Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Сенсорно-логический экстраверт (маршал) Георгий Жуков

Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) – это один из соционических типов, также известный как «маршал». Типичным представителем такого типа является Георгий Жуков. Его дуал – интуитивно-этический интроверт (лирик) Сергей Есенин.

Описание психотипа по Вайсбанду

Конечный результат – единственное, что его интересует. Всё, что нужно для достижения этого «конечного результата», считает своим кровным делом. Волевой, целеустремлённый человек. «Если звёзды зажигаются по ночам – значит, это кому-нибудь нужно». Подчёркнуто не демонстративен, об оставленном у других впечатлении не заботится. «Не понял, повторите», – говорил С. П. Королёв. Это «не понял» мог себе позволить не каждый руководитель. Всё, что делает, делает увлечённо, страстно и намерен довести до конца. У него характер неугомонного борца, который должен во что бы то ни стало одерживать верх над тем или иным противником. «Не следует избегать трудностей! Нужно уметь их преодолевать», – его девиз.

Решительный и жёсткий характер. Выражение «строг, но справедлив» стало уже банальным по отношению к таким людям. Маршал Жуков был крут, очень крут. Только он мог сказать Сталину: «Если Вы считаете, что начальник генштаба способен только чепуху молоть, тогда ему здесь делать нечего. Я прошу освободить меня от обязанностей начальника генштаба и послать на фронт». Не сомневается в своём праве руководить людьми. При всей любви к коллегиальности последнее слово всегда оставит за собой. Это, обычно, компенсируется глубокой увлечённостью делом и умением увлекать людей.

Хороший тактик. Быстро схватывает создавшуюся ситуацию и расстановку сил. Принимает решение и действует. Способен на политическое лавирование, но никогда не упустит, всё же, свою линию. Обладает сильной логикой, но это логика целеустремлённая, «партийная», она служит не для философического умствования, а для творческого поиска кратчайшего пути к цели. Ему легче поступиться логикой, чем целью.

Мало подвержен страху, ненависти и другим отрицательным эмоциям. Не удивляется и не завидует. Чем опаснее ситуация, тем он собраннее и решительнее.

Не любит говорить о чувствах. Это не его епархия. А если промолвится – чувствует себя так, будто сам себя предал. Боится любви как незаслуженной роскоши. Боится и любых других чувств. Судя о других по себе, не сомневается, что может быть желаем; но редко бывает уверен, что также и любим. Нуждается в эмоциональной поддержке партнёра и подчиняет ему свои эмоции.

В поступках же не склонен приспосабливаться к партнёру, а только диктовать.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самая сильная функция – волевая сенсорика. К цели любой ценой! Любит преодолевать трудности. Настойчивость, решительность в действиях и поступках. Уверенность в своём теле. Железная выдержка и хладнокровие.

Вторая функция – логика отношений. Прекрасно расставляет людей по своим местам. Чётко и конкретно формулирует указания. Главное для него – не стремление к славе, а чтобы победило дело.

Ролевая функция – интуиция возможностей – проявляется в склонности к теоретизированию, прогнозированию, философствованию по поводу смысла жизни, перспективы и прочего.

Болевая функция – этика отношений. Избегать говорить о чувствах. Жукову нельзя нанести большей обиды, чем заподозрить его в наличии у него любимчиков.

Внушаем по интуиции времени. Испытывает признательность к людям, хорошо ориентирующимся в потоке времени и выдвигающим идеи, определяющие развитие нации в историческом времени.

Шестая функция – этика эмоций – нуждается в обеспечении психоэмоционального фона с философски-ностальгическим оттенком.

Седьмая функция – сенсорика ощущений. Тип, непритязательный к комфорту; стоик. Готов переносить любые лишения, но ради большой цели.

Восьмая функция – логика действия. Даёт окружающим советы относительно деловой активности и программы действий, направленных на достижение результатов.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Волевая сенсорика

«К сильному прислушиваются далее тогда, когда он говорит шёпотом» (Александр Лебедь). Сила, власть, целеустремлённость, упорство и настойчивость – основные программные ценности представителен этого типа. Именно поэтому они великолепно оценивают силу и волевой потенциал каждого человека. Обращают особое внимание на тех, кто стремится к власти, и стараются никому не уступать «волевую инициативу». Основной ориентир, занимающий внимание Жукова, – силовое соотношение в сложившейся социальной структуре и собственный силовой приоритет. Иными словами, на протяжении всей своей жизни осознанно или подсознательно, независимо от рода занятий и интересов, представитель этого типа постоянно задаётся вопросом «кто – кого?». Вся волевая сенсорика Жукова рассматривается в аспекте «либо я – их, либо они – меня». («Я был маленький – меня отец «тюкал», теперь я вырос – я его «тюкаю».)

Ощущение своей физической силы, ощущение собственной власти, собственных полномочий имеют для Жукова исключительную значимость. Он уважает власть, уважает силу, уважает любую иерархическую систему, потому что там всё держится на «правильной», в его понимании, расстановке сил. Жуков всегда старается найти себе применение в рамках уже существующей, главенствующей системы. Это – первая стадия в любых его начинаниях, это его «программа-минимум», его первая цель. Волевая программа Жукова заключается в последовательном достижении реальных, быстро осуществимых целей всеми возможными средствами («цель оправдывает средства»). Конечная цель Жукова – занять в системе иерархий главенствующее место.

Не важно, кем он сейчас является – лидером оппозиции, начальником отдела или «командиром звёздочки», – он всегда ощущает себя человеком, наделённым властью и полномочиями. В рамках вверенного ему участка он неуязвим, он – беспрекословный авторитет, он – Бог и царь. Даже работая в отделе рядовым служащим, Жуков, поставивший перед собой «высокие цели», может в кратчайший срок подчинить своему влиянию начальство (иногда это ему выгоднее, чем самому возглавлять отдел).

Организация силовых структур и лидерство в ней – одна из социальных функций представителя этого типа. Внедрение в систему, поиск единомышленников в рамках системы, внедрение в сферу важнейших влияний и важнейших деловых интересов с последующим введением туда «своих людей», деятельность которых он будет контролировать, координировать, и которые в нужный момент будут ему подчиняться, – всё это не что иное, как создание собственной структуры в рамках уже существующей системы, последовательный и поэтапный захват власти методом «постепенно сжимающегося железного обруча». На цели, не отвечающие конечным задачам, Жуков не разменивается. Более того, он не даст себя сбить с толку. (Например, оппозиционная система его заинтересует только в том случае, если она имеет реальные шансы захватить власть. К диссидентскому движению он примкнёт, если увидит для себя реальную и безопасную возможность заработать «политический капитал» или последующую возможность возглавить оппозицию.)

