Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это сто́ит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь», в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей аж Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.

P. S. Выражаю свою благодарность Андрею Кольцову за его мысли, лёгшие в основу настоящей статьи, а также целому сайту под названием “7 Deadly Sins, 7 Heavenly Virtues”.

P. P. S. Также рекомендуется к прочтению статья-энциклопедия «Мифы и заблуждения о христианстве».

21.03.2010 17:30:53 Iona7777 (IP) Цитата #61
Ну я очень довольна,что такую таблицу могу использовать. Удивительно просто и грамотно. Спасибо огромное!!! С уважением😊
26.04.2010 19:02:50 Екатерина (IP) Цитата #62
Вторая заповедь запрещает поклонятся иконам! Девиз дьявола: делай что хочешь, девиз Бога: думай что делаешь.❗
27.04.2010 14:15:30 Инквизитор (IP) Цитата #63
Вторая заповедь запрещает поклонятся иконам!
тов. Екатерина, разберитесь в вопросе, а то как-то печально, на дворе 21й век уже, а вы такие вещи пишите…
28.04.2010 10:06:05 G.I. (IP) Цитата #64
Вторая заповедь запрещает поклонятся иконам!
Никого не знаю, кто бы поклонялся иконам. А вот уважение (почитание) к образам святых и Христа – это совсем другое.
28.04.2010 11:15:48 G.I. (IP) Цитата #65
Спасибо, Павел, за Ваше разъяснение, а то ответа от тов. G.I. я что-то не дождался…
Странно, мне казалось, я ответил
Спасибо Вам, Павел, выручаете меня, недоучку, грамотными разъяснениями. Над многим думал.
Что здесь подразумевается под «блаженством»?
Что подразумевается – мне трудно сказать, но как я понимаю – блаженство в данном контексте это "хорошо" с христианской точки зрения. От слова "благо". Т.е. здесь надо читать "Всячески хороши… (миротворцы, нищие духом, и т.п.)", но при этом помнить, что критерии "хорошести" – христианские.
Что значит быть «нищим духом»? Имеет ли это какое-то отношение к душевнобольным?
В христианской и святоотеческой литературе существует несколько вариантов толкования. Ни один не имеет отношения к душевнобольным. Наиболее близкий мне – это тот, который говорит, что "нищий духом" – это человек, который раздал всё своё имущество по велению Святого Духа. Т.е. он стал нищим (раздав всё свои богатства и деньги), движимый своим духом, близким Богу. Вот и выходит – "нищий духом"
Почему кроткие именно «землю наследуют»? Как кротость связана с землёй?
Потому что Царствие Небесное на земле будет. Оно небесное не потому, что будет на небе – а небесное потому, что Небесные (Божьи) законы будут царствовать на земле.
А почему изгнанные за правду наследуют Царствие Небесное, а кроткие землю… От себя, своим пониманием скажу. Я думаю, что кроткие – это те, кто наименее стремится к власти, к обладанию, и по Небесной логике именно такие и должны властвовать и обладать всем, т.е. землею. А изгнанные за правду – это те, кто всем сердцем и душой любил правду, т.е. Высший закон, Божий закон. А как я уже говорил, Царствие Небесное – это тот самый закон, действующий на земле. Поэтому для такого человека логично наследовать то, к чему он склонен и проявил любовь – Божий закон.
И хотя это синонимичные (в этом контексте) понятия, но оттенки и форма на мой взгляд выбрана не случайно.
Почему «сынами Божиими» будут наречены только миротворцы? Разве не все мы Его сыны?
Станислав, есть де-факто,а есть де-юре. Де-юре мы все сыны Божьи. А де-факто какждый может плюнуть на небесного Родителя(прости Господи) и дальше пойти. Делами отречься от Божественного родства. К тому же, в Библии очень часто говорится о "рождении Духом", "рождении в Духе", т.е. когда человек по своей внутренней сущности становится близок к Богу. Именно такое действие оказывает на человека Крещение.
28.04.2010 15:37:15 Станислав (IP) Цитата #66
28.04.2010 11:15:48 G.I.
Странно, мне казалось, я ответил.
Именно, «казалось», потому что на момент написания моей благодарности Павлу, от тебя так и не было ответа на 4 моих вопроса.
В христианской и святоотеческой литературе существует несколько вариантов толкования… Наиболее близкий мне – это тот, который говорит, что «нищий духом» – это человек, который раздал всё своё имущество по велению Святого Духа.
Вот это меня всегда и смущало, что это не конкретное объяснение, а одно из толкований. А ещё плохо то, что без знания этимологии этого словосочетания в современном русском языке его можно запросто понять как «обделённый духом», «бездушный» человек…
Де-юре мы все сыны Божьи. А де-факто каждый может плюнуть на небесного Родителя…
Во, отличное объяснение, на простом человеческом языке. Спасибо. Согласен.
…Когда человек по своей внутренней сущности становится близок к Богу. Именно такое действие оказывает на человека крещение.
А вот тут не согласен: само по себе крещение в абсолютном большинстве случае ничего не даёт, абсолютное большинство крещёных людей ничуть не ближе к Богу, чем некрещёные, но верующие.
14.05.2010 14:04:41 Анна (IP) Цитата #67
Конечно, каждому человеку это надо знать, но я придерживаюсь мнения, только для общего развития. Религия это есть только формула нравственности.
14.05.2010 16:32:32 Инквизитор (IP) Цитата #68
нравственность – это крохотная часть того что мы называем религией
21.05.2010 16:01:51 Ирина (IP) Цитата #69
Большое спасибо за статью – очень полезная, Я рассталась с любимым мужчиной, обвинив его во всех смертных грехах, а получается,, что он-то как раз ни одного не нарушил, а я – все в стремлении завоевать его. Изменить что-то уже поздно, но научиться относиться к себе и к другим людям иначе – самое время.
27.05.2010 22:16:47 АННА (IP) Цитата #70
Просто БОЛЬШОЕ СПАСИБО за повествование, на мой взгляд, очень важных в жизни вопросов столь доступным для обычного человека языком!
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
OpenId
Предпросмотр
Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Демон Задумчивость Рука-лицо Не могу смотреть Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…