Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Отдых в Турции летом 2004 года

В начале этого, 2004-го года у меня произошёл следующий диалог с одним моим знакомым. Начал он:

– Слушай, я тут прочитал твою статью «О том, почему надо отдыхать на российском юге». Ты правда так считаешь?
– Да, а иначе зачем бы я это писал?!
– А ты заграницей отдыхал когда-нибудь?
– Нет. Хотя, возможно, и осуществлю это в этом или следующем году – вот тогда и сравню более адекватно. А ты где был? У тебя другое мнение?
Турция – Тебе надо обязательно съездить и написать об этом статью…
– Это в моих планах! ;-)
– А куда собираешься?
– Англия (ответный визит другу) или Египет, Испания, Турция.
– Хороший выбор. Я бы рекомендовал тебе из них выбрать или Англию, или Испанию.
– …

Прошло ещё немного времени и уже летом этого же, 2004-го года знакомство с заграницей было решено начать всё-таки с Турции. Именно это страна показалась наиболее близкой российскому туристу и оттого наиболее подходящей для первого знакомства с заграницей…

Всё началось с опроса всех знакомых и друзей на предмет страны и туристической фирмы. Со страной, как я уже сказал, определилось довольно быстро – большинство (из тех, кто вообще ездил заграницу) всё-таки ездило в Турцию, немногим меньше в Египет, а потом остальные страны. Что же касается турфирм, то мне пришлось составить общий список по городу Владимиру, собрать о них максимально полную информацию и после делать выбор. Критериями последнего стали, прежде всего, длительность существования на рынке и наличие отзывов реальных Владинвесттур (желательно лично мне известных) туристов, а также соотношение их восторгов и нареканий. Дополнительными критериями были доступ к информации о фирме (включая наличие собственного представительства в Интернете), месторасположение её конторы (престижность, собственность, отделка), наличие телефонов и удобство режима работы. Ну а в результате была выбрана туристическая компания «Владинвесттур», о которой здесь особо рассказывать не буду, дабы не заниматься неоплаченной ;-) рекламой.

Естественно, на региональном уровне, в частности, в нашем городе Владимире, мало кто из туристических компаний занимается туроператорской деятельностью по организации зарубежных поездок – они не имеют для этого собственной инфраструктуры, а лишь являются турагентами более крупных столичных компаний. Coral Travel Выбранная компания «Владинвесттур» занимается туроператорской деятельностью самостоятельно преимущественно по территории России, а что касается желанной Турции, то она представляет несколько московских компаний – операторов по Турции. Одной из этих компаний является Coral Travel, ранее мелькавшая у меня перед глазами на сайте Go-Turkey.ru, – именно на ней я и решил остановиться. Забегая вперёд, скажу, что, уже будучи в Турции, я видел там автобусы и прочие проявления только трёх туристических компаний из рассматривавшихся мной: Coral Travel, Pegas Touristik и Tez Tour.

Карта курортов Турции
Карта курортов Турции

Потом был долгий и мучительный выбор тура… Хотелось и в отпуск по срокам уложиться, и финансовые затраты оптимизировать… Ну а там, на месте, хотелось найти хороший баланс между отдыхом на море и экскурсионной активностью… В процессе выбора я научился несколько ориентироваться в турецких курортах и истории Турции (всё благодаря тому же сайту Go-Turkey.ru), а также узнал кое-какие особенности организации туров вообще. Кемер А в результате был выбран тур в город Кемер на 8 дней (неполных) и 7 ночей, включая авиаперелёт Москва – Анталия – Москва, трансфер (доставку) из аэропорта в гостиницу и обратно, проживание в 3*-ной гостинице с галечно-песчаным пляжем в 300 метрах, питание по схеме «всё включено» и медицинская страховка (это я перечисляю ещё и затем, чтобы ниже сопоставить с тем, что было реально). Всё это стоило на двоих ровно 17'428 рублей (в точности столько было оплачено в кассе «Владинвесттура»).