Положение «шестёрки» для Жукова абсолютно неприемлемо – этого он больше всего боится и будет стараться всеми силами не допустить. Жуков совершенно не способен кого-либо просить об услуге – он ощущает себя в этот момент униженным. Поэтому он старается всегда так построить ситуацию, чтобы заставить других сделать то, что ему нужно (метод «железного обруча» в миниатюре). Совершенно немыслима для Жукова ситуация, когда его «держат за фраера», – это больше, чем удар по самолюбию; это крах всей его программы. Часто создаётся впечатление, что он зациклен на понятии «уважение – неуважение». Он постоянно и повсеместно требует признания собственного приоритета (что само по себе уже является признаком его внутренней неуверенности в себе). Чем больше он внутренне ощущает себя «шестёркой», тем большего внимания и почтения к себе требует.

Очень боится быть зависимым. Зависимость для него – показатель слабости. Умеет заставить зависеть от себя – считает это показателем силы. (Любит предлагать свои «ценные» услуги, любит быть «нужным» человеком, умеет «припомнить» оказанную услугу и умеет востребовать должок.) Постоянное его стремление захватить бо́льшую власть и расширить область своего влияния диктуется не только неудовлетворёнными амбициями, но и внутренним требованием застраховать себя от ситуации вынужденного подчинения. («Либо я – его, либо он – меня».)

Всю свою жизнь он как бы нарабатывает дополнительный «запас прочности». Он не просто «притесняет на пустом месте» – он старается захватить побольше «впрок» на всякий случай; если его заставят что-либо уступить, ему будет не так обидно – он уступает вроде как чужое, а не своё. Качество, повсеместно проявляющееся у представителей этого типа, – захват административных, материальных и, главное, территориальных преимуществ.

Завоевание пространства для Жукова – задача первостепенной значимости, причём осуществляется им самым естественным и потому не всегда осознаваемым образом. Будет ли это захват лишнего места на коммунальной кухне или лишнего метра на бельевой верёвке, Жуков будет глубоко неудовлетворён, если вместо него это сделает кто-то другой. Для представителей этого типа заполнять собой пространство – самое естественное состояние. (Часто, сам того не замечая, Жуков выбирает для себя центральное место в пространстве – может, например, выдвинуть для себя кресло на середину комнаты и, общаясь с теми, кто сидит вдоль стен, очень хорошо себя чувствует – как на троне.) Иногда Жуков подготавливает себе «поле деятельности» вполне осознанно. Например, задумав съездить «на разведку» в чужой город или чужую страну, набирает себе «поручения от знакомых своих знакомых», что даёт ему возможность нанести визит совершенно чужим людям, расспросить их про житьё-бытьё, про себя рассказать, нужные знакомства завязать, пожить у кого-нибудь денёк-другой, а там, глядишь, он уже свой человек и в следующий раз приезжает сюда как к близким родственникам.

В быту Жуков довольно часто завоёвывает пространство с помощью шумов и звуков. Для Жукова-ребёнка характерно перекрикиваться с родителями через весь двор – в эту минуту он чувствует, что владеет всем окружающим пространством. Для Жуковых-новосёлов (особенно жителей южных стран) очень характерно сразу же по вселении «врубить» музыку на полную громкость, да ещё и дверь своей квартиры настежь распахнуть, чтобы у соседей не оставалось иллюзий относительно того, кто здесь хозяин. По той же причине некоторые Жуковы сами очень недолюбливают «музыкальных» соседей – могут по всему дому организовать сбор подписей для того, чтобы их выселить.

Расстановка сил у Жукова всегда очень примитивная: «или – или», другой альтернативы нет. Объясняется это тем, что он всегда сосредоточен на одной, близкой цели – либо он её берёт, либо нет («либо пан – либо пропал»). Этому, по большому счёту, и подчиняется вся его система отношений: «либо лидер – либо «шестёрка», «либо хозяин – либо никто». В его системе расстановки сил есть только 2 силовых полюса: сильный и слабый. Жуков предпочитает быть в сильном полюсе, но оказавшись в слабом, умеет признавать своё поражение и подчиняться победившей его силе. Жуков отличается исключительной работоспособностью и настойчивостью, которая возрастает пропорционально количеству препятствий.

Никому не позволяет сомневаться в своём праве руководить людьми. Говорит, как декларирует – уверенным, командным голосом. Не позволяет себе быть снисходительным (считает, что это ему может слишком дорого обойтись). Предпочитает только требовать. Пользуется любой возможностью проявлять свои волевые качества – решительность, настойчивость, непреклонность, заявляя о себе, как о строгом, но справедливом лидере. Жуков великолепно проявляет себя как руководитель-организатор: точно оценивает уровень квалификации каждого и с каждого спрашивает по максимуму. Распределяет работу так, чтобы расстановка сил была оптимальной. Задаёт самый интенсивный темп работы, с тем чтобы получить наиболее продуктивную отдачу за минимальное время. В обычных условиях Жуков чувствует себя как бы «не в своём режиме», но в экстремальной ситуации активизируется и мобилизуется. По этой же причине любит создавать атмосферу психологического напряжения – это его как бы развлекает. Любит рассказывать страшные истории, любит «сгущать краски», насаждать паническое настроение, с удовольствием распространяет слухи, которые часто бывают преувеличены.

Обстановка экстремальности Жукова приятно тонизирует, именно поэтому он иногда специально ужесточает дисциплинарные условия и держит своих подчинённых в постоянном напряжении. Даже в спокойную будничную работу Жуков-руководитель часто привносит обстановку ничем не обоснованной экстремальности – так удобнее ему самому, а следовательно, как он считает, удобно и другим. Предпочитает коллегиальное обсуждение решений, но окончательное решение, равно как и ответственность за него, принимает сам. «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить» (Бонапарт).

