Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Оплата коммунальных услуг через телебанк

Для начала определение: телебанк – это дистанционное (удалённое) взаимодействие с банком (точнее, интерфейс такого взаимодействия), без посещения его офиса; также известен как Интернет-банк или онлайн-банк (например, у «Сбербанка» это называется «Сбербанк онл@йн»). Для банка телебанк выгоден прежде всего потому, что позволяет сократить издержки за счёт меньшего числа операторов/кассиров в своих физических конторах (хотя совсем избавиться от них, конечно же, пока невозможно). Для нас, клиентов – тем, что обеспечивает доступность банковских услуг постоянно (как говорится, по формуле 24/7/365, то есть 24 часа в сутки круглый год), без необходимости куда-то ехать (телепорт же пока не изобрели:-) и стоять в очередях (самая главная потеря времени).

Коммунальные платежи

Абсолютное большинство банковских операций, которые мне приходится выполнять, – это операции по оплате коммунальных услуг (от канализации до Интернета:-), если не считать операции по снятию наличных с карточки в банкоматах. В силу этого, а также того, что большинство этих платёжных операций я выполнял в филиалах «Сбербанка» (просто вследствие их широкой распространённости), славящихся своей медлительностью, меня всегда угнетали большие потере ценнейшего времени. И вот, наконец, я их ликвидировал, полностью перейдя на использование телебанка, но не «сбербанковского», а волею судеб «минбовского», то есть телебанка «Московского индустриального банка» – на его примере я и расскажу о своём положительном опыте.

Почему я не делал этого раньше

Главной причиной, если честно, можно назвать консерватизм: бумажные квиточки с синими штампиками оплаты – они как-то привычней и надёжней, что ли. :-) Последнее, про надёжность – это, кстати, не миф, а суровая реальность: где-то в начале 2000-х годов у одной из коммунальных организаций нашего города Владимира случился сбой в информационной системе и/или базе данных оплаты, и требовалось предоставить бумажные квитки как подтверждение оплаты (к сожалению, сейчас в Интернете подтверждающей новости в каком-нибудь архиве не нашёл, поэтому название организации указывать не буду). Понятное дело, что все эти требования квитков были незаконными – нарушали и презумпцию невиновности, и закон о защите прав потребителей – но многим, в том числе и мне, этого прецедента хватило, чтобы надолго сохранить «веру в квитки» (на них и по сей день написано, что их надо хранить 3 года).

В качестве ещё одной причины можно назвать недостаточную интеграцию телебанка с коммунальными организациями, а именно отсутствие упрощённых платежей за некоторые виды коммунальных услуг (вместо этого требуется указывать полные реквизиты) и/или начисление фиксированной/процентной комиссии за оплату услуг «неинтегрированных» организаций. Но на самом деле это причина лично для меня является вымышленной, так как на практике я не проверял, что там есть/нет в телебанке (хотя вообще им пользовался) в части оплаты коммунальных услуг… до января 2011 года.

Как я делаю это сейчас

Нет лучшего повода начать «новую жизнь», чем Новый год. :-) Ещё в конце 2010 года я решил, что в новом 2011 году буду оплачивать все коммунальные услуги через телебанк (ну или попытаюсь это делать). Да, обратите внимание, речь изначально шла о применении принципа «всё или ничего» – то есть если у меня не получилось бы оплачивать через телебанк всё, то всю эту затею можно было признать неэффективной – потому как всё равно пришлось бы ходить ногами в физическое место для оплаты чего-то недоступного телебанку. Дополнительным стимулом для меня послужило то, что с 20.01.2011 «Сбербанк» стал брать 3%-ную комиссию за оплату некоторых коммунальных услуг. Но уже с 01.01.2011 я начал оплачивать коммунальные услуги через телебанк «МИнБа», и продолжаю делать это по сей день. То есть эксперимент удался. Ниже я постараюсь поделиться своим положительным опытом, с картинками, надеясь, что телебанки других банков работают похожим образом.

Аутентификация телебанка

Войдя в телебанк, переходим на вкладку «Платежи, переводы, поручения» или к виджету «Платежи, переводы, платёжные поручения» на домашней странице, если таковой у вас там отображается. Если это вкладка, то на ней нужно найти группу «Шаблоны» и щёлкнуть в ней по кнопке «Добавить», а если это виджет, то в нём щёлкнуть по кнопке «Добавить шаблон».