Лететь нам предстояло рано утром, в 6:35 по московскому времени. Вообще-то у нас был выбор: рейсы в Турцию из Москвы бывают как ранними, так и более поздними, обеденными, но как нам объяснили, лучше лететь туда утренним рейсом, дабы использовать день уже в Турции. На самом же деле оказалось, что выигрывая день прилёта, мы точно также проигрываем день отлёта, улетая из Турции рано утром и не имея возможности использовать там последний день. Таким образом, за вычетом дороги реальная длительность тура составляет не 8 дней и 7 ночей, а примерно 7 дней и 7 ночей.

Шереметьево 2 Как бы там ни было, на авиабилетах туда значилось 25 июля 2004 года, 6 часов 35 минут, аэропорт «Шереметьево-2» (также известный как 2-й терминал аэропорта «Шереметьево» или просто как международный аэропорт «Шереметьево»). И мы, как жители Владимира (что в 180 км к востоку от Москвы), решили, что лучше всего будет добраться в аэропорт заранее, поэтому уже в обед 24 июля выехали по направлению к столице. Рейсовый автобус Владимир – Москва (до автовокзала «Щёлково») шёл ровно 3,5 часа и стоил в точности 242 рубля на двоих. Дальше – на метро от станции «Щёлковская» до конечной станции «Речной вокзал», что составило около 50 минут и 20 рублей на двоих. От метро «Речной вокзал» – на маршрутном такси («Газель») прямо до аэропорта «Шереметьево-2» за 30 минут и 60 рублей на двоих. После прохождения личного досмотра на входе в аэропорт, примерно в 8 вечера мы наконец попали в зал вылета, где нам предстояло провести ещё около 10 часов…

Ожидание в аэропорту «Шереметьево 2»
Ожидание в аэропорту «Шереметьево 2»

За время ожидания я успел провести «разведку боем на местности», в частности, в отношении прохождения таможенного контроля. Взяв бланк таможенной декларации я ужаснулся: надо было декларировать деньги, лекарства и мобильные телефоны (на обязательность декларирования последнего дополнительно вывешенный образец заполнения). Но я решил поступить проще: подошёл к сидевшему невдалеке консультанту от таможни (он оказался крайне неприветлив) и спросил, правильно ли я всё понял. Оказалось, что деньги в сумме до $3'000 декларировать не нужно (у нас явно было меньше), лекарства только сильнодействующие и околонаркотические (таковых мы не имели), а мобильный телефоны тоже не надо декларировать (даже несмотря на образец – просто с тех пор мобильных стало слишком много). Итак, нам предстояло пройти упрощённую процедуру таможенного контроля – гордое шествие через зелёный коридор, озаглавленный “Nothing to Declare”…

Кроме того, я обратил внимание, что наш рейс DN 7509 Москва – Анталия (именно в этом городе Турции находится ближайший для Кемера аэропорт) на табло вылетов был назначен не на 6:35, а на 6:55 утра, отчего мне показалось, что он немного опаздывает. Как выяснилось позднее (это нам сообщила сотрудник аэропорта при регистрации), время в билетах специально указывается чуть более раннее – чтобы пассажиры не опаздывали на регистрацию. Регистрация начинается за 2 часа до вылета, то есть в нашем случае это было 4:55 (крайне раннего утра), и именно на это время была назначена наша встреча с представителем туроператора Coral Travel, который должен был вручить нам авиабилеты, ваучер на проживание и медицинскую страховку (до этого момента у нас на руках только договор с «Владинвесттуром»).

Оставшиеся после ужина часы мы провели полусидя-полулёжа, полусмотря телевизор, в полудрёме… Начиная с 4:35 я был уже на ногах и начал поджидать представителя туроператора (а вдруг он тоже думал, что вылет в 6:35). Но он всё же появился ближе к 4:55, в точности в оговорённом месте – под центральным информационным табло зала вылета, с табличкой “Coral Travel”. Я оперативно получил все необходимые документы, как положено, начал их изучать, и заметил, что в заголовке ваучера на проживание указана… совсем не та гостиница, что мы выбрали. Тут же я подошёл с вопросом к представителю Coral Travel, который мне любезно объяснил, что всё в порядке, и показал, что в поле “Hotel Name” (название гостиницы) написано именно то, что нужно, а название другой гостиницы вверху – это какое-то недоразумение. На этом я и успокоился.