Жуков любит и умеет брать на себя ответственность. Быстро схватывает создавшуюся ситуацию и расстановку сил, принимает решение и действует. Умеет рисковать, идти «ва-банк». Мало подвержен страху. Чем опаснее ситуация, тем он собраннее и решительнее. В экстремальных условиях его воля, решительность, смелость и практичное мышление помогают найти выход. В критических ситуациях призывает к решительным действиям, к «наращиванию силового потенциала». (Легкомыслие и беспечность – качества, с которыми, по его мнению, надо бороться.) Предпочитает действовать хладнокровно и предельно энергично, отвечая на удар двойным ударом. В случае внешней физической опасности склонен предусмотрительно ретироваться. Но если, в силу обстоятельств, пришлось ввязаться в конфликтную ситуацию, предпочитает не отступать, а бороться до конца, даже в ущерб собственным интересам. (Главное – победа любой ценой.)

Не склонен приспосабливаться к партнёру, только диктовать. Обычно старается быть вежливым и выдержанным, но если задевается его самолюбие, не в состоянии скрыть своего раздражения. Находясь в «ущемлённом» состоянии, внутренне нервничает и упорно ищет выход из создавшегося положения. В коллективе часто берёт на себя функции неформального лидера, тайного контролёра за ситуацией, в критическую минуту предпочитающего оставаться в тени.

О целесообразности действий, о волевых качествах, о необходимости мобилизовать свои силы говорит тоном, не терпящим возражений. Любит рассуждать о дисциплине, о необходимости воспитывать волевой и целеустремлённый характер. Постоянно держит своё окружение в напряжённом, мобилизованном состоянии. Требовательный по отношению к себе и другим; людей, не выполняющих своих обещаний, не уважает. В его глазах они ровным счётом ничего не значат. Своего презрения к ним не считает нужным скрывать. Уверен в собственной силе и значимости, равно как и в своём общественном предназначении. Азартен, склонен к соперничеству и соревнованию. Всем повсеместно и постоянно навязывает свои жизненные ценности как некую, не подлежащую сомнению, абсолютную истину. Часто и с удовольствием говорит о «грубой реальности», ценит в себе умение воспринимать жизнь такой, «как она есть». Охотно делится своим жизненным опытом, часто слишком назойливо поучает тому, «как надо жить». Всегда знает «как надо» и «как не надо».

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Логика соотношений

«Знание – сила». В системе основных ценностей, присущих интеллекту этого типа, аспект логики соотношений является одним из важнейших – он реализует программу интеллекта, а следовательно, самым органичным образом в неё вписывается. Сведущий человек, по мнению Жукова, защищён. Человек, не имеющий необходимой информации, беззащитен. Поэтому сбор нужной информации для Жукова так же важен, как и наращивание силового потенциала (для Жукова во многих случаях это – одно и то же). Особо важную для себя информацию Жуков может и купить, и получить обманом или хитростью. Может заполучить её ценой «незначительного» (для себя) волевого давления, например, «взять на испуг». Информация – это всегда ценность, независимо от того, нужна она или нет. «Путешествуя по незнакомому городу, следует его хорошо изучить – на тот случай, если его придётся когда-нибудь завоёвывать» (Наполеон Бонапарт).

Огромную услугу в сборе информации оказывает Жукову его дуал Есенин, который всегда в курсе всех событий, имеет массу нужных и ненужных знакомств, способен с ненавязчивой лёгкостью разговорить самого некоммуникабельного человека и со свойственной ему исключительной любознательностью выспросить у того всё, что ему нужно, и всё, что ему может пригодиться. Волевое давление Жукова часто реализуется методом логического убеждения. Для этого он от природы наделён гибкой, манипулятивной логикой, которая в первую очередь служит целям и интересам его волевой программы.

Вынося своё суждение о каком-либо предмете, Жуков далеко не всегда бывает объективен, поскольку прежде всего исходит из собственной, «программной» расстановки сил, из личных интересов и собственных целей. Поэтому, дискутируя с Жуковым, нужно постоянно иметь в виду, что приводимые им факты служат не для объективного выяснения истины, а для неоспоримого признания его личной точки зрения и его системы взглядов. Спорить с Жуковым и неприятно, и нецелесообразно. Сразу становятся очевидными тенденциозность и спекулятивность его доводов, склонность к упрощённым выводам, стремление решить проблему методом «да – нет». Создаётся впечатление, что для него нет полутонов. Есть только «чёрное» и «белое» Например, неприятно обсуждать с Жуковым какие-то личные планы – он всегда будет сопоставлять их со своими собственными целями и исходить из возможностей своих собственных успехов.

Жуков никому не позволит себя обскакать хоть на полголовы, никому не позволит «застолбить» ту «золотую жилу», до которой у него лично ещё не дошли руки. Вся его логика, все его аргументы, вся сила его убеждений будет направлена на то, чтобы доказать человеку, что этого делать не надо. Никогда ни одного совета он, Жуков, не даст в ущерб собственным интересам. Объективные истины используются им не для абстрактного размышления, а как средство целенаправленной аргументации.

Свою точку зрения он будет навязывать и доказывать наперекор общему мнению, используя для этого все допустимые и (скорее всего) недопустимые формы ведения спора: способен повышать голос, использовать эмоциональное или физическое давление; в споре ищет не истины – ищет победы. Когда не находит средств убедить оппонента, обращается к свидетелям спора, чтобы высмеять или скомпрометировать противника. Считает себя обязанным одерживать победу любым путём. Часто находит возможность оставить последнее слово за собой, разгромив противника одной репликой или фразой, сказанной в подходящий момент.

От природы наделён хорошей памятью. Имеет собственное представление по каждому вопросу и умеет его обосновать. Широко применяет известные факты, статистические данные, примеры из истории. При рассмотрении вопроса не упускает из виду даже самые незначительные детали. Если готовится к спору, заранее выбирает лучший вариант доказательств, старается всё предусмотреть и проработать, часто даже математически просчитать.

Большое внимание обращает на достоверность источников информации. Если нужно, может подбирать информацию исключительно аккуратно и педантично. Сомнительными источниками информации предпочитает не пользоваться. Разумеется, знания нужны представителям этого типа не только для того, чтобы побеждать в споре и любыми средствами завоёвывать авторитет. Умение логически мыслить – важнейший инструмент его интеллекта.

