Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Проблемы коммуникации учёных и СМИ

«Постнаука» собрала интервью полудюжины учёных, имеющих опыт общения со СМИ, об этом самом общении; с отдельным подвопросом:- есть ли от того общения какая-то прагматическая польза для учёных (в плане продвижения/коммерциализации своих разработок). Можно констатировать, что на сей счёт в научном сообществе наблюдается дипломатично-матерный консенсус… Соглашаясь на общение с журналистами (с тележурналистами прежде всего), учёный должен помнить, что «каждое ваше слово может быть использовано против вас» (C): ваши фразы выдернут из контекста и снабдят искажающими их смысл закадровыми комментариями («Чтобы зрителю было понятнее»), ваш комментарий по конкретной научной проблеме перемешают с излияниями откровенных фриков в шапочках из фольги («Но ведь в науке не бывает монополии на истину, n'est-ce pas?»), а ваша попытка ознакомиться с финальной версией того, что пойдёт в эфир, будет воспринята как затея проигравшегося в рулетку клиента отсудить у казино обратно свои денежки. При этом журналисты вовсе не злонамеренны: они просто решают свои собственные задачи, которые вашим сугубо перпендикулярны. Откуда вывод: «Оно тебе надо?» (C). Чур-чура: это вовсе не призыв встать на позицию профессора Челленджера из «Затерянного мира» и превентивно спускать с лестницы любого журналиста; но вот «Не ходить на совет нечестивых» (C) — рекомендация вполне дельная. Сейчас, слава богу, репутации СМИ вполне устоялись. Есть вполне почтенные издания и лекционные площадки (хоть та же «Постнаука», или вспомнить первого, давнего Гордона), вовремя сообразившие, что настоящая наука в приличном изложении — это просто увлекательнее, чем «память воды», фоменковщина и прочая диагностика кармы; ну так с ними никаких проблем не бывает, и учёные сотрудничают с ними с удовольствием. И есть всякого рода «ХРен-ТВ» и прочие сеятели антинаучной пурги, с которыми общаться нельзя вообще, никогда и ни в каких формах — вроде как нельзя играть на деньги с незнакомцами. Что касается вопроса, может ли взаимодействие учёного со СМИ помочь ему в коммерциализации своих разработок, то не видно для этого основы в постсоветском обществе. Источником финансирования научных программ всё равно будет либо государство, либо (изредка) олигархи-меценаты. Ни на один из этих источников повлиять (в желательную сторону) при помощи СМИ невозможно. Взаимодействие же учёных со СМИ нужно совсем для другого: показывать обывателю-налогоплательщику, что его налоги идут на содержательные и небезынтересные вещи (а не только на «наукограды» типа «СколЬково-Распильное»).

Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
OpenId
Предпросмотр
Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Демон Задумчивость Рука-лицо Не могу смотреть Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата

Поиск

Загрузка…