Увидев рекламу этого фильма по ТВ, я как-то сразу захотел на него сходить – то ли песня Валерия Сюткина сработала, то ли яркие краски, то ли «культурный голод» по кино вообще и отечественному в частности… В общем, мы с супругой запланировали и благодаря помощи бабушки нашего сынули успешно осуществили ещё одну «вылазку в большое кино»…
Это уже после просмотра фильма, готовясь к публикации своих впечатлений от него, я искал объяснение тому, почему мне понравился фильм, в именах актёров и режиссёра… Но самые именитые актёры играли второстепенные роли (в частности, Сергей Гармаш, Олег Янковский, Леонид Ярмольник – последний ещё оказался и продюсером фильма), а главные роли – актёры менее известные (из них разве что я чаще видел Оксану Акиньшину). Имя же режиссёра у некоторых сразу вызывает вполне понятную реакцию: «Ну, это не тот Тодоровский, это всего лишь его сын…» – хотя этот сын имеет за плечами как минимум один сильный фильм – «Страна глухих»… Как бы там ни было, «Стиляги» мне очень понравились.
Наверняка кому-то захочется назвать этот фильм «антисоветским», но я, как патриот и убеждённый в том, что в Советском Союзе далеко не всё было плохо, как это любят сейчас рисовать всякие «демократы», «космополиты» и прочие «правозащитники», я встану на защиту этого фильма!.. Да, он отражает многие перекосы и ни к чему «закрученные гайки» в культурной жизни советского общества 1950-х годов, но в то же время показывает, что не всё было так страшно, и многие «стиляги» и прочие «преклоняющиеся перед западным образом жизни», вполне сносно существовали и при всей своей «нестандартности». Более того, в каком-то смысле это даже правильно – быть готовым отстаивать свои убеждения, не страшась гонений и преследований «государственной машины» (эталоном такого героизма служат ранние христиане). Кроме этого фильм показывает, что при всём однообразии и послушности «серой массы» в советском обществе были и здоровые, адекватные люди, не «стиляги» сами, но вполне их понимающие (в частности, отцы Мэла и Фрэда). Что ещё раз доказывает мой тезис о том, что свобода – она внутри тебя, и либо ты свободен внутри, либо нет; при этом твоя внешняя несвобода не может повлиять на твою свободу внутреннюю. Да, «стиляги» искали понимания в обществе – одна из ключевых фраз в фильме была произнесена главным героем, «стилизованным комсомольцем», ещё вчера «охотником на стиляг»: «Посмотри на меня – это тот же я, только одежда другая!» Но они не понимали главного – той самой «плохой новости», которую им привёз товарищ, бывший «предводитель стиляг», в конце концов образумившийся (как говорил его отец, «детскими болезнями нужно переболеть в детстве») и ставший советским дипломатом: «Там [в США] нет стиляг… Чем свободней человек, тем проще он одевается».
Если честно, я не очень ожидал, что фильм будет мюзиклом, хотя и предполагал, что музыки в нём будет достаточно (всё-таки движение стиляг было «завязано» на западную музыку). Но именно то, что фильм оказался музыкальным, обеспечило ему в моих глазах существенную долю успеха – настолько удачно в видеоряд были вплетены музыкальные композиции и «арии» главных героев. Причём это были не какие-то «доисторические» песни, которые я в силу своей молодости мог никогда и не слышать, а несколько изменённые известные песни из репертуара групп «Браво», «Кино», «Наутилус Помпилиус» и др., а также совершенно новые (мне так кажется) песни. Больше всего впечатлил «видеоклип» на песню «Скованные одной цепью».
Возрастной рейтинг R, обычно присваиваемый какой-то там американской комиссией, я присвоил от себя, предположив, что как минимум эротическая сцена с участием героев Антона Шагина и Оксаны Акиньшиной и обилие картинок из «Кама сутры» (с ними режиссёр явно переборщил) наверняка такой рейтинг заслужили бы.
Общая оценка: 10 из 10 (великолепно).