Представители этого типа охотно и с удовольствием учатся всю жизнь, постоянно и повсеместно. К любому начинанию подходят очень обстоятельно, собирают и анализируют всю необходимую информацию, повышают уровень своей квалификации. Много и с удовольствием работают над собой. Имеют широчайший круг интересов. Далеко не всегда научные изыскания Жукова стимулируются ожиданием чинов и наград, хотя документальные подтверждения его авторитета – дипломы, грамоты и другие знаки отличия – безусловно, очень важны. (Жуков очень внушается признанными авторитетами и очень любит подтверждать свой авторитет документально, хотя качество полученного образования для него гораздо важнее, чем свидетельствующий об этом документ.)

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Интуиция возможностей

Программа «силового приоритета» постоянно требует от Жукова умения быть дальновидным, предусмотрительным и расчётливым во всех своих действиях. Любой промах оборачивается для него поражением собственных планов, крушением карьеры и низложением из лидеров в «шестёрки». Жуков, играя «по-крупному», «по-крупному» и проигрывает.

Ему, как любому сенсорику, свойственно стремление высказываться предельно конкретно и ясно, что неизбежно заставляет его сболтнуть что-нибудь лишнее, которое потом может обернуться против него. Часто говорит: «Язык мой – враг мой». Он может сколько угодно развивать в себе такие качества, как осмотрительность и осторожность в общении с малознакомыми людьми, но он никогда не разучится говорить конкретно, сосредотачивать своё внимание на конкретном изложении мысли, на конкретных доводах и фактах. Например, Жуков-посредник говорит: «Наша фирма предоставляет вам скидку на оплату дорогостоящих и сверхсрочных медицинских услуг. За это вы нам будете ежемесячно платить…» – «Позвольте, – возражает оппонент, – я должен платить только за скидку на оплату услуг, которыми я в ближайшие годы и пользоваться-то не собираюсь?! Так во сколько же мне обойдётся такая «скидка»?!»

Где-то в своих аргументах Жуков обязательно даёт «козырь» против самого себя. Его логика слаба интуитивно, хотя бы потому, что слишком сильна своим волевым напором. Его аргументы – это всегда какая-то сиюминутная выгода. И убедительность его основана не на действительной, а на желаемой, подтасованной базе данных. (Благодаря своему умению убеждать с помощью стройно подтасованных фактов, представители этого типа великолепно работают посредниками во всяких сомнительных коммерческих мероприятиях, могут очень бойко торговать «дырками от бубликов», в чём и бывают нередко уличены.) Впрочем, если бы при такой сокрушительной волевой сенсорике Жуков был бы ещё и неуязвим по интуиции… К счастью, в природе такое невозможно.

Как бы Жуков ни старался развивать эту функцию, она никогда у него не будет достаточно сильной. Случается, он этим даже ослабляет свою программу – начинает выжидать и просчитывать шансы там, где надо действовать волевым напором и натиском. Увы, одно исключает другое. В любом случае Жукову приходится принимать во внимание расчёты по аспекту интуиции возможностей, особенно на ранних стадиях общения.

Жуков очень осторожно завязывает новые контакты. Напряжён и насторожён в общении с новыми людьми: с одной стороны, контролирует своё поведение, стараясь произвести максимально благоприятное впечатление; с другой – постоянно наблюдает за собеседником, стараясь соотнести его волевой потенциал со своим собственным. Часто сам создаёт ситуацию, позволяющую ему быстро определить возможную расстановку сил – постарается каким-либо образом заявить свои права на лидерство и посмотреть, какова будет реакция. Иногда старается повернуть ситуацию так, чтобы сразу же поставить собеседника в зависимость от себя. Иногда это делается по привычке – такой уже сложился стиль общения; иногда – в целях «разведки» допустимых возможностей.

При своей внешней прямолинейности Жуков способен проявлять чудеса приспосабливаемости. Очень конформен. Умеет так быстро перенимать главенствующую общественную идеологию, что даже у тех, кто знает его недолгое время, возникает уверенность в абсолютной его беспринципности. Наметив себе цель, никогда не идёт сразу напролом. Наоборот, может разыграть роль абсолютно незаинтересованного человека, одновременно прикидывая возможные способы воздействия. Постарается использовать личное обаяние или будет воздействовать через друзей и знакомых – одним словом, ищет «рычаги влияния», опираясь на уже сложившиеся системы связей и иерархий, стараясь найти «нужного человека» в «нужном клане» (стратегия «сжимающегося железного обруча»).

Свою силу попусту не расходует – применяет только в случае необходимости. Любит разыгрывать роль «покровителя-благодетеля», этакого «крёстного отца» (вообще, «отца родного» – «Ленин и дети»). Будучи профессиональным политиком, великолепно умеет лавировать и маневрировать, но никогда не теряет «свою линию». Не идёт дальше кратковременных уступок. Выстраивает свою стратегию, рассчитывая на умение импровизировать и на удачу: «Главное – ввязаться в бой, а там посмотрим».

Не любит работать в условиях жёстких рамок. Ему нужны свобода действий и масштабность. Его планы динамичны, они постоянно корректируются реальными обстоятельствами. Опасается несвоевременных действий, по возможности, ведёт выжидательную тактику, приберегая инициативу для решительного прорыва в нужный момент. Выслушивает всех, от кого можно получить дельный совет. Любит беседовать со специалистами и у них учиться. О планах на будущее старается говорить уверенно и с оптимизмом, хотя далеко не всегда уверен в счастливом исходе.

Не позволяет себе говорить о собственной неудачливости и невезучести даже в кругу самых близких друзей. (В дуальной паре «Жуков – Есенин» неудачники не очень высоко котируются, поэтому Жуков сделает всё возможное, чтобы это скрыть.) Никого не допускает к своим связям. Ни в коем случае не раскрывает своих знакомств, хоть и стремится произвести впечатление человека, у которого «всё схвачено». У него действительно «всё схвачено», но только для себя и для «своих» – качество, которое очень привлекает к нему его дуала Есенина.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Этика отношений

Относительно собственных этических качеств Жуков не строит иллюзий, поскольку знает за собой такие неприятные черты, как изначальная подозрительность и привычка предполагать наихудшие мотивы в поступках людей (следствие того, что аспект этики отношений и интуиции возможностей находятся у него на очень слабых и уязвимых позициях). Исходя из собственных этических «комплексов» – страхов, недоверия и недопонимания, Жуков как раз и формирует свои личные взаимоотношения, и это одна из серьёзнейших его проблем.

