Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Принцип работы троллейбусных стрелок

Многие из нас, обладая весьма пытливым умом, постоянно пытаются разгадать какие-то загадки, понять принцип работы того или иного механизма и т. п.; зачастую, кстати, любимым телеканалом таких людей является очень познавательный Discovery. Не скрою, я сам отношу себя именно к таким людям и считаю, что стремление к знаниям – это неотъемлемая составляющая жизни гармоничного человека.

Троллейбусная стрелка

Так вот, одной из тайн, которые я пытался давно раскрыть, являлся для меня принцип работы троллейбусных стрелок, то есть тех самых разветвителей, через которые троллейбусы уходят на одно из двух направлений. Как обычно, на этот счёт было порождено множество теорий, начиная от «куда тянет троллейбус, туда срабатывает стрелка» и заканчивая вовсе уж бредовой идеей централизованного управления всеми стрелками из диспетчерской. Несостоятельность первой из упомянутых выше теорий была доказана очень просто: сколько раз я видел, как троллейбус тянул влево, а по стрелке он уходил направо, – но это ничуть не решило проблему, а лишь в очередной раз поставило меня в тупик. Как обычно, можно придумать сколь угодно сложные теории, только вот решение, на самом-то деле, оказывается всегда проще…

Когда мне в университете начитывали курс под названием «Электротехника», я решил не упустить этот случай и подошёл с этим вопросом к преподавателю. Тогда он мне, конечно, объяснил всё правильно, только вот с течением времени это объяснение немного утратило свою первоначальную чёткость, поэтому мне пришлось немного обновить свои знания с помощью форума «Московского троллейбуса». Теперь же могу изложить всё более или менее ясно…

Итак, в троллейбусной стрелке стоят электромагниты. При прохождении стрелки с нажатой ходовой педалью (своеобразная «педаль газа») ток идёт через соленоиды, затем через тяговый электродвигатель. Ток велик, и стрелка срабатывает, переключая направление. После – пружины возвращают ножи назад. Если же проезжать «накатом», то есть по инерции, ток тоже идёт (работает генератор, иногда – компрессор, зимой – печка), но величина его мала для срабатывания электромагнитов. Сбои в работе стрелок объясняются и плохими условиями, в которых стрелки находятся, и расшатанностью их механизмов. При включении компрессора бывают броски по току – это тоже может привести к ложному срабатыванию. Кроме того, не всегда удаётся выдержать скоростной режим прохождения стрелки: некоторые «любят», чтобы их проходили быстро, другие – наоборот, медленно, а дорога нередко диктует своё…

