Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь», в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей аж Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.

P.S. Выражаю свою благодарность Андрею Кольцову за его мысли, лёгшие в основу настоящей статьи, а также целому сайту под названием “7 Deadly Sins, 7 Heavenly Virtues”.

P.P.S.  Также рекомендуется к прочтению статья-энциклопедия «Мифы и заблуждения о христианстве».

22.09.2010 06:16:15 Станислав (IP) Цитата #81
…Не пойму, почему в «7 грехах» их не объединили (я говорю о жадности, ревности и зависти), ведь они все страшны!.. Ответьте…
Во-первых, я не духовное лицо и даже не воцерковленный прихожанин, чтобы судить о том, почему чего бы то ни было не сочли смертным грехом и/или «одним и тем же чувством». Во-вторых, даже на мирском, житейском уровне я могу предположить, что аргумент «они все страшны» нельзя использовать для «объединения чувств», тем более что утверждение:
Жадность, ревность и зависть – это одно и тоже чувство.
само по себе довольно спорно, равно как и его частная интерпретация:
Ведь когда мы ревнуем, получается, что мы ближнего человека просто приравниваем к вещи и не хотим чтоб «ей» кто-то обладал – это ведь жадность…
А разве Вы не приравниваете своего ближнего человека к вещи, призывая тут «ею» поделиться?.. Вам не кажется, что Вы рассуждаете тут как Николай Козлов:
По-другому могла бы вести себя и жена. Например, в ситуации случайной измены она могла просто заинтересоваться любопытной историей из жизни, в которой участвовал любимый ею человек. Навскидку приведу веер осмысленных (на мой взгляд) вопросов: «Ты смог ей помочь? Ей действительно стало легче? Вы хорошо расстались? У тебя нет опасений, что она к тебе привяжется, и это будет причиной её новых переживаний?..»
(цитата из его книги «Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни»)?! :-O
Получается, что ревность – это нормально?
На самом деле это никак из моей статьи не следует, это уже Ваше личное предположение. Тем не менее, смею напомнить, что если «нормальность» понимать математически, то есть как широкую распространённость, то да, ревность – это нормально. :-)

В любом случае, всё это (околопсихологические рассуждения) имеет весьма отдалённое отношение к сути данной статьи (к религии).
01.10.2010 01:45:22 ИГОРЬ (IP) Цитата #82
НЕ ЧРЕВОУГОДСТВУЙ – половину осудите и накажите
11.10.2010 23:53:19 Серёга (IP) Цитата #83
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: <<возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим>>:
38 Сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 Вторая же подобная ей: <<возлюби ближнего твоего, как самого себя>>;
40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.(От МАТФЕЯ глава 22 стихи 36-40).O:-)
18.10.2010 00:03:41 Сергей (IP) Цитата #84
Вера – это оружие разума,которое способно присвоить любые страхи и излечить любые недуги.
Вера – есть выражение человеческого желания быть защищенным перед страхом смерти…
09.11.2010 22:57:36 Александр (IP) Цитата #85
ДЕСЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Ты узнаешь, что вышел на путь к Богу, и ты узнаешь, что нашёл Бога, потому что тебе будут даны эти знаки, эти указатели, эти изменения в тебе:

