастрофы. Хорошо просматривает общие исторические связи между явлениями самого различного порядка.

Представителей этого типа часто интересует информация о всевозможных неординарных явлениях, феноменах и аномалиях. Многие из них увлекаются мистикой, магией, бывают суеверны или фанатично религиозны; многие обладают сильным биополем и экстрасенсорными способностями.

Среди представителей этого типа встречаются множество талантливых людей, незаурядных и одарённых личностей, отличающихся исключительной эрудицией и широчайшим диапазоном интересов.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Гамлет устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения суперэго
Аналитик Максимилиан Робеспьер Отношения полудополнения
Гуманист Фёдор Достоевский Отношения полной противоположности
Инспектор Максим Горький Дуальные отношения, или Полное дополнение
Искатель Дон Кихот Отношения социального заказа (Гамлет – приёмник)
Критик Оноре де Бальзак Отношения ревизии (Гамлет – ревизор)
Лирик Сергей Есенин Зеркальные отношения
Маршал Георгий Жуков Отношения активации
Мастер Жан Габен Конфликтные отношения
Наставник Гамлет Тождественные отношения
Политик Наполеон Бонапарт Отношения социального заказа (Гамлет – заказчик)
Посредник Александр Дюма Отношения ревизии (Гамлет – ревизуемый)
Предприниматель Джек Лондон Деловые отношения
Советчик Томас Гексли Квазитождественные отношения
Хранитель Теодор Драйзер Миражные отношения
Энтузиаст Виктор Гюго Родственные отношения
Загрузка…