Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Оплата коммунальных услуг через телебанк

Для начала определение: телебанк – это дистанционное (удалённое) взаимодействие с банком (точнее, интерфейс такого взаимодействия), без посещения его офиса; также известен как Интернет-банк или онлайн-банк (например, у «Сбербанка» это называется «Сбербанк онл@йн»). Для банка телебанк выгоден прежде всего потому, что позволяет сократить издержки за счёт меньшего числа операторов/кассиров в своих физических конторах (хотя совсем избавиться от них, конечно же, пока невозможно). Для нас, клиентов – тем, что обеспечивает доступность банковских услуг постоянно (как говорится, по формуле 24/7/365, то есть 24 часа в сутки круглый год), без необходимости куда-то ехать (телепорт же пока не изобрели:-) и стоять в очередях (самая главная потеря времени).

Коммунальные платежи

Абсолютное большинство банковских операций, которые мне приходится выполнять, – это операции по оплате коммунальных услуг (от канализации до Интернета:-), если не считать операции по снятию наличных с карточки в банкоматах. В силу этого, а также того, что большинство этих платёжных операций я выполнял в филиалах «Сбербанка» (просто вследствие их широкой распространённости), славящихся своей медлительностью, меня всегда угнетали большие потере ценнейшего времени. И вот, наконец, я их ликвидировал, полностью перейдя на использование телебанка, но не «сбербанковского», а волею судеб «минбовского», то есть телебанка «Московского индустриального банка» – на его примере я и расскажу о своём положительном опыте.

Почему я не делал этого раньше

Главной причиной, если честно, можно назвать консерватизм: бумажные квиточки с синими штампиками оплаты – они как-то привычней и надёжней, что ли. :-) Последнее, про надёжность – это, кстати, не миф, а суровая реальность: где-то в начале 2000-х годов у одной из коммунальных организаций нашего города Владимира случился сбой в информационной системе и/или базе данных оплаты, и требовалось предоставить бумажные квитки как подтверждение оплаты (к сожалению, сейчас в Интернете подтверждающей новости в каком-нибудь архиве не нашёл, поэтому название организации указывать не буду). Понятное дело, что все эти требования квитков были незаконными – нарушали и презумпцию невиновности, и закон о защите прав потребителей – но многим, в том числе и мне, этого прецедента хватило, чтобы надолго сохранить «веру в квитки» (на них и по сей день написано, что их надо хранить 3 года).

В качестве ещё одной причины можно назвать недостаточную интеграцию телебанка с коммунальными организациями, а именно отсутствие упрощённых платежей за некоторые виды коммунальных услуг (вместо этого требуется указывать полные реквизиты) и/или начисление фиксированной/процентной комиссии за оплату услуг «неинтегрированных» организаций. Но на самом деле это причина лично для меня является вымышленной, так как на практике я не проверял, что там есть/нет в телебанке (хотя вообще им пользовался) в части оплаты коммунальных услуг… до января 2011 года.

Как я делаю это сейчас

Нет лучшего повода начать «новую жизнь», чем Новый год. :-) Ещё в конце 2010 года я решил, что в новом 2011 году буду оплачивать все коммунальные услуги через телебанк (ну или попытаюсь это делать). Да, обратите внимание, речь изначально шла о применении принципа «всё или ничего» – то есть если у меня не получилось бы оплачивать через телебанк всё, то всю эту затею можно было признать неэффективной – потому как всё равно пришлось бы ходить ногами в физическое место для оплаты чего-то недоступного телебанку. Дополнительным стимулом для меня послужило то, что с 20.01.2011 «Сбербанк» стал брать 3%-ную комиссию за оплату некоторых коммунальных услуг. Но уже с 01.01.2011 я начал оплачивать коммунальные услуги через телебанк «МИнБа», и продолжаю делать это по сей день. То есть эксперимент удался. Ниже я постараюсь поделиться своим положительным опытом, с картинками, надеясь, что телебанки других банков работают похожим образом.

Аутентификация телебанка

Войдя в телебанк, переходим на вкладку «Платежи, переводы, поручения» или к виджету «Платежи, переводы, платёжные поручения» на домашней странице, если таковой у вас там отображается. Если это вкладка, то на ней нужно найти группу «Шаблоны» и щёлкнуть в ней по кнопке «Добавить», а если это виджет, то в нём щёлкнуть по кнопке «Добавить шаблон».

Виджет «Платежи, переводы, платёжные поручения» на домашней

Вкладка «Платежи, переводы, поручения»

Появится окно «Выбор шаблона», в котором нужно «выбрать» (ссылка справа от каждого из пунктов) либо известного телебанку поставщика услуг (например, в моём случае все нужные мне расположены в группе «050: Владимир и область» – по состоянию на 01.03.2011), либо платёжное поручение в свободной форме (пункт «Оформить платёжное поручение (в том числе бюджетное)» в группе «Платёжные поручения»).

Окно «Выбор шаблона»

Рассмотрим создание шаблона на примере одного из поставщиков услуг, кабельного телевидения «Доброе» (в списке выше это пункт «Доброе.ру. Абонентская плата», второй в группе «050: Владимир и область»). При его выборе в правой части основного окна телебанка открывается форма «Создание шаблона платежа», которая является специализированной формой для выбранного платежа (поставщика услуг).