Практически сразу мы пошли на регистрацию, которая оказалась хоть и длительным многостадийным процессом, но всё же не очень утомительным. Первым шагом был таможенный контроль – как я уже отмечал выше, по упрощённой процедуре, через зелёный коридор без заполнения декларации, но, конечно же, с обязательным «просвечиванием» багажа и ручной клади. К слову: пассажир вправе бесплатно провозить с собой в салоне самолёта ручную кладь массой до 6 кг, и ещё бесплатно 20 кг в качестве багажа. Наши дорожные сумки не превышали 6 кг, поэтому мы могли смело взять их с собой в салон, но всё же решили не возиться с ними, выделили самое необходимое в ручную кладь, а остальное (кстати, обязательно – всякие колюще-режущие предметы) подготовили для сдачи в багаж. Вторым шагом была собственно регистрация со сдачей багажа, получением багажных и посадочных талонов. Третий шаг – паспортный контроль, после которого мы уже попали в зону беспошлинной торговли (duty free). Беглый обзор показал, что несмотря на «беспошлинность» цены в тамошних магазинах совсем не маленькие!.. После этого мы решили сразу найти наши посадочный шлюз (его номер был указан в посадочных талонах) и, несмотря на обилие времени, оставшегося до посадки (она начинается примерно за полчаса до вылета), зашли внутрь предпосадочного зала, преодолев ещё один досмотр.

Наш самолёт Ил-86 до Анталии
Наш самолёт Ил-86 до Анталии

Перед нами оказался отечественный красавец-авиалайнер Ил-86, величаво стоящий в утренней мгле. Пока всё шло хорошо, но было немного не по себе, хотя я и не подавал виду. Я не суеверный, но всё же от моего внимания не ускользнули кое-какие необычные знаки, сопутствовавшие нашему отлёту… Последним из них стал номер посадочного шлюза – тринадцать – для меня, казалось бы, обычное, но для многих зловещее число. Перед этим, прямо в день нашего отъезда из Владимира, в теленовостях сообщили, что в городе Кемер (куда мы направлялись) произошёл теракт (как мы узнали позднее, уже в Турции, это был взрыв бытового газа в одной из гостиниц). Ну а ещё раньше мы посмотрели в кинотеатре первый отечественный блокбастер «Ночной Дозор», в котором терпел крушение пассажирский самолёт рейса Анталия – Москва…

ВАСО Самолёт принадлежал авиакомпании «ВАСО» (для международных полётов – VASO Airlines) – это название мне почему-то напоминало какое-то грузинское имя, наверное, Вано. На поверку же оказалось, что это расшифровывается как Воронежское акционерное самолётостроительное общество – то есть это не просто авиакомпания-владелец самолётов, но ещё и их производитель, что явно шло ей в плюс. В дальнейшем, во время полёта (и туда, и обратно) мы смогли воочию убедиться, что авиакомпания действительно предлагает довольно высокий уровень обслуживания, обеспечивает комфортность и безопасность полёта.

Примерно в 6:30 шлюз был открыт и началась посадка. Всё проходило спокойно, без давки и паники. Пройдя пару десятков метров по посадочному рукаву, мы очутились уже в салоне самолёта. До этого я летал максимум на самолётах класса Ту-154, и то давно, поэтому четыре салона с рядами по девять мест в каждом меня впечатлили. Порадовала и чистота в салоне, окрашенном в приятные голубые тона. Мы легко нашли свои места в одном из салонов эконом-класса и сели.

