Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Сенсорно-этический экстраверт (политик) Наполеон Бонапарт

Сенсорно-этическиий экстраверт (СЭЭ) – это один из соционических типов, также известный как «политик». Типичным представителем такого типа является Наполеон Бонапарт. Его дуал – интуитивно-логический интроверт (критик) Оноре де Бальзак.

Описание психотипа по Вайсбанду

Гордится своим влиянием на людей, их любовью и уважением, популярностью, с удовольствием ведёт за собой, смел и категоричен в эротике, но осторожен в отношениях с объективным миром, недоверчив к новым научным идеям и вообще ко всему объективному. Его совесть чиста только тогда, когда он манипулирует людьми, а не объективным миром.

Беспокойная активность, жадность к практической деятельности. Не только не скрывает своих чувств, но наоборот, ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его внутреннему настроению, высказывает своё восхищение. И словами, и взглядами. Он всегда за полноценную любовь – и физическую, и психическую, если только это ему нужно. Даже когда чувство кратковременное, очень хорошо знает, чего хочет от объекта любви; не склонен приспосабливаться, а только диктовать. Высокомерен. Оптимистичен. Перед сложной ситуацией не робеет, а старается решить её сразу же, по месту.

Много внимания уделяет эстетике окружения, порядку. Чаще всего обладает врождённым вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих. Внимателен к физическим данным партнёра. Во всей своей деятельности очень инициативен. А вот чувства меры для измерения содеянного не имеет. Постоянно не уверен, что сделал всё, что мог.

Жизнь его отравляют требования близких обдумывать свою деятельность, вести себя умно. Он этого не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестаёт считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его «уважают» и с ним «считаются». Нельзя спорить с его логикой. Повлиять на него можно, только противопоставляя его целям другие, более благородные и труднее достижимые.

Инициативность и деловитость настолько велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание его дополняющего, которым осуждается почти каждое проявление активности, не портит настроения. Даже наоборот, критика успокаивает, показывает, что он сделал и делает достаточно много, что его деятельность замечается.

Благодаря своей инициативности и требовательности довольно часто разочаровывается в объектах своих чувств. Те оказываются «не такими», не достаточно понимающими порывы его души. А суть в том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабливаясь. Если рядом нет такого – проказничает, чтобы его привлечь.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самая сильная функция – экстратимная сенсорика – делает этот тип чрезвычайно стремящимся к власти и славе. Инициативен, демонстративен, обладает врождённым эстетическим вкусом. Большое значение придаёт физическим данным партнёра.

Интратимная этика, являясь творческой функцией, позволяет этому типу прекрасно ориентироваться в сфере отношений и манипулировать чувствами других людей. Не скрывает своих чувств, гордится ими. Общителен, говорлив, стремится быть в центре внимания любой компании.

Ролевая функция – экстратимная интуиция – побуждает периодически казаться грустным, разочарованным, непонятым, философичным.

Интратимная логика, как болевая точка, обусловливает высокую ранимость в ситуациях, требующих логичного, уравновешенного, конгруэнтного поведения.

Внушаем по интратимной интуиции. С благодарностью прислушивается к советам, оправдывающим его повышенную активность, как бы предотвращающую возможные провалы и опасности в будущем.

Шестая функция – экстратимная логика. Для него необходимо, чтобы партнёр позаботился о выполнении будничных рутинных дел, проработал за него детали, довёл до конца начатое дело.

Седьмая функция – экстравертная сенсорика – делает этот тип бесстрастно обсуждающим вопросы, связанные с комфортом, физическим самочувствием, пока это не задевает его сенсорно-этических устремлений.

По восьмой функции – экстратимной этике – старается быть внимательным и корректным к эмоциям партнёра.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «это». 1-я позиция. Программная функция. Волевая сенсорика

Для человека этого типа характерна волевая защита собственных интересов (и интересов «своей команды»), защита собственного приоритета любой ценой. Но не с целью прямого и беспощадного подавления, а для максимальной реализации собственного творческого и этического потенциала, для наиболее полного выражения собственной яркой индивидуальности, для реализации собственных этических целей и задач.

Поэтому соотношение сил в системе ценностей Наполеона – это, в первую очередь, соревнование личных достижений и успехов. Наполеону важно признание его личных заслуг, важно признание его авторитета через осознание его личных качеств, признание его самым чутким и заботливым руководителем, самым энергичным и самым деятельным, самым верным и самым надёжным другом, самым лучшим и самым непревзойдённым в своём роде деятелем.