1. Ты будешь любить Бога всем своим сердцем, всем своим разумом и всей своей душой. И между тобой и Мной не будет более никакого Бога.
2. Ты более не будешь поклоняться человеческой любви, или успеху, или деньгам, или власти, и ни одному из олицетворяющих это символов. Ты отложишь все эти вещи, подобно ребенку, откладывающему в сторону игрушки. Не потому, что они недостойны, но потому, что ты перерос их.
3. Ты не будешь использовать имя Господа всуе. Равно как и не будешь взывать ко Мне по пустякам. Ты поймешь силу слов и мыслей, и ты не будешь думать о том, чтобы призвать Бога по имени неправедным образом. Ты не будешь использовать Моё имя попусту потому, что ты не можешь сделать этого. Ведь Моё имя, Великий <Я Есть> никогда не используется попусту (что значит, без результата), и никогда не сможет быть использовано. И когда ты найдешь Бога, ты узнаешь это. И Я дам тебе также и другие знаки:
4. Ты решишь оставить один день для общения со Мной и назовешь его святым. Это будет сделано для того, чтобы ты не оставался достаточно долго в своих иллюзиях, но вспоминал кем и чем ты являешься. И затем ты назовешь вскоре каждый день Воскресеньем, и каждый момент святым.
5. И ты будешь чтить своих отца и мать и познаешь, что являешься Сыном Божьим, когда будешь чтить своего Отца/Мать Господа во всем, что говоришь или думаешь. И также, как ты будешь чтить Мать/Отца Господа, ты будешь чтить своих отца и мать на Земле (тех, кто даровал тебе жизнь), и ты начнешь чтить всякого человека.
6. Ты узнаешь, что нашел Бога, когда поймешь, что не станешь убивать (что означает, не станешь лишать жизни, желая этого, без причины). И через какое-то время ты поймешь, что не можешь положить конец жизни другого ни в каком из случаев (вся жизнь вечна), ты не станешь выбирать разрушение любой из конкретных инкарнаций, равно как и менять любую жизненную энергию из одной формы в другую, не имея на то самых священных оснований. Твоё новое отношение к жизни родит в тебе уважение ко всем формам жизни, включая растения, деревья и животных. И ты станешь влиять на них только руководствуясь высшим благом.
И Я пошлю тебе также и другие знаки, которые позволят тебе понять, что ты находишься на правильном пути:
7. Ты не станешь осквернять чистоту любви своей нечестностью или обманом, ибо это есть измена и неверность. Я обещаю тебе, что когда ты найдешь Бога – ты не совершишь подобной измены.
8. Ты не возьмешь вещи, которая не является твоей собственностью, равно как и не станешь обманывать, а также попустительствовать этому, также, как и не причинишь вреда другому, для того, чтобы иметь что-то, ибо это будет воровством.
Я обещаю тебе, что когда ты найдешь Бога – ты не будешь воровать. Также, как ты не будешь…
9 . Говорить что-то, что не есть правда, и тем самым быть ложным свидетелем.
Равно как и не будешь ты…
10. Вожделеть супругу(а) соседа своего, ибо чего ради тебе вожделеть супругу(а) соседа своего, когда ты знаешь, что все остальные есть твои половины? Вожделеть блага соседа своего, ибо чего ради тебе хотеть благ своего соседа, когда ты знаешь, что все блага могут быть твоими, и все твои блага принадлежат миру?
Ты узнаешь, что нашел путь к Богу, когда увидишь все эти знаки. Ибо Я обещаю, что ни один, кто истинно ищет Бога не станет более делать подобных вещей. Продолжение подобного поведения станет просто невозможным.
Вот каковы твои свободы, но не ограничения. Это и есть Мои обязательства, но не заповеди. Ибо Бог не повелевает о том, что Бог создал – Бог просто говорит детям Божьим: так вы узнаете, что возвращаетесь домой.
Моисей спросил Меня , – <Как я смогу узнать? Дай мне знак.> Мой ответ остаётся вечно неизменен. Но он никогда не был и никогда не станет заповедью. Ибо кого Мне заповедовать? И кого Мне наказывать, если Мои заповеди не будут соблюдаться?
Ведь все, что есть – это только Я
26.11.2010 01:44:26 Валера (IP) Цитата #86
Интересное личное открытие: в десятой заповеди говорится о наличии рабов у ближнего, то есть для всевышнего это было нормальным?:-)
26.11.2010 10:17:01 Инквизитор (IP) Цитата #87
26.11.2010 1:44:26 Валера
Интересное личное открытие: в десятой заповеди говорится о наличии рабов у ближнего, то есть для всевышнего это было нормальным?
Считайте, это Моисеевым примитивным разъяснением для своих примитивных соплеменников невыразимого Божественного Откровения. :-) В те времена наличие раба было банальностью и нормой.
28.11.2010 23:19:05 kosyak (IP) Цитата #88
почему блуд это грех
09.12.2010 10:22:43 Сталин (IP) Цитата #89
Для того чтобы понять почему "блуд это грех", нужно вопервых понять что значит грех. Грех это ведь не ПРЕСТУПЛЕНИЕ требующее наказания, а грязь которая вводиться в рану и которая ПРОВОЦИРУЕТ болезнь и смерть.
Цель христианина стать ближе к Богу, и заповеди показывают не ГДЕ ЕСТЬ БОГ, а ГДЕ НЕТ БОГА.
Т.е. например "не блуди", это значит что если творишь блуд, то от Бога удаляешься (что не говорит о том что если НЕ БЛУДИШЬ, ты сразу святой).
Бог говорит о себе: БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, поэтому нужно понять, что такое ЛЮБОВЬ. Лично мне нравиться следующее пояснение:
"любишь если ставишь выше себя".
тут уже не важно что именно любишь: родину, родителей, детей, деньги, славу.
Продолжаем дальше: при любви мужчины и женщины образуеться связь (кто пробывал тот поймет, кто будет утверждать что этого нет, того мне жалко, тот не любил). А эта связь РВЕТЬСЯ при блуде.
Т.е. при блуде умирает любовь (понятно это это СТЕПЕНИ а не АБСОЛЮТНОЕ). А если умирает любовь , значит человек отворачиваеться от Бога, т.е. убивает свою душу, т.е. грешит.
Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
кстати на сколько я знаю у мусульман всего 5-10% браков полигамные
21.01.2011 16:27:17 Я (IP) Цитата #90
А где смертный грех "Уныние"
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…