Виджет «Платежи, переводы, платёжные поручения» на домашней

Вкладка «Платежи, переводы, поручения»

Появится окно «Выбор шаблона», в котором нужно «выбрать» (ссылка справа от каждого из пунктов) либо известного телебанку поставщика услуг (например, в моём случае все нужные мне расположены в группе «050: Владимир и область» – по состоянию на 01.03.2011), либо платёжное поручение в свободной форме (пункт «Оформить платёжное поручение (в том числе бюджетное)» в группе «Платёжные поручения»).

Окно «Выбор шаблона»

Рассмотрим создание шаблона на примере одного из поставщиков услуг, кабельного телевидения «Доброе» (в списке выше это пункт «Доброе.ру. Абонентская плата», второй в группе «050: Владимир и область»). При его выборе в правой части основного окна телебанка открывается форма «Создание шаблона платежа», которая является специализированной формой для выбранного платежа (поставщика услуг).

Форма «Создание шаблона платежа»

На этой форме надо:

  1. Выбрать расчётный (карточный) счёт плательщика (если у вас их несколько), с которого будут списываться средства. (Это, кстати, надо делать на любой форме любого платежа.)
  2. Ввести реквизиты (параметры) платежа – у специального их обычно меньше, чем если оформлять тот же самый платёж свободным платёжным поручением (в котором приходится указывать ещё и банковские реквизиты получателя).
  3. Ввести название создаваемого шаблона (в поле «Комментарий»), по которому он будет легко идентифицироваться в списке шаблонов; для тех платежей, за которые банком взымается комиссия (20 руб. в случае с телебанком «МИнБа»), в скобках можно указать комиссию. (Для одноразового, бесшаблонного платежа, никакого названия, конечно, не требуется.)
  4. Щёлкнуть по кнопке «Создать», чтобы завершить создание шаблона платежа и сохранить его в общем списке.

После создания шаблона платежа его можно использовать, щёлкнув либо по ссылке «заплатить» напротив него в виджете «Платежи, переводы, платёжные поручения» на домашней странице, либо по ссылке его названия в этом же виджете или в группе «Шаблоны» на вкладке «Платежи, переводы, поручения», с последующим щелчком по кнопке «Заплатить».

К сожалению, телебанку «МИнБа» известны далеко не все поставщики услуг в моём городе Владимире. Например, по состоянию на 08.03.2011 в его списке нет такого востребованного поставщика, как МУП «Владимирводоканал», без услуг которого (водоснабжение и канализация) никуда, сталкиваться приходится постоянно. Для таких «неизвестных» поставщиков приходится использовать «сложный» шаблон «классического» платёжного поручения.

Рассмотрим пример создания такого шаблона именно для «Владимирводоканала». Для этого нужно в том же окне «Выбор шаблона» в группе «Платёжные поручения» шёлкнуть по ссылке «выбрать» напротив единственного пункта «Оформить платёжное поручение (в том числе бюджетное)». В результате этого в правой части основного окна телебанка открывается форма «Новое платёжное поручение».

Форма «Новое платёжное поручение»

Реквизитов у этого шаблона существенно больше, так как он не является специализированным и приходится указывать всю необходимую информацию о поставщике. Кроме общего алгоритма заполнения формы, описанного выше, важно обратить внимание вот на что:

  • Реквизиты банка получателя обычно полностью или частично указаны на оплачиваемой квитанции (в случае с квитанцией «Владимирводоканала» это именно так). К счастью, необязательно вручную заполнять все три поля – достаточно в одном из полей осуществить поиск банка получателя (откроется окно «Выбор банка», в котором легко и удобно найти нужный по одному из трёх полей, «БИК», «Город» или «Наименование», либо по их комбинации), выбрать его, и все поля будут заполнены!
  • Реквизиты самого получателя, включая его тип (практически всегда юридическое лицо), название и расчётный счёт в его банке – последнее особенно неприятно, ввести 20 цифр (они тоже есть на квитанции) без ошибок.
  • Реквизиты платежа, прежде всего его назначение (для квитанции «Владимирводоканал» там надо, как минимум, указать ФИО и № лицевого счёта плательщика, а если установлены счётчики воды, то ещё и их показания), а также очерёдность платежа.

После заполнения всех обязательных полей нужно щёлкнуть по кнопке «Добавить шаблон платёжного поручения». После этого шаблон можно использовать (то есть оплачивать услуги) аналогичным образом.