Чем бы он ни занимался, какую бы деятельность для себя ни выбрал, Наполеон всегда ставит для себя задачу быть лучшим из лучших. Сама по себе цель весьма похвальная и заслуживающая уважения, но, с другой стороны, каких физических сил сто́ит прожить всю жизнь как на спортивном состязании, постоянно оглядываясь на соперников, постоянно сравнивая собственные успехи с чужими достижениями, постоянно испытывая напряжение в вечном стремлении вырваться вперёд и не уступить первенства?..

Наполеон старается легко и быстро добиваться поставленных целей. Увлечённо занимаясь выбранным делом, не считаясь с затраченными для достижения успеха усилиями, Наполеон способен на исключительную работоспособность и на любые, даже противоречащие здравому смыслу жертвы. (Например, одна из представительниц этого типа, начинающая певица «ставила» себе голос, занимаясь одновременно у трёх преподавателей вокала. К сожалению, результат не оправдал затраченных усилий.)

Не задумываясь о том, что рискует показаться хвастливым, Наполеон на каждом шагу «рапортует» о своих достижениях, иногда довольно искренне удивляясь тому, что другие отстают от его «образцовых» темпов: «Как, ты ещё не сделал это задание? А я уже следующее делаю!» Он как бы предлагает в любом деле «равняться» на него. И в самом деле, почему бы и нет? Наполеон великолепно умеет навязать дух творческого соревнования и деловой активности самому пассивному и равнодушному к общему энтузиазму человеку, заставит подсуетиться самого безынициативного и бездеятельного. (До какой крайней точки самоотстранённости и пассивности дошёл бы его дуал Бальзак, если бы не исключительный энтузиазм и гиперактивность Наполеона!..)

Наполеон всегда осуждает и порицает в людях пассивность, отсутствие инициативы, отступление от намеченных планов. Нельзя сказать, чтобы Наполеон явно поощрял умение «работать локтями» – скорее, он поощряет умение «бороться, искать, найти и не сдаваться». Наполеон не уважает тех, кто пасует перед трудностями. Он всегда за активную жизненную позицию, за активный поиск решений. Иногда методы, которые он предлагает для решения проблем, выглядят несколько прямолинейными. Не то чтобы он предлагал идти и «ломиться в закрытые двери» (хотя это тоже не исключается), но отстаивать свои права любым возможным способом, добиваться намеченного при любых условиях – это уж непременно.

Наполеону действительно важно знать, какие проблемы решаются методом волевого давления, а какие – нет. Поэтому, давая советы, которым, возможно, он сам бы и не последовал, Наполеон делает это из соображений получения информации по важному для себя, программному аспекту волевой сенсорики. где можно давить, а где – нельзя.

Точно так же в оценке потенциальных соперников Наполеон в первую очередь рассматривает способность человека противостоять оказываемому на него давлению, а также умение постоять за себя и готовность дать немедленный отпор. Часто уверенный в своём силовом превосходстве или чувствующий, что ситуация «работает» на него, Наполеон может себе позволить «пробный выпад» в сторону того, чей силовой потенциал его сейчас интересует. Отсутствие немедленной защиты иногда наводит его на ошибочную мысль, что человек вообще на неё не способен. Иногда такие поспешные выводы приводят его к очень неприятным ситуациям.

Наполеону крайне неприятно, когда его публично «ставят на место» – это занижает его самооценку. Ещё нелепее ситуация, когда какой-либо вообще малознакомый человек по непонятным причинам на него нападает. В этом случае Наполеон чувствует себя очень растерянным. К сожалению, он не всегда способен быстро взять контроль над своими чувствами и спокойно и твёрдо потребовать объяснений.

Наполеон может ярко, иногда вызывающе «заявить» о себе. Он может бросить вызов обществу, может взять себе скандальный сценический образ – для него это не более, чем выражение собственной творческой индивидуальности. Гораздо больше его беспокоит отсутствие интереса к себе, нежелание замечать его ярко выраженные способности, нежелание признать его успех, нежелание подчиниться его лидерству.

Наполеон, в первую очередь, – человек действия. Поэтому особенно болезненно он воспринимает любое ограничение своей активности. (Проблема, с которой он довольно часто сталкивается, поскольку его активность носит довольно противоречивый и сумбурный характер.) Его деятельность предполагает широкий размах и масштабность мероприятий.

Исключительно инициативен, может буквально «вломиться» в чужую жизнь, в чужие отношения, из-за чего нередко производит впечатление наглеца и нахала. Часто бывает бесцеремонен и навязчив.

