Размышления о стрессах
- Опубликовано: 09.05.2002
Как-то одна моя знакомая попросила помочь придумать ей «алгоритм выхода из стресса» – нужно было для какого-то зачёта. Ну, порассуждать – это меня хлебом не корми, поэтому я охотно взялся. Помогал мне один мой друг, уже ставший автором опубликованных «размышлений о принципах», и вместе мы вот что породили…
Что такое стресс?
Стресс, если пользоваться переводом этого термина, – это психологическое давление или напряжение, а они являются необходимым атрибутом взаимодействия личностей и объектов/событий, то есть стресс является естественным элементом жизни. Поэтому выделять стресс в отдельный отрицательный фактор неразумно: от этого негативное влияние на слабую человеческую психику возрастает многократно.
Человеческая бессознательная природа мудра и «знает», как должно быть; иногда стресс является необходимой (спасительной) встряской для организма, чтобы вывести его из состояния лени и апатии, настроить адекватность восприятия объективной реальности. Многие неизученные процессы в организме проявляют себя только в стрессовой ситуации, когда организм внезапно обретает сверхчеловеческие способности, спасающие жизнь себе и другим людям. И это тоже стресс, но это стресс пассионариев. В обычной жизни, в основном, мы сталкиваемся с другим стрессом: бытовой стресс – повседневная жизнь маленьких людей, которые решают свои маленькие (мещанские) дела, у них это не получается, они начинают конфликтовать в широком смысле слова. Отсюда можно вывести ещё одно определение стресса: cтресс – это конфликт, борьба между человеком и собой, другим человеком, событиями, природой. Обычные люди всегда проигрывают эту борьбу, и если их жалобы возвести в мировой масштаб, то мы получаем проблему стресса.
Как вариант, можно также заметить, что стресс – это ощущение западного человека, что у него стресс. То есть понятие стресса – это искусственное изобретение западной цивилизации. В других цивилизациях, например, в русской и дальневосточной, такое понятие как стресс просто отсутствует.
В силу утраты современным человеком правильного видения мира, стресс характеризуется часто схожими чувствами и поступками испытывающего его человека:
- неспособность проанализировать своё текущее состояние, хотя симптомы стресса налицо;
- неспособность усилием воли остановить стрессовый ход событий, хотя факт стресса зафиксирован;
- неспособность к предвидению траектории развития стрессовой ситуации, хотя она типична и легко предсказуема;
- неспособность к принятию компромиссных решений, хотя они логичны;
- неспособность уйти от типовой стрессовой ситуации, хотя она только начинается, уже была и, казалось бы, хорошо изучена;
- неспособность к сохранению контроля над сознанием и эмоциями, хотя это спасительно;
- неспособность к поискам решения проблемы стресса после его окончания, раз и навсегда, хотя это важно.
Как бороться со стрессом?
Cуществует два принципиально различных подхода к данной проблеме.
Первый способ – бороться с последствиями стресса:
- Необходимо найти причину верхнего уровня. Причина верхнего уровня – это кажущаяся причина стресса. Например, если студент испытывает стресс на экзамене, то причина верхнего уровня – экзамен. Эта причина кажется объективной и неизменной, ведь студенту всё равно сдавать экзамен.
- Попытаться устранить причину, а если не удаётся, то либо смириться с ней, либо дистанцироваться от неё (сбежать).
Есть ещё несколько советов из этой группы:
- представить себе, что в следующую секунду будет лучше;
- дать себе установку, что стрессов больше не будет;
- послушать приятную музыку;
- встретиться с друзьями, отвлечься.
Подобных советов можно найти множество в различной литературе, поэтому нет смысла упоминать их все. Эти советы – для современных ленивых, вечно спешащих людей, которым некогда решать проблему стресса и которым приходиться обходиться полумерами. Эти полумеры быстры и лёгки в применении, но дают поверхностный результат и действуют непродолжительное время.
Бороться со следствием, не устранив причины, – неразумно, хотя почему-то современная западная медицина избрала именно этот путь. Второй же способ борьбы со стрессом состоит в том, чтобы устранить причину стресса в принципе.
Второй способ – устранение причины стресса:
- Необходимо определить реальную причину стресса. Продолжение примера со студентом: причина более низкого уровня – слабая психологическая устойчивость студента в критических ситуациях, отсутствие воли и уверенности в себе плюс лень и разгильдяйство на протяжении всей учёбы, подрывающие уверенность в успешной сдаче экзамена.
- Исправить свою психику и мировоззрение таким образом, чтобы стресс не мог возникнуть в принципе.
Полезные черты характера, которые необходимо развивать: оптимизм, терпимость, воля, доброта, самоконтроль, самоанализ, психологическая устойчивость, «холодная голова и горячее сердце» и т. п. Сложность использования связана с негибкостью западного менталитета, ленью, отсутствием силы воли, недостатком интуитивного видения хода естественных процессов в природе.
Второй принцип более медленный и крайне сложный в применении для обывателя, но действует безотказно и навсегда.