В результате постепенной оплаты всех услуг в течение первого месяца нового года я создал следующие шаблоны (и узнал, за какие платежи взымается комиссия, а также то, что при непрошедшем платеже она не возвращается):

Платёж Комиссия, руб.
1 FTTx-доступ в Интернет 20
2 Водоснабжение и канализация 20
3 Горячая вода, отопление и электроэнергия 0
4 Детский сад 20
5 Кабельное ТВ 0
6 Мобильный телефон 0
7 Природный газ 0
8 Стационарный телефон 0
9 Техобслуживание и домофон 20

В результате суммарная переплата составила 80 руб. – думаю, оно того сто́ит, особенно если перевести в деньги экономию времени за счёт отсутствия необходимости ходить в банк и простаивать там в очередях. Правда, экономия эта немного неприятно уменьшается за счёт того, что (как выяснилось во второй месяц платежей) даже в «упрощённых» шаблонных платежах приходится заново вводить значение длиннющего штрих-кода (впрочем, это то же самое, что в «усложнённых» платёжных поручениях приходится вводить значение поля «Назначение платежа»).

Телебанк сохраняет историю всех платежей, поэтому я решил, что при необходимости смогу распечатать подтверждение любого платежа (правда, не все одинаково удобно), а для своего удобства справочно от руки пишу на каждой оплаченной квитанции: «Оплачено ДД.ММ.ГГГГ в ЧЧ:ММ:СС».

Чего хотелось бы ещё

Во-первых, хотелось бы, чтобы в телебанке «в упрощённом виде» присутствовали все те организации, услуги которых я оплачиваю (точнее, была упрощена процедура оформления платежей), и платежи эти были без комиссии вообще; ну а если с комиссией, то чтобы она возвращалась в случае непрошедшего платежа. Во-вторых, хотелось бы, чтобы для оплаты очередной типовой квитанции (шаблон которой создан и сохранён) не требовалось бы вводить длиннющий штрих-код. Наконец, в-третьих, хотелось бы иметь более удобные функции распечатки подтверждающих квитков (так, на всякий случай).

Все эти пожелания я обязательно передам в свой любимый «Московский индустриальный банк» – в виде ссылки на данную статью. :-) Потому что только наше активное пользование современными информационными технологиями и активная позиция по их улучшения способны сделать окружающий мир действительно лучше. :-)

21.09.2011 13:48:31 Станислав (IP) Цитата #11
Позвонил по первому – и меня действительно отправили жаловаться в Москву по федеральному номеру 8 (800) 100-74-74…
22.09.2011 21:58:56 msk17 (IP) Цитата #12
Ну может оно и правильней так. Там, во всяком случае, все обращения регистрируются в специально обученной системе запросов. Насколько это помогает решить проблему – другой вопрос.
23.09.2011 09:57:25 Станислав (IP) Цитата #13
А вот уже и ответ оттуда: «Значения счётчиков были переданы в организацию, но формат сформированного файла не удовлетворил организацию. Это и стало причиной игнорирования значений счётчиков. Сейчас мы пришли к договорённости с организацией по поводу формирования файла, такой ситуации больше не повторится». :-)
23.09.2011 21:17:08 msk17 (IP) Цитата #14
Здорово. Значит все-таки работают люди. Удивлён.
28.07.2012 10:54:13 Галина Макарова (IP) Цитата #15
Станислав, согласна полностью, но вот сейчас попыталась заплатить налоги, и не получилось. Хотелось бы, чтобы и за этим не нужно было бы бегать по сберкассам.
28.07.2012 11:04:10 Станислав (IP) Цитата #16
Ну вообще-то налоги у меня давно получается платить успешно. :-) Платёжные поручения, конечно, «полноформатные», но благодаря однажды созданным шаблонам и это довольно удобно.

Кстати, согласно рейтингу “Mobile Banking Rank 2012” описанный тут Интернет-банк «МИнБа» – 3-й по удобству и возможностям во всей России (далеко опережая тот же «Сбербанк онлайн»)! :-)
18.05.2013 20:52:40 Пользователь (IP) Цитата #17
Еще хотлось бы, чтобы телебанк работал всегда, а не так как у вас "через пень колоду", если не сказать хуже.и
19.05.2013 01:52:47 Станислав (IP) Цитата #18
У кого это «у вас»? Вы какой телебанк имели в виду?
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…