Жуков постоянно беспокоится, что его собственные этические «несовершенства» слишком заметны окружающим и разрушают тот «положительный» образ «строгого, но справедливого лидера», который он старательно выстраивает в соответствии с программой своего интеллекта. (А относительно этичности собственной волевой программы Жуков действительно не строит иллюзий: о каких этических правах и о какой свободе выбора может идти речь при жу́ковском единовластии и единоволии? при его неуступчивости и диктате по отношению к партнёру?)

Для Жукова исключительно важно отношение к его мнению и его авторитету, для него это гораздо важнее, чем для представителей других психологических типов. Поскольку ум и сила – главнейшие его ценности, для Жукова очень важно, чтобы это было оценено не только им, но и другими. Для Жукова также важно, чтобы его воспринимали не только таким, каким он кажется, но и таким, каким он может быть, если к нему относиться хорошо. Важно, чтобы воспринимали и оценивали не только его самого и не такого, каков он есть, а его позитивный этический потенциал (именно то, что хорошо видит и оценивает его дуал Есенин).

О том, каким он может быть хорошим, Жуков обычно говорит сразу, но полунамёками. Он достаточно умен и предусмотрителен для того, чтобы не говорить об этом открытым текстом. Кроме того, хвалить себя ему кажется и нескромным, и неприличным (ведь подсознательно он настроен на своего дуала, который это и так хорошо видит). Жукову очень важно быть правильно понятым, особенно теми людьми, которых он предполагает к себе приблизить. Такому человеку он охотно может рассказать о своём характере, о том, как он обычно реагирует на те или иные поступки, что ему нравится в людях, что нет. Жукову очень важно, чтобы в его поступках люди не предполагали дурных намерений. Жестокость и подозрительность он приберегает для врагов, а друзьям он готов в любую минуту доказать своё хорошее отношение делом. Даже если его другу потребуется помощь, оказав которую, он рискует навлечь на себя серьёзные неприятности, Жуков может со своей стороны предложить эквивалентную услугу, но уже без последствий для себя. (Например, если для его друга потребуется подписать гарантийное обязательство, Жуков скорее всего откажется, но взамен может одолжить крупную сумму денег на продолжительный срок.)

Жуков готов помогать не только своим друзьям, но и друзьям своих друзей, разумеется, рассчитывая, что при случае люди ему отплатят тем же. И всё-таки Жукову мало быть уважаемым, важно ещё и быть любимым. «Влюбиться не главное, главное – в себя влюбить». Основная проблема личных взаимоотношений Жукова как раз в том и заключается, что он далеко не всякому доказательству любви верит. Выстраивая свои отношения относительно несколько заниженной этической самооценки, Жуков очень боится сократить психологическую дистанцию, боится, что при ближайшем рассмотрении его сочтут малопривлекательным субъектом. Такой подход к делу заставляет его действовать в этическом плане очень напряжённо, противоестественно и нелогично.

Часто, едва добившись расположения, он сам первый разрушает отношения (мужчины этого типа активно сокращают дистанцию физически, но не этически). Представителям этого типа довольно трудно формировать свои личные отношения ещё и потому, что, по большому счёту, они имеют весьма отдалённое представление о том, как это надо делать. (В неопределённой этической ситуации чувствуют себя совершенно беспомощными и дезориентированными.) Следуя своему правилу контроля за любой инициативой, Жуков создаёт себе массу этических проблем хотя бы уже тем, что не допускает свободы выбора для своего партнёра (подразумевается психологически несовместимый партнёр).

Жуков начинает слишком сильно давить на него своим мнением, своей властью, авторитетом: он все решает за партнёра, все за него продумывает, ставит его в жёсткие условия, не допуская ни малейших возражений с его стороны. (Например, может сразу жёстко оговорить время и продолжительность свиданий: «По вторникам и четвергам с часу до двух – иначе мне неудобно!» Может настаивать на определённых условиях встреч: «Если случайно где-нибудь встретимся, мы с тобой не знакомы. Никто не должен знать, что мы встречаемся». Причём Жуков может так поступать вовсе не потому, что он, например, женат. Но даже если он сейчас и свободен, не исключено, что в будущем он женится на ком-то другом, а сейчас он опасается, что его нынешняя связь, возможно, повлияет на его будущие семейные отношения.)

Как любой иррациональный сенсорик, Жуков развивает свою интуицию и старается быть предусмотрительным, даже в ущерб своим сиюминутным отношениям. А то, что таким поведением он глубоко обижает и разочаровывает своего партнёра, – это уже второй вопрос, но именно он-то и оборачивается проблемой. Серьёзную ошибку совершает Жуков, пытаясь взять на себя этическую инициативу. Ему мало того, что он желает быть воспринятым не таким, какой он есть, а таким, каким он хочет казаться. Он ещё на этой, довольно неустойчивой основе пытается сам моделировать свои отношения. И, разумеется, хочет, чтобы они развивались именно так, как ему нужно. Именно поэтому Жуков (особенно женщины) не прочь лишний раз повыяснять отношения. Ох, не надо бы ему этого делать! Ничего хорошего он для себя не выяснит. Ведь хорошие отношения Жукову и так ясны – он их чувствует, а плохие и выяснять незачем. Зачем ему выслушивать о себе неприятные вещи? Ведь говорить ему о том, какой он плохой, – значит, усугублять его комплексы, занижать его самооценку и превращать его в того монстра, каким ему его описывают. Жукову нельзя давать повода осознавать себя «плохим» – ни к чему хорошему это не приведёт. Нельзя его «тыкать носом» в собственные этические недостатки – это его только ожесточает.

Нельзя ему «вколачивать добро с кулаками» – в такое «добро» он не верит. В силу своего пессимизма и своей слабой интуиции Жуков не принимает для себя также и идею изначального миролюбия, всеобщей доброжелательности и всеобщей любви. Жуков поверит только в то, чему сам был свидетель, и в то, что развивалось у него на глазах, а именно – в конкретные отношения с конкретным человеком, при которых он лично чувствовал себя хорошо.