Мы готовы лететь в Анталию
Мы готовы лететь в Анталию

Наши два места по случайности находились у иллюминатора, причём когда мы летели в Турцию – с левого борта, а обратно – то же самое, только с правого борта. Это давало нам возможность любоваться полётом над землёй и морем, под и за облаками. Единственное, что для меня до сих пор осталось загадкой, – зачем стюардессы перед взлётом просят закрыть иллюминаторы и даже проверяют, все ли это сделали?.. Ещё попросили выключить мобильные телефоны и прочую электроаппаратуру (включая ноутбуки?) – ну, это более или менее понятно, зачем (чтобы не создавать помехи системам навигации и прочему оборудованию самолёта).

Ещё в турагентстве нам рассказали, что все полёты длительностью более двух часов включают в себя обед. Мы должны были лететь до Анталии ровно три часа (из-за разницы во времени в минус один час туда мы летели как бы два часа, а обратно – как бы четыре), поэтому обед был. Сначала нам раздали сок и минеральную воду (кто что выбрал) – видимо, для нагнетания аппетита. Вскоре предоставили тёплые и влажные салфетки для рук – как говорится, мойте руки перед едой! Затем принесли всё остальное, а именно: омлет или блины в качестве основного блюда, салат и моркови и капусты, салат из ветчины, огурцов и листьев салата, хлеб, сливочное масло, соль, перец и сахар в пакетиках, коржик, булочка и, наконец, чай или кофе. Сытный обед и плохой сон в аэропорту дали о себе знать и большую часть оставшегося времени мы спали.

Проснулись мы, наверное, тогда, когда по салону пошёл шёпот, что, мол, подлетаем. И действительно, мы прошли над территорией Турции на юг и уже потихоньку разворачивались над Средиземным морем, чтобы заходить на посадку в аэропорт Анталии. Спустя ещё некоторое время нам открылся великолепный вид анталийского побережья и самого города Анталия.

Заход на посадку в Анталии
Заход на посадку в Анталии

Итак, мы приземлились. По традиции, сразу после касания шасси взлётно-посадочной полосы – бурные аплодисменты в качестве благодарности экипажу за приятный полёт и мягкую посадку. Самолёт заруливает на стоянку, полная остановка и ремни можно отстегнуть. Включённый мобильный телефон сразу находит местного партнёра «МТС» под названием TelSim GSM.

TurkCell TelSim МТС Раз уж речь об этом зашла, сразу расскажу о мобильной связи. Отправляясь в дорогу, я положил на свой счёт чуть больше $10, рассчитывая, что этого вполне должно хватить на работу роуминга и как минимум один звонок домой. Услугу международного роуминга у «МТС» я, естественно, предварительно подключил. Первым «признавший» меня сотовым оператором в Турции стал, как я уже заметил, TelSim GSM (чуть ниже, шрифтом помельче, по-прежнему была надпись MTS Rus – приятно, однако!). Пока мы ехали из аэропорта Анталии в Кемер (забегаю вперёд) его сменил другой оператор, TurkCell, который также меня «признал» и даже приветствовал посредством SMS: “Welcome to Turkey and TurkCell. Please dial 8088 Tourist InfoLine to get assistance about special tourist services such as TouristWAP and “free” weather forecast”. Затем снова на какое-то время появился TelSim, а потом, всё оставшееся время в Кемере меня обслуживал всё-таки TurkCell. Так вот, возвращаюсь к положенным на телефонный счёт деньгам – их оказалось недостаточно для любых исходящих действий, будь то SMS или звонок, по Турции или в Россию, поэтому звонить домой нам пришлось из местного почтового отделения. При этом всё входящее у меня работало – я получил несколько SMS и даже один звонок, на который не успел ответить. Кроме того, я кое-что послушал и пришёл к выводу, что мобильная связь в Турции, даже если временно подключиться к местному оператору – удовольствие не из дешёвых.