06.12.2009 22:55:58 Евгений (IP) Цитата #1
Стас, огромное тебе спасибо за информацию. вопрос волновал меня около 5 лет❓. недавно купил проездной – стал больше ездить в троллейбусе и всё чаще задаваться этим вопросом. теперь он себя исчерпал. ещё раз спасибо!
07.12.2009 17:43:02 alexeyb (IP) Цитата #2
Евгений,
как можно 5 лет задаваться вопросом, когда в наш век интернета ответ легко получить, не выходя из троллейбуса? Да и заметке этой уже 7 лет 😊
Удивляюсь!
28.01.2010 15:03:43 Ирнис Т-42 (IP) Цитата #3
я студент и учусь на электрика , когда мы проходили тему электрооборудование троллейбуса то конешно но же затронули и этот вопрос!я предположил что при переходе троллейбуса на другой путь в стрелке имеется электомагнитный элемент и при помощи него троллейбус переходит на другой путь! Но все мои одногрупники утверждали что не чего такого особенного там нет. Большое спасибо за разьяснение этот вопрос меня мучал 2 года!
26.02.2010 21:05:45 strange (IP) Цитата #4
это конечно всё хорошо, но по моим наблюдениям у нам в городе троллейбусы "накатом" проходят все стрелки хоть бы куда они ехали… как это можно объяснить. опираясь на вашу статью?
27.02.2010 06:40:25 Станислав (IP) Цитата #5
Ошибочностью Ваших наблюдений 😊 или новым, экспериментальным способом прохождения троллейбусных стрелок. 😊
27.05.2010 11:59:48 Роман (IP) Цитата #6
Хочу поправить на счет стрелок. Во первых на стрелках не стоят электромагниты, а стоят катушки, во-вторых то что названо "ножами" называются перьями. Итак в троллейбусе есть тумблер плавающий, специально для прохождения стрелки под током (на короткое время вклучается доп нагрузка, которая только для прохождения стрелки и преднозначена). То что названо "соленоидом" называется токоприемником, а наконечник на штанге называется башмак, или наконечник токоприемника. Ток идет через токоприемники к силовому автомату, от него к контакторной панели, топом к мотороводной части, а потом на электродвигатель. Стрелка пререводиться только от большого тока, который можем получить при добовлении нагрузки. Ложное переключение стрелки происходит тогда, когда в самый последний момент срабатывает, например, контактор компрессора, пусковой ток всегда очень большой, поэтому его хватает чтобы ток побежал по катушкам, вокруг них появилось магнитное поле и преодалевая усилия возвратной пружины катушки притягивает перья к себе, тем самым переводя стрелку на прямое направление. Расходная стрелка имеет название СТУ (Стрелка управляемая), а сходная СТС (Стрелка сходная).
Итак, мы имеем СТУ, стрелка имеет направление прямо и направо. Перья направлены на поворот направо, а нам нужно прямо, тогда как мы приблежаемся к стрелке, нажимаем плавающий тумблер "прохождение стрелки под током", нагрузка возрастает, с ней естественно ток, по катушкам пробегает ток и притягивает перья. После прохождения стрелки перья возврантыми пружинами возвращаются в положение направо. Эксплуатационная скорость прохождения стрелки не должна превышать 15 км/ч.
Электромеханический техникум, специальность: Эксплуатация электрооборудования и автоматики городского электротранспорта. 2002-2006. Романов Роман.
04.07.2011 19:22:18 Виктор (IP) Цитата #7
Нет направления "прямо", есть направо или налево. и скорость не 15, а 10 км/ч по ПТЭ =)
По поводу электромагнитов и катушек… кхм… а что же такое электромагнит? Это как раз катушка с помещённым сердечником "внутри". Не знаю чему Вас там в техникумах учат. И никаких там наконечников нет. Есть ГТП – головка токоприёмника.
Strange "под током" проходят налево, т.е. нужно нажать на пусковую педаль. А направо, отпустить пусковую педаль, вот и всё =) Ну и конечно же следить в зеркала, правильно ли перевелись токоприёмники.
29.11.2012 18:29:17 Алексей. (IP) Цитата #8
Я водитель троллейбуса я расскажу как работает троллейбусная стрелка. В стрелке стоят пружины которые всегда направляют перья стрелки вправо. Если троллейбусу надо ехать вправо то он проходи с выключенной силовой цепью, то есть за 10 метров до стрелки нужно разогнаться и проехать стрелку накатиком ( по инерции ). Если троллейбусу нужно ехать влево то водитель нажимает на педаль газа и проходит стрелку с нажатой педалью газа. В этот момент перья стрелки переключаются в влево, а когда троллейбус проедет стрелку то перья сами возвращаются под действием пружин, вправо. И также будет со следующим троллейбусом.
Спасибо за чтение!!!😊
11.12.2012 18:39:14 Саня (IP) Цитата #9
Молодец Алексей! Давно задумался о принципе действия сего механизма. Принцип понят) Спасибо!
10.07.2013 13:48:49 eltroll (IP) Цитата #10
Здравствуйте.
На нашем сайте http://eltroll.ru/ Вы можете просмотреть и скачать принципиальные и монтажные схемы электрооборудования троллейбусов. Статьи, описание блоков и узлов, спецификация электрооборудования, справочная информация будут полезны как проффесионалам, занимающимся ремонтом и обслуживанием троллейбусов, так и любителям.
Сайт постоянно пополняется новыми материалами.
Ваши отзывы и пожелания можно писать по адресу eltroll@eltroll.ru
С уважением, eltroll.ru
23.09.2015 00:51:14 Niko (IP) Цитата #11
Думаю не нужно смотреть на текст с точки зрения инженера электрика, главное даже кухарке будет ясно как переключается троллейбусная стрелка, а в чём принципиальное различие между электромагнитом, соленоидом и катушкой возбуждения, знают специалисты. 😉
Все 1 2
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
OpenId
Предпросмотр
Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Демон Задумчивость Рука-лицо Не могу смотреть Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…