Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь», в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня, гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие. Pride, vanity. Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть. Envy. Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность.
3 Гнев. Anger, wrath. Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность, лень, праздность, уныние. Sloth, acedia, sadness. Избегание физической и духовной работы.  
5 Алчность, жадность, скупость, сребролюбие. Greed, covetousness, avarice. Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.  
6 Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство. Gluttony. Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.  
7 Сладострастие, блуд, похоть, распутство. Lust. Страстное желание плотских удовольствий.  

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу, «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться статья «7 смертных грехов и здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога. «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай. «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй. «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради. «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо. Другие считают десять заповедей аж Космическим кодексом. В любом случае, это выдержка мудрости, которой нельзя пренебрегать.

P.S. Выражаю свою благодарность Андрею Кольцову за его мысли, лёгшие в основу настоящей статьи, а также целому сайту под названием “7 Deadly Sins, 7 Heavenly Virtues”.

P.P.S.  Также рекомендуется к прочтению статья-энциклопедия «Мифы и заблуждения о христианстве».

02.06.2009 14:25:31 Инквизитор (IP) Цитата #21
RTFM
(RTFM — аббревиатура, означающая Read The Following Materials (Читай сопроводительную документацию))

http://osipov.orthodoxy.ru/index.php?id=audio
09.06.2009 01:23:12 Почти последний человек (IP) Цитата #22
А вы знаете, фак, следователи говорят, что если свидетели говорят о деле одно и тоже, значит, на 100% они сговорились и рассказывают не то, что видели, а то, что хотят представить. Ведь каждый видит со своей стороны, чуть-чуть иначе, чем другой, кто-то что-то не понял, недослышал, померещилось и т.п.
Почему в Библии очень много противоречии?
В Коране тоже
Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий.
Коран, Сура 4.
Есть хорошая статья по этому поводу, настоятельно рекомендую прочитать, прежде чем спорить дальше http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5271&Itemid=3

Противоречия в Коране:
длительность Судного дня в одном месте определяется в тысячу лет (Коран 32, 4), а в другом ― в пятьдесят тысяч лет (Коран 70, 4). Также и в 50, 37 говорится, что творение неба и земли закончилось в шесть дней, тогда как в 41, 8-11 говорится о восьми днях. В 17, 105 сказано, что фараон был потоплен, а в 10, 90-92, что он обратился и был спасен.
Как там говоришь, "Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий."…

Уважаемый фак! В коранической традиции принята точка зрения, что Библия и Тора являются божественными писаниями. Если вы утверждаете, что они не от Аллаха, то противоречите Корану. Это раз.
Так же, на основании сур
…Была партия среди них, которые слушали слово Аллаха, а потом искажали его, после того как уразумели, хотя сами и знали (Сура 2:75).

Среди них [евреев] есть неучи, которые не знают Писания, а знают лишь [читай, свои собственные] вожделения. Они только гадают. Горе же тем, которые пишут Писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», — чтобы выгадать за это небольшую цену! (Сура 2:78-79).

можно говорить лишь о неправильном толковании и о лжеписаниях, но не о ложности Библии. Библия Кораном признаётся и говорится, что она от Аллаха. Это два.

Далее. Мы не мусульмане, мы православные, и мы воспринимаем Новый и Ветхий Завет иначе, чем представители ислама. Для Ислама божественное писание передаётся Богом через пророка с точностью до буквы. Для христианина же Новый завет – это всего лишь благая весть о спасении людей Иисусом Христом. Иисус в переводе на русский значит "Спаситель", на арабском, кажется, "Аль Мухаллес". Христианство – это религия искупления, в которой человек создан для такой степени святости, которой обладает только Бог. Когда человек от этой святости отказался, он, как всякое существо, отказавшееся от того, к чему наиболее приспособлено, стал несчастен и зол, и ему понадобилось спасение. Спаситель. Этим Спасителем и стал Иисус. А апостолы, которые ходили с ним, рассказали об этом спасении. Для них возможность спасения людей, возвращение к божественной святости была благой вестью, которой они спешили поделится, написав книги. Господь помогал им писать их, и нигде они не погрешили против истины, но каждый описал как помнил и видел сам. Кто-то слышал, что первым воскресшего Иисуса увидели женщины-мироносицы, кто-то услышал от других людей о встрече с ним – и каждый написал, как знал. Это значительно отличается от коранической традиции, где все писания считаются переданными Аллахом буква в букву, когда в библейской традиции каждый пишет хотя и от себя, но под руководством Бога. Поэтому на мелкие противоречия, которые возникают от того, что каждый человек по своему увидел это событие, мы не обращаем внимание. А вот по вопросам вероучения Библия удивительно едина.
30.06.2009 21:24:44 Алексей (IP) Цитата #23
Я верю в Бога нашего Иисуса Христа, но так же усть верующие в Аллаха-он тоже существует?:-?
02.07.2009 12:54:38 Инквизитор (IP) Цитата #24
А есть люди, которые верят в летающего макаронного монстра и что, он тоже существует?
02.07.2009 15:42:03 Ирина (IP) Цитата #25
не создай себе кумира! -кажется не менее значимая заповедь по сравнению с не убий, не укради и т.д! верно!?! так так тогда вы,люди, можете поклоняться крестам, иконам- изображению людей(ни это ли и есть КУМИРЫ)??? людей, которые канонизированы людьми же! ведь добрые дела делают многие, может всех сделаем святыми!
02.07.2009 16:11:53 Инквизитор (IP) Цитата #26
Уважаемая Ирина, мы не поклоняемся крестам и иконам, и не творим себе кумиров, где вы таких глупостей наслушались? И при чём тут добрые дела и святость? по принципу в огороде бузина, а в Киеве дядька?
02.07.2009 16:37:58 G.I. (IP) Цитата #27
Я верю в Бога нашего Иисуса Христа, но так же усть верующие в Аллаха-он тоже существует?
Мусульмане верят, что Аллах и библейский Саваоф – один и тот же Бог. Православные (те, кто разбирается в вероучении) знают, что это разные боги, т.к. у них разный характер.
ни это ли и есть КУМИРЫ
Нет, не это. Кумир – это такая штука, в которой предполагается бог или дух. В кумире Перуна – дух Перуна, и можно обращаться не к Перуну, а к его духу в деревяшке.
так тогда вы,люди, можете поклоняться крестам, иконам- изображению людей
В этом Ваша ошибка, Ирина, что вы считаете, что мы поклоняемся. А мы не поклоняемся. Мы почитаем. Т.е. если на изображении сам Господь, то относиться к нему, как к обычному плакату нельзя – ведь обычный плакат можно порвать, затоптать, выбросить. А изображение Бога или святого уже нет. с другой стороны, если само изображение не отражает сущности святости, т.е. является не каноническим – может, стоит его от греха подальше сжечь? Это и есть почитание.
ведь добрые дела делают многие, может всех сделаем святыми!
Святой человек – это не тот, кто делает добрые дела, а тот, кто создал в себе личность определённого типа. Эта личность – подобна Богу, и главной её сущностью является Любовь. Успешность православного христианина заключается в степени "снискания Любви". При этом важно понимать, что страсти, и даже мысли о них мешают любить, потому что захватывают нас и подчиняют себе. Поэтому святой – это прежде всего потрясающий самоконтроль на уровне не только поступков, но и мыслей.
03.07.2009 10:08:09 Ирина (IP) Цитата #28
ого! вы, товарищи, слишком ревностно встетили мой коментарий.
итак, "православные разбераются в вероучении"-мусульмане и другие конфессии тоже думают что разбераются в вероучении.Так кто в итоге разберается лучше?
"не творим себе кумиров"- конечно не творите, это сделали до вас.
"дух в деревяшке"- а разве есть дух в иконе, скажем?
А может быть дух, почитание Бога, святось поступков и мыслей в душе у каждого из нас!
03.07.2009 10:12:18 Ирина (IP) Цитата #29
…и не важно, верите ли вы в Иисуса, Аллаха, Будду- главное то что эта вера у вас в душе существует, и вы стараетесь поступать правильно по отношению к другим и себе!!!
03.07.2009 14:28:24 Инквизитор (IP) Цитата #30
итак, "православные разбераются в вероучении"-мусульмане и другие конфессии тоже думают что разбераются в вероучении.Так кто в итоге разберается лучше?
Логично, что каждый разбирается лучше в своей теме, да?)
"не творим себе кумиров"- конечно не творите, это сделали до вас.
А мы отвечаем только за себя. Не очень понял, про каких именно кумиров вы пишете
"дух в деревяшке"- а разве есть дух в иконе, скажем?
ИМХО Смотря что вы подразумеваете под словом "дух", если это Дух Божий, то неизвестно, может быть, а может и не быть, ибо "Дух дышит, где хочет", но считается, что Его там "по-умолчанию" нет. Ну а, если "дух" в стиле "дух книги, дух эпохи", то есть, как и в любом произведении рук человека.
А может быть дух, почитание Бога, святось поступков и мыслей в душе у каждого из нас!
Может)
…и не важно, верите ли вы в Иисуса, Аллаха, Будду- главное то что эта вера у вас в душе существует, и вы стараетесь поступать правильно по отношению к другим и себе!!!
Допустим (прости Господи) я верю в Кришну, а как известно, кришна – лучший в мире вор, тогда обокрасть вашу квартиру будет правильным поступком по отношению к вам и к себе.
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…