А теперь вернёмся назад в аэропорт города Анталия, точнее, представим, что мы всё ещё находимся там. Вообще самые крупные аэропорты Турции (принимающие туристические авиалайнеры) – это Анталия, Бодрум, Мармарис и Стамбул. Всё. Поэтому, выбирая себе турецкий курорт, прежде всего приходится учитывать и тот факт, насколько далеко он находится от ближайшего аэропорта (конечно, если речь идёт именно об авиаперелёте).

Языки надписей в аэропорту Анталии
Языки надписей в аэропорту Анталии

Первое, что бросилось в глаза, – все надписи в аэропорту делаются на турецком, немецком, английском и русском языках – ещё одна приятная мелочь, несмотря на некоторые грамматические ошибки. Позднее, когда мы уже улетали из Турции, я обратил внимание на то, что даже рейсы объявляются в том числе на русском языке! Ещё нам сказали, что по статистике национальный состав туристов в Турции, кажется таков: 60% или 70% немцы, 17% русские, остаток – все прочие, по мелочи. :-) Но в процессе отдыха у меня возникло стойкое ощущение, что русских в Турции – не менее 50%, немцев – не более 25%, и ну все остальные.

В аэропорту мы сразу попали в зал прилёта, где первое, что нам предстояло пройти, – это выдача виз. Процесс этот носил довольно формальный и оттого приятный характер – после недолгого ожидания в очереди платишь $20 (на человека) и… через 10-15 секунд у тебя в паспорте стоит виза! Затем – рубеж паспортного контроля, тоже лёгкий и приятный – недолгая очередь, краткий взгляд на офицера, проверяющего фотографию в паспорте и через 30 секунд ты, можно сказать, официально в Турции! Вообще, всё это сразу расположило меня к Турции, почувствовалось восточное гостеприимство.

Дальше мы отправились за багажом. Одну из двух сумок мы нашли на соответствующем транспортёре сразу (над ним горела надпись – MOSKOVA), а вот с поиском другой пришлось повозиться. Я уже было хотел обратиться к служащему аэропорта за помощью (они, кстати, говорили по-русски), как вдруг сумка нашлась. На весь багаж у нас ушло около пяти минут, и мы направились к выходу.

Odeon Tours У выхода нас встречал представитель турооператора Coral Travel с соответствующей табличкой, которая направила нас «дальше по коридору» к лотку турооператора Odeon Tours, с которым нам предстояло провести весь отдых. Об этом нам, забыл отметить, говорили ещё во Владимире – что Coral Travel в Турции передаёт всех своих туристов своему генеральному партнёру Odeon Tours (логотипы Coral Travel практически везде дублируют логотипы Odeon Tours). Поэтому мы спокойно направились к указанному лотку, а уже оттуда – к указанному микроавтобусу. Форма всех сотрудников турооператора содержала основной цвет логотипа – зелёный – в той или иной мере. Пальмы тоже вовсю зеленели.

Вид на аэропорт из микроавтобуса до Кемера
Вид на аэропорт из микроавтобуса до Кемера

Нас встретила русский гид Оля (судя по говору – украинка :-) и водитель микроавтобуса, который помог нам погрузить сумки в багажное отделение. В шикарном микроавтобусе Mercedes Benz наш ожидала приятная прохлада – работал кондиционер. Вообще, все автобусы нашего турооператора отличались своим комфортом (микроавтобусы – Mercedes Benz, большие автобусы – Mitsubishi). Номер нашего микроавтобуса (на лобовом стекле) заставил меня улыбнуться: маршрутное такси с номером 29 ходило во Владимире от моего дома до места работы моей спутницы. Не более, чем через минут пятнадцать, мы уже отъезжали от анталийского аэропорта, чтобы отправиться примерно в полуторачасовое путешествие до нашего города Кемера.

Мы едем по знойной Анталии в Кемер
Мы едем по знойной Анталии в Кемер

Хотя в самом микроавтобусе прохладно, догадываешься, какая на улице начинается жара, при совершенно ясном небе. Мне тогда вспомнился климат Кыргызстана, где я жил восемь лет… Дома в основном многоквартирные, не очень высотные (всё-таки сейсмически активная зона!) и практически на всех виднеются бочки с водой – «солнечное» горячее водоснабжение. Машин не очень-то много, хотя дело может быть в том, что было ещё утро, и ехали мы не через центр города.