Форма «Создание шаблона платежа»

На этой форме надо:

  1. Выбрать расчётный (карточный) счёт плательщика (если у вас их несколько), с которого будут списываться средства. (Это, кстати, надо делать на любой форме любого платежа.)
  2. Ввести реквизиты (параметры) платежа – у специального их обычно меньше, чем если оформлять тот же самый платёж свободным платёжным поручением (в котором приходится указывать ещё и банковские реквизиты получателя).
  3. Ввести название создаваемого шаблона (в поле «Комментарий»), по которому он будет легко идентифицироваться в списке шаблонов; для тех платежей, за которые банком взымается комиссия (20 руб. в случае с телебанком «МИнБа»), в скобках можно указать комиссию. (Для одноразового, бесшаблонного платежа, никакого названия, конечно, не требуется.)
  4. Щёлкнуть по кнопке «Создать», чтобы завершить создание шаблона платежа и сохранить его в общем списке.

После создания шаблона платежа его можно использовать, щёлкнув либо по ссылке «заплатить» напротив него в виджете «Платежи, переводы, платёжные поручения» на домашней странице, либо по ссылке его названия в этом же виджете или в группе «Шаблоны» на вкладке «Платежи, переводы, поручения», с последующим щелчком по кнопке «Заплатить».

К сожалению, телебанку «МИнБа» известны далеко не все поставщики услуг в моём городе Владимире. Например, по состоянию на 08.03.2011 в его списке нет такого востребованного поставщика, как МУП «Владимирводоканал», без услуг которого (водоснабжение и канализация) никуда, сталкиваться приходится постоянно. Для таких «неизвестных» поставщиков приходится использовать «сложный» шаблон «классического» платёжного поручения.

Рассмотрим пример создания такого шаблона именно для «Владимирводоканала». Для этого нужно в том же окне «Выбор шаблона» в группе «Платёжные поручения» шёлкнуть по ссылке «выбрать» напротив единственного пункта «Оформить платёжное поручение (в том числе бюджетное)». В результате этого в правой части основного окна телебанка открывается форма «Новое платёжное поручение».

Форма «Новое платёжное поручение»

Реквизитов у этого шаблона существенно больше, так как он не является специализированным и приходится указывать всю необходимую информацию о поставщике. Кроме общего алгоритма заполнения формы, описанного выше, важно обратить внимание вот на что:

  • Реквизиты банка получателя обычно полностью или частично указаны на оплачиваемой квитанции (в случае с квитанцией «Владимирводоканала» это именно так). К счастью, необязательно вручную заполнять все три поля – достаточно в одном из полей осуществить поиск банка получателя (откроется окно «Выбор банка», в котором легко и удобно найти нужный по одному из трёх полей, «БИК», «Город» или «Наименование», либо по их комбинации), выбрать его, и все поля будут заполнены!
  • Реквизиты самого получателя, включая его тип (практически всегда юридическое лицо), название и расчётный счёт в его банке – последнее особенно неприятно, ввести 20 цифр (они тоже есть на квитанции) без ошибок.
  • Реквизиты платежа, прежде всего его назначение (для квитанции «Владимирводоканал» там надо, как минимум, указать ФИО и № лицевого счёта плательщика, а если установлены счётчики воды, то ещё и их показания), а также очерёдность платежа.

После заполнения всех обязательных полей нужно щёлкнуть по кнопке «Добавить шаблон платёжного поручения». После этого шаблон можно использовать (то есть оплачивать услуги) аналогичным образом.

В результате постепенной оплаты всех услуг в течение первого месяца нового года я создал следующие шаблоны (и узнал, за какие платежи взымается комиссия, а также то, что при непрошедшем платеже она не возвращается):

Платёж Комиссия, руб.
1 FTTx-доступ в Интернет 20
2 Водоснабжение и канализация 20
3 Горячая вода, отопление и электроэнергия 0
4 Детский сад 20
5 Кабельное ТВ 0
6 Мобильный телефон 0
7 Природный газ 0
8 Стационарный телефон 0
9 Техобслуживание и домофон 20

В результате суммарная переплата составила 80 руб. – думаю, оно того сто́ит, особенно если перевести в деньги экономию времени за счёт отсутствия необходимости ходить в банк и простаивать там в очередях. Правда, экономия эта немного неприятно уменьшается за счёт того, что (как выяснилось во второй месяц платежей) даже в «упрощённых» шаблонных платежах приходится заново вводить значение длиннющего штрих-кода (впрочем, это то же самое, что в «усложнённых» платёжных поручениях приходится вводить значение поля «Назначение платежа»).

Телебанк сохраняет историю всех платежей, поэтому я решил, что при необходимости смогу распечатать подтверждение любого платежа (правда, не все одинаково удобно), а для своего удобства справочно от руки пишу на каждой оплаченной квитанции: «Оплачено ДД.ММ.ГГГГ в ЧЧ:ММ:СС».

Чего хотелось бы ещё

Во-первых, хотелось бы, чтобы в телебанке «в упрощённом виде» присутствовали все те организации, услуги которых я оплачиваю (точнее, была упрощена процедура оформления платежей), и платежи эти были без комиссии вообще; ну а если с комиссией, то чтобы она возвращалась в случае непрошедшего платежа. Во-вторых, хотелось бы, чтобы для оплаты очередной типовой квитанции (шаблон которой создан и сохранён) не требовалось бы вводить длиннющий штрих-код. Наконец, в-третьих, хотелось бы иметь более удобные функции распечатки подтверждающих квитков (так, на всякий случай).

Все эти пожелания я обязательно передам в свой любимый «Московский индустриальный банк» – в виде ссылки на данную статью. :-) Потому что только наше активное пользование современными информационными технологиями и активная позиция по их улучшения способны сделать окружающий мир действительно лучше. :-)

Добавьте свой комментарий, почитайте уже добавленные комментарии или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр
Загрузка…