В стремлении захватить инициативу любой ценой Наполеон часто проявляет себя далеко не лучшим образом, из-за чего иногда попадает в неловкую ситуацию, иногда бывает просто жалок или смешон (о чём не дай бог ему сказать). Нет ничего больнее для Наполеона, чем видеть, что все его старания завоевать (именно завоевать) авторитет, популярность или расположение приводят к диаметрально противоположным результатам. К чести Наполеона, он умеет признавать факт собственных ошибок и способен публично признать свою вину, хотя, возможно, это ему даётся тяжелее, чем другим.

Было бы неправильно сказать, что для Наполеона в первую очередь важны его амбиции. Для него гораздо обиднее непонимание его добрых намерений. В своём праве на лидерство Наполеон совершенно искренне уверен. Поэтому непризнание его приоритета для него глубоко обидно, так как это, в первую очередь, непризнание его заслуг, его честного, самоотверженного, творческого, с полной отдачей сил, труда. Если у Жукова лидерство – это стратегический расчёт, где любое ущемление его амбиций воспринимается как враждебный выпад, то Наполеон борется не за самоутверждение собственных амбиций, а за право оправдать возложенное на него доверие. Проще говоря, если Жукову важно ощущение его реальной власти. Наполеону важно добровольное признание и доверие. Жукову важно захватить власть, Наполеону важно удержать лидерство. Если Жукову нужна власть, чтобы возглавить систему, то Наполеону – чтобы, в первую очередь, максимально реализовать свой творческий этический потенциал, демократизировать возглавляемую им систему, этически усовершенствовать её. Если жу́ковская стратегия – стремление захватить все сферы влияния, то для Наполеона важно захватить «пальму первенства» во всех сферах своей деятельности; личные достоинства, по его мнению, ещё больше убеждают окружающих в его праве на лидерство.

Если Жуков всегда жёстко контролирует захваченную сферу влияния, то Наполеон не всегда замечает, что он вообще захватил какое-то пространство.

(Следует отметить, что сравнение программных функций Жукова и Наполеона даётся для пояснения принципиальных различий в их волевых сенсориках, а вовсе не для того, чтобы указать, кто из них «хороший» лидер, а кто «плохой», – у каждого из них своя социальная функция, необходимая для реализации в определённой ситуации и в определённых общественных условиях.)

Поступки Наполеона, в первую очередь, отличаются быстротой и напористостью, немедленной и всесторонней инициативой. Наполеон незаметно для себя заполняет всё окружающее пространство. Он не всегда замечает, не всегда оценивает методы, которые он использует для скорейшего завоевания симпатий – ему важнее удержать свой авторитет, и для этого он готов честно и этично отработать взятые на себя обязательства.

Проблема Наполеона ещё и в том, что, в отличие от Жукова, всегда знающего, «как надо», Наполеон отчётливо знает только «как не надо». При всех своих исключительных талантах Наполеон скорее разрушитель, чем созидатель. В политике он разрушитель тоталитарных и авторитарных систем. В искусстве он – смелый новатор, ниспровергающий существующие до него устоявшиеся формы. Он может быть основоположником нового направления в искусстве, которое никто кроме него и продолжить не сможет. Подражать – сколько угодно, продолжить – нет. Среди представителей этого типа часто встречаются яркие творческие индивидуальности, всесторонне одарённые личности.

Противоречивость волевой сенсорики Наполеона заключается в самой демократичности его единовластия. Наполеон искренне ненавидит тиранию и деспотизм, он из тех, чьё имя пишут «на обломках самовластья». И в то же время он всеми средствами стремится не уступать своего влияния. Признание собственного поражения в этом плане для него особенно мучительно. Попытка любой ценой удержать своё влияние нередко приводит Наполеона к отчаянным и противоречивым поступкам, имеющим для него часто трагические последствия.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Этика отношений

Любые этические отношения Наполеон, в первую очередь, строит с позиций волевой сенсорики. То есть, как бы они ни развивались, Наполеон в любом случае должен оставаться лидером. Наполеон глубоко убеждён, что и первое, и последнее слово в развитии отношений должны оставаться за ним. Он всегда абсолютно уверен в своём праве контролировать любую этическую ситуацию, независимо от того, является ли он в ней главным лицом или второстепенным.

Несмотря на сравнительно крепкие этические установки, и притом, что этика отношений – его сильная творческая функция, нельзя сказать, чтобы этические отношения у Наполеона складывались легко. Наполеону вообще ничего не даётся легко, потому что он всё и всегда завоёвывает. Проблема Наполеона в том, что он часто завоёвывает то, что у него никто и не оспаривает. Он, на свою беду, имеет обыкновение завоёвывать именно то, что и так по праву принадлежит ему.