На фоне горы с вращающимся рестораном
На фоне горы с вращающимся рестораном

Первая и последняя остановка перед перевалом через Таврические горы. Нас выпустили погулять рядом с магазинчиком, чтобы мы могли обменять немного денег на турецкие лиры и сделать первые покупки. Однако именно нас в первую очередь интересовали виды Турции, и мы не преминули сфотографироваться на фоне одной из самых известных гор с вращающимся рестораном на вершине. Но в магазинчик всё-таки заглянули.

Один миллион турецких лир
Один миллион турецких лир

Пока мы ехали в автобусе, гид нам много чего интересного рассказывала, в основном отвечая на вопросы любопытных. В том числе говорила и про деньги, а именно турецкие лиры, являющиеся национальной валютой. За долгие годы без деноминации на турецких купюрах накопилось много нулей, и купюрой в один миллион лир уже никого не удивишь. Вообще один миллион их денег – это примерно 20 рублей (если надо быстро пересчитать), а так примерный курс национальной валюты на время нашего пребывания составлял примерно 1'350'000 турецких лир за 1 американский доллар или 1'550'000 лир за 1 евро. Однако большинство хитрых торговцев уравнивают евро и доллар, и поэтому пользоваться евро в Турции не очень выгодно. А деноминацию не проводят отчасти потому, что Турция ждёт полноправного вступления в Евросоюз и, как следствие, отказа от национальной валюты в пользу евро. Хотя позднее мы узнали, что деноминацию вроде как планируют осуществить в начале 2005 года, так что, мол, мы успели побыть «последними турецкими миллионерами». Но на самом деле этим гордиться особо не стоит, так как свои лиры недолюбливают даже турки, особенно торговцы, предпочитая всё те же доллары и евро.

Мы взяли с собой наличные деньги в долларах и рублях, отчасти потому, что ещё во «Владинвесттуре» нам сказали, что при необходимости в Турции вполне реально обменять рубли на что-нибудь другое. Это оказалось не так, точнее, реально, но не так, как хотелось бы, а именно: мы смогли это сделать только через отельного гида, да и то по довольно завышенному курсу – примерно 33 рубля за 1 доллар США (при том что в России мы доллары покупали по примерно 29 рублей). Поэтому рекомендация: все деньги берите с собой в американских долларах (рубли трудно и невыгодно обменивать и использовать, с евро тоже прогадаете, так как его приравнивают к более дешёвому доллару). И не обменивайте деньги на турецкие лиры – их недолюбливают, а вот доллары принимают везде; лиры в небольшом количестве нужны разве что для мелких покупок.

Так вот, я отвлёкся. Мы зашли в магазинчик, поглазели на первые турецкие сувениры, я поискал глазами компакт-диск единственного известного мне турецкого исполнителя – Таркана, естественно, – но не нашёл. Хотя те диски, что были, стоили не так уж и дорого – около $5. Но пять долларов я всё же предпочёл обменять на лиры, получив около шести миллионов купюрами и кучу мелочи, на которую я впоследствии долго не обращал внимания, думая, что монетка с числом 250 вообще ничего не стоит, пока не пригляделся и не понял, что это 250 тысяч лир! К счастью, на момент отъезда из Турции мы успели избавиться от всех монеток.

Продолжение следует…

19.05.2005 13:40:54 Людмила (IP) Цитата #1
Эй, а где продолжение о Турции?.. Читала взахлёб, и вдруг… :-O
19.05.2005 15:15:28 Станислав (IP) Цитата #2
Людмила, продолжение про Турцию будет обязательно, и не менее интересное (впечатлений и материалов – немеряно), но я не могу точно сказать, когда… После твоего сообщения постараюсь ускориться!.. ;-)
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр
Загрузка…