Со всеми партнёрами Жуков чувствует себя таким, каким его оценивают. Причём об этом ему совсем необязательно говорить открытым текстом – Жуков очень хорошо чувствует оценку партнёра по взгляду, по интонации, по улыбке, по выражению лица. Поэтому своей заниженной оценкой партнёр может разочаровать Жукова ещё раньше, чем тот начнёт разочаровывать его своим поведением. Жуков очень хорошо чувствует бесперспективность и обречённость отношений и ведёт себя в соответствии с этим. Жуков может продолжать отношения чисто физически или чисто формально, в то время как в духовном и интеллектуальном плане они для него уже давно закончились. Демонстративно завышая свою этическую оценку, пытаясь представить себя лучше, чем он, как ему кажется, есть, Жуков пытается подсказать партнёру, как нужно с ним обращаться, как нужно формировать с ним отношения – только по-хорошему, только в самой доброжелательной форме. Нужно с утра до вечера говорить Жукову о том, какой он добрый и хороший, – это единственная возможность помочь ему справиться со своими этическими проблемами. Именно поэтому хорошие отношения у Жукова складываются только в партнёрстве с его дуалом Есениным, который, от природы будучи наделённым сильной интуицией и оптимизмом, позволяет себе роскошь воспринимать людей именно такими, какими они себя преподносят.

Искренне восхищаясь талантами и достоинствами Жукова, Есенин резко завышает его самооценку, чем и поднимает авторитет Жукова в его собственных глазах. Жуков будет глубоко благодарен тому, кто убедит его в том, какой он в действительности хороший, тому, кто внушит ему, что он – самый лучший. Жуков всеми силами постарается подтвердить это мнение.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Интуиция времени

Жуков со свойственным ему напором и натиском органически не переносит неопределённости. Например, когда выяснение какого-либо актуального для него вопроса затягивается на неопределённое время. В такой период он очень нервничает, переживает. Ему кажется, что вся его жизнь поставлена на карту. Очень тяжело переживает вынужденное бездействие в период неопределённости. Очень уязвим в этот момент.

Очень внушаем всякими прогнозами. Мрачных прогнозов всегда опасается. Именно поэтому многие представители этого типа склонны ко всяким суевериям, основывающимся на предсказаниях, гаданиях, приметах. Многие из них (особенно женщины) верят астрологическим прогнозам и стараются в соответствии с ними координировать свои планы и действия. Причём иногда им это даже помогает. (Особенно, когда в прогнозе говорится: «На этой неделе не нужно выяснять отношений и волноваться по пустякам, а следует жить спокойно, побольше отдыхать и заниматься своим здоровьем». Примерно то же самое скажет Жукову и его дуал Есенин, который всегда хорошо чувствует его эмоциональное состояние и всегда точно знает, что ему нужно; и даже самые мрачные новости Есенин преподносит с ободряющей улыбкой, как бы говоря о том, что всё это вре́менные неприятности, они и скоро пройдут.)

Жуков тяжело переносит вынужденное ожидание. Особенно ему неприятны этические отношения, вынуждающие на большой расход времени, например, когда его «динамят» или «раскручивают» на длительное и безрезультатное ухаживание. Этого Жуковы не любят и некоторые из них сразу предостерегают своих новых знакомых, чем могут для них обернуться такие «игры». Не любит непредвиденного расхода времени. (Например, когда ему навязывают чужие проблемы, поскольку это занимает у него лишние время и силы.) Жукову вообще бывает трудно представить, каким запасом времени он располагает, как он это время может использовать, чем он может себя в это время занять. То ему кажется, что оно расходуется очень непродуктивно, и тогда Жуков уплотняет свой график; иногда ему кажется, что его время слишком перенасыщено какими-то делами, которые застряли на мёртвой точке, и чтобы продвинуть их, опять же, нужно время. У Жукова постоянно возникают проблемы с распределением времени для выполнения всей необходимой работы. (Многие из представителей этого типа очень тщательно планируют свой день, стараются всё намеченное выполнять, везде поспевать, никуда не опаздывать, и, тем не менее, постоянно возникают какие-то непредвиденные обстоятельства, сдвигающие их планы то в одну, то в другую сторону.) Как любой сенсорик, Жуков стремится переделать максимум дел в единицу времени, что, разумеется, приводит к перегрузкам и перенапряжению.

Но, к счастью для Жукова, у него есть такой великолепный консультант, как Есенин, превосходно разбирающийся в своевременности любого дела и любой работы, который всегда может напомнить Жукову, что «работа не волк, в лес не убежит», и Жуков тут же замечает, что он действительно заработался, и ему пора отдохнуть. Кроме того, Есенин всегда хорошо видит «критическое» время: время активных действии, время «решительного удара», время, когда «промедление смерти подобно». Есенин, как никто, умеет увидеть развитие этического потенциала человека во времени. Он всегда может точно ответить на вопросы «чего ожидать от этого человека?», «откровенен ли он?», «друг он или враг?». Во всех этих жизненно важных для себя ориентирах Жуков опирается на подсказку своего дуала Есенина.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Этика эмоций

Подсознательно Жуков старается подчинять свои чувства рассудку (как и любой логик). Например, старается, чтобы его настроение не сказывалось ни на работе, ни на его взаимоотношениях с подчинёнными. Старается держать со всеми ровный, приветливый тон. К сожалению, Жукову не всегда удаётся выражать свои эмоции адекватно ситуации, и это ему очень затрудняет общение. Слабая и уязвимая этика отношений создаёт проблемы и для его этики эмоций. Например, попадая в неловкую этическую ситуацию, Жуков иногда подолгу терпит психологический дискомфорт, и из-за этого его накопившиеся эмоции с удвоенной силой изливаются в совершенно другой обстановке, в самый неподходящий момент, по другому поводу и на ни в чём не повинного человека.

Жуков очень страдает от эмоционального противоречия между тем, каким он себя ощущает и каким старается себя преподнести. Жуков – это всегда глубокая и пылкая эмоциональность под маской суровой сдержанности и невозмутимости. Положительные эмоции Жукова – это его глубочайшая, интимнейшая тайна, которую он и ближайшему партнёру не выдаст. Отрицательные эмоции изливает сколько угодно, на кого угодно и при первом же удобном случае.