Казалось бы, что мешает Наполеону просто и естественно воспринимать свою природную привлекательность, своё обаяние, лёгкость и непринуждённость в общении? Но в том-то и беда, что Наполеону нужно постоянное и повсеместное признание этих качеств. Более того, ему необходимы доказательства признанного первенства, доказательства его неоспоримого влияния. Причём именно в погоне за этими доказательствами он и умудряется растерять все своё «царственное» величие. Иногда создаётся впечатление, что он именно напрашивается на комплименты, насильно и неуместно «тянет» на себя внимание, увлекается самолюбованием.

И в области этики Наполеону недостаточно полупобед: только появившись, он должен очаровать всех, обаять всех, «растопить» всех, заинтересовать всех или, если нужно, заинтриговать всех.

А если и находится кто-то, кого он совсем не заинтересован к себе расположить, то только потому, что этого человека он просто для себя никак не рассматривает, он для него, попросту говоря, «пустое место».

Неудивительно, что при такой этике поведения Наполеон умудряется (независимо от масштабов его деятельности) нажить себе немало врагов. Причём отношения по схеме «друг – недруг» у него тоже строятся очень контрастно и непоследовательно: вчерашний недруг сегодня «милостиво» принимается в число друзей, потому что «так надо»; сегодняшний друг, уделяющий больше внимания другому субъекту, уже не друг, а «предатель». (Наполеон, пожалуй, единственный, кто в 3-й квадре делит отношения на «врагов» и «друзей»: Драйзер делит на «своих» и «чужих», а интуиты-логики об этом вообще не задумываются.)

Именно потому, что этика отношений у Наполеона формируется под влиянием волевой сенсорики (точнее, её реализует), максимализм является её отличительной чертой. Но, само собой разумеется, этика Наполеона не может и не должна быть последовательной: реализационная функция – всегда манипулятивная, всегда такая, какая нужна программе интеллекта. В случае Наполеона волевая сенсорика – аспект незыблемый, программный, а этика отношений только оформляет «расстановку сил»: меняется силовое соотношение – меняется и этика. К тем, кого Наполеон уважает и чьего расположения добивается, – одно отношение; к тем, кого «в грош не ставит», – другое. В том-то и проблема этики Наполеона, секрет быстрейшего наживания им врагов – в его непоследовательном этическом максимализме.

Как надолго Наполеон «застревает» в фазе вражды или дружбы, зависит только от конкретной ситуации. Но, разумеется, Наполеон не отступит, пока не прояснит её для себя окончательно, точнее, он отступит, только будучи убеждённым, что отношения окончательно развалились, и у него нет шансов их исправить. (Исправить, в понимании Наполеона, – значит, снова завоевать авторитет. Неважно, что именно он делает, просит ли прощения или устраивает скандал – это не более, чем средство «выправить» ситуацию любым способом.)

Этичность Наполеона, уже в силу своей манипулятивности, всегда относительная, несмотря на крепкие этические установки. То есть в какой-то определённой ситуации Наполеон вполне может осознавать, что поступает нехорошо (более того, он всегда знает, как надо бы поступить), но у него всегда находится «убедительное» оправдание собственным неэтичным поступкам. Неэтичность в поступках других Наполеон всегда замечает, но далеко не всегда осуждает и даже не всегда по этому поводу высказывается. К чести Наполеона надо признать, что он способен относиться с юмором к чужим этическим несовершенствам.

Постоянно борется за расширение сферы своего этического влияния. Его можно считать своего рода «этическим захватчиком». Но действия Наполеона в зоне своего влияния сумбурны, непоследовательны и зачастую неэтичны. Постоянно меняется этическая тактика, меняются «доверенные лица», меняются друзья-враги, постоянно смещаются центры волевого давления и эмоционального воздействия. Наполеон менее всего осознаёт, что всё происходящее – это только реакция на какие-то его конкретные действия. Чем больше он суетится, тем больше накаляется ситуация, тем больше он теряет стратегические ориентиры в своих этических отношениях. В конце концов он совсем запутывается, кто ему сейчас кем является, и вот он уже ведёт свой этический «ближний бой», свою какую-то узкоколейную «челночную» дипломатию, какие-то примитивные полудетские интриги. Похоже, никто не умеет так «творчески» портить свои отношения, как это удаётся самому Наполеону.

В любом случае, как бы ни расценивались его поступки, Наполеон искренне хочет «чтобы всё было как лучше». Он действительно старается как можно лучше всё уладить, чтобы все им были довольны, старается для всех быть хорошим. Такая позиция приводит либо к противоречивым действиям с его стороны, либо к отсутствию каких-либо решительных действий, что только усугубляет его этические проблемы.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Интуиция возможностей

Программная волевая сенсорика постоянно требует информации по аспекту интуиции