Положительных эмоций часто стесняется – боится показаться смешным, нелепым, слабым, зависимым, уязвимым. За необузданные отрицательные эмоции тоже себя ругает, опасается неприятных для себя последствий, боится за свой авторитет, может сожалеть о том, что обидел человека несправедливо. Жуков склонен к состраданию, но и самолюбование благородными порывами для него тоже очень характерно. Более того, для него гораздо важнее именно продемонстрировать свой этический потенциал – ведь так ему гораздо легче обратить внимание на свои достоинства и задать нужный тон своим отношениям. (Именно поэтому замечание о том, что добро нужно делать недемонстративно, Жуков может воспринимать очень болезненно – как упрёк в свой адрес, как критику мотивов своего поведения, как «камешек в свой огород».)

К счастью для представителей этого типа, существует такая «этическая отдушина», как религия, поощряющая их на самые благие побуждения, активизирующая на самые положительные эмоции и позволяющая им творить добро в той форме, в какой для них это всего удобнее и естественнее. Кроме того, религия помогает им реализовать свои самые глубокие и потому ещё нерастраченные чувства. Если рядом нет достойного их любви человека, то хорошо, что есть кому поверить свои самые сокровенные мысли и желания. Причём выражения своих чувств в этом случае можно и не стесняться. Ещё одна возможность не стесняться выражения своих чувств – это творчество на актёрском и музыкальном поприще: здесь Жуков проявляет себя в полном блеске своей силы и своего темперамента.

Хотя и актёрам-представителям этого типа всё же приходится себя иногда ограничивать: «Я пришла к выводу, что актёр должен жить эмоционально скупо, иначе у него не хватит эмоций ни на работу, ни на жизнь» (Алиса Фрейндлих). Жуков часто ощущает себя одиноким и непонятым человеком, поэтому стесняется проявлять свои истинные эмоции в обществе малознакомых ему людей; чаще всего он пытается подключить своё настроение к общему эмоциональному тону, но и это у него не всегда получается – нередко «фальшивит», что бывает очень заметно и не всегда приятно окружающим. Иногда, попадая в новую компанию, Жуков часто некстати берёт на себя роль «массовика-затейника» (характерно для мужчин) и не всегда удачно шутит, что приводит к очень неприятным последствиям.

Бывает, что совершенно необоснованно берёт на себя роль лидера и очень обижается, когда его «ставят на место»; может вспылить и даже полезть в драку. Иногда – наоборот: демонстративно не поддаётся общему веселью, держится обособленно, напускает на себя неприступно-невозмутимый вид, «сидит как поповна на смотринах» (характерно для женщин). Жукову неприятно говорить о своих чувствах и переживаниях – это для него глубоко личная и интимная тема. Он не знает, как об этом сказать, боится сфальшивить, боится показаться смешным или слишком необузданным. Действительно, любая попытка вести себя неестественно (не в соответствии со своим настроением) почти всегда оборачивается для Жукова неприятными последствиями: сто́ит ему слишком увлечься своей ролью, как его поведение сразу же начинает выглядеть нелепым, неуместным, а иногда и выходить за рамки приличий.

Кстати, о приличиях: с этим у Жукова нередко возникают серьёзные затруднения. И не потому, что он не знает, как себя вести или недостаточно хорошо воспитан – тут как раз всё обстоит благополучно. (Всё, что ему нужно знать, – он всегда знает.) Но сто́ит Жукову хоть немного расслабиться (а в гостях это чаще всего и происходит), как он сразу же начинает «выпадать из своей роли» и очень этим обстоятельством смущаться, а следовательно, и реагировать на любые замечания очень обострённо. Достаточно кому-либо из присутствующих неадекватно прореагировать на его шутку или высказывание, и его эмоциональность тут же переходит границы дозволенного. И если именно в этот момент Жукову напомнить о приличиях, он способен полностью потерять контроль над своими словами и поступками. (Возможно, поэтому многие Жуковы стараются не расслабляться в гостях, а предпочитают принимать их у себя дома, где чувствуют себя гораздо спокойнее и увереннее.)

Жуковы сами же страдают от собственной вспыльчивости, всегда сожалеют о своей несдержанности: о том, что наговорили сгоряча много лишнего; о том, что кого-то обидели, и кто-то о них теперь плохо подумает. Многие, особенно женщины, стараются поскорее загладить свою вину. Часто подолгу ругают себя за собственный «трудный» характер, не знают, к кому бежать советоваться по этому вопросу. Понимают, что это серьёзнейшая проблема их коммуникабельности. Положение спасает присутствие дуала Жукова – Есенина, который всегда умеет задать лёгкий и непринуждённый тон общения, умеет разрядить обстановку, умеет сгладить чью-то неловкость и переключить внимание на что-то более приятное и интересное. Есенин для каждого найдёт тактичный комплимент и приветливое слово. Только в обществе Есенина Жуков может по-настоящему расслабиться и получить нужную этическую поддержку. Рядом с Есениным Жуков буквально отдыхает душой.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Сенсорика ощущений

В этом аспекте наблюдаются некоторые различия между мужчинами и женщинами, представляющими этот тип. Мужчина-Жуков вынослив и непривередлив, не тратит время на создание особого уюта. Старается, чтобы в его комнате было более-менее чисто, вещи – на своих местах, пища – питательная и здоровая. И этого ему вполне достаточно. Одевается удобно и неброско. Придерживается определённого нейтрального стиля, не подверженного колебаниям моды. (В 1990-е годы в России сложился новый стиль представителей этого типа – стиль «нового русского»: малиновый пиджак, гладко зачёсанные волосы, радиотелефон, Mercedes последней модели и т. д.)

Иное дело женщины-Жуковы – расходуют массу сил, времени и внимания на создание домашнего уюта. В доме неукоснительно поддерживается образцовый порядок (особенно к приходу гостей). Всё «намыто-наглажено», всё «блестит». Добротная мебель «под старину», множество декоративных дополнений: фарфор-хрусталь, салфеточки-занавесочки, большие картины на стенах, большие «фикусы» в кадках – словом, всё как «у людей», всё как полагается. Великолепно готовят, прекрасно пекут, обожают заготавливать соленья и варенья впрок. (У многих свои дачные участки, где они проводят все выходные.) Рукодельницы и «на все руки умелицы». Сами себе шьют, следят за модой, но и придерживаются собственного стиля, отдают предпочтение ярким, но благородным тонам. Любят музыку, искусство. Женщина-Жуков – это всегда и «добрая работница, и петь-плясать охотница».

Жу́ковская эстетика ярче всего проявляется в национальном русском фольклоре. Это всегда добротно сработанное и нарядно-вычурное декоративно-прикладное искусство, ярко расцвеченное, богато отделанное золотом. Это и своеобразный песенный фольклор, где особое место уделяется «наболевшим» этическим проблемам; современный «городской романс», где проходит тема «любви-злодейки» и «бедовой девчоночки», которая вроде бы и всем хороша, а вот в любви не везёт.

Жуковы не умеют говорить о любви, но они не могут о ней не петь. Женщина-Жуков – это та, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Способна на исключительное самопожертвование. Проявляет чудеса выносливости и терпения. Способна день-деньской тянуть свою «лямку» безропотно и ни на что не жалуясь. Не любит ныть, не любит болеть, не любит раскисать. (Во время болезни Жукову особенно трудно общаться, он сам пугается собственного недомогания и собственной слабости – ему кажется, что он теперь таким навсегда и останется.) Всегда старается быть бодрым, энергичным, подтянутым, чего бы ему это ни стоило.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Деловая логика

Жуков – самый практичный из всех типов личности. Любое своё действие стремится объяснить соображениями целесообразности. «Я никогда не делаю бесполезных вещей» (Бонапарт). Демонстративно практичен. Никто лучше и точнее Жукова не умеет оценивать товарные качества вещей, никто лучше его не увидит их достоинств и недостатков. Жуков обладает самой лучшей памятью на «товарные» качества предмета: его цену, форму, цвет, запах, вкус и т. д. Невозможно заставить Жукова заплатить за вещь больше, чем она того сто́ит. Более того, Жуков никогда не позволит себя «раскрутить» на лишние, в его понимании, расходы.

Никогда не сделает невыгодных приобретений. Независимо от уровня доходов Жуков всегда живёт в ладу со своим бюджетом, из-за чего иногда производит впечатление человека обеспеченного, но «прижимистого». Очень экономно ведёт хозяйство, старается, чтобы оно было «безотходным», чтобы ничего лишнего не выбрасывалось. (Например, хозяйка-Жуков может собирать оставшиеся кусочки мыла, чтобы использовать их в стирке наряду со стиральным порошком. Хозяйка-Жуков может попытаться найти способ использовать одноразовую вещь вторично, а если это не получится, всё равно найдёт ей какое-нибудь применение в хозяйстве.)

О том, чтобы выбрасывать продукты, Жуков и помыслить не может! Жуков покупает продукты по самой низкой цене и только такие, которые употребляются в пищу с минимальным количеством отходов. Очень бережно относится к своим вещам, подолгу и аккуратно носит одежду, строго разделяя её на домашнюю и выходную. Нарядная и добротная одежда – «на выход»; простенькая, непрактичная – «для дома». Жуков умеет и любит работать. Старается в любом деле достичь самой высокой квалификации, выполняет работу очень быстро и качественно. «Наибольшая из всех безнравственностей – это браться за дело, которое не умеешь делать» (Бонапарт).

Любит продемонстрировать своё умение всегда действовать точно и сообразно обстоятельствам. Жуков – это тот, который всегда знает, «как надо». Давая какое-либо поручение или задание, всегда предельно чётко его объясняет. Если сотрудник не всё понимает с первого раза, будет объяснять столько, сколько нужно, до тех пор, пока его не поймут (подсознательный расчёт на слабую деловую логику Есенина). Не позволит поступить наперекор своим объяснениям. Очень обижается, если к нему лишний раз не обращаются за объяснениями. Воспринимает это как заниженную оценку, вынесенную его деловым качествам.

Жукову очень важно, чтобы хвалили его работу и ставили в пример другим. Иногда ему кажется, что он только для этого и работает. При том, что Жуков терпеть не может разгильдяйства и халатности, он способен снисходительно относиться к ошибкам своих служащих, при условии, что они проявляют в работе усердие или хотя бы видимость его. (Этим Жуков помогает своему дуалу Есенину проявить хотя бы видимость деловой инициативы, хоть как-то реализовать свои деловые качества.) Когда Жуков предполагает добиться чьего-либо расположения, он не дожидается, пока его попросят о помощи – он сам с готовностью предлагает свои услуги. (Образец жу́ковской услужливости – персонаж, сыгранный Татьяной Догилевой в фильме «Блондинка за углом»: «Нужен абонементик в бассейн? Нет проблем!», «Нужен импортный гарнитур? Нет проблем!» У Жукова всегда найдётся «нужный человек», который может всё это устроить.)

Жуков обожает решать бытовые проблемы людей, чью благодарность и дружбу он хотел бы заслужить. Ему очень нравится выглядеть человеком, у которого «всё схвачено». Будучи сориентированным на слабую деловую логику Есенина, Жуков полагает, что лучший способ завоевать доверие и любовь человека – это предложить ему самую действенную помощь в решении его конкретных бытовых проблем. Поэтому, если услужливость Жукова кому-то кажется слишком навязчивой или не совсем правильно воспринимается окружающими, он всегда это очень болезненно переживает и считает это своим очередным этическим промахом. (Поэтому искренне жаль «блондинку» Татьяны Догилевой, чьи деловые качества так и остались недооценёнными и нереализованными.) Есенин – единственный из всех типов личности, кто с восторгом и глубокой признательностью воспримет щедрую и искреннюю заботу Жукова, кто никогда не перестаёт восхищаться его деловыми качествами и его самоотверженным трудом.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Жуков устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Квазитождественные отношения
Аналитик Максимилиан Робеспьер Отношения ревизии (Жуков – ревизор)
Гуманист Фёдор Достоевский Конфликтные отношения
Инспектор Максим Горький Зеркальные отношения
Искатель Дон Кихот Деловые отношения
Критик Оноре де Бальзак Отношения полудополнения
Лирик Сергей Есенин Дуальные отношения, или Полное дополнение
Маршал Георгий Жуков Тождественные отношения
Мастер Жан Габен Отношения полной противоположности
Наставник Гамлет Отношения активации
Политик Наполеон Бонапарт Родственные отношения
Посредник Александр Дюма Миражные отношения
Предприниматель Джек Лондон Отношения социального заказа (Жуков – приёмник)
Советчик Томас Гексли Отношения суперэго
Хранитель Теодор Драйзер Отношения ревизии (Жуков – ревизуемый)
Энтузиаст Виктор Гюго Отношения социального заказа (Жуков – заказчик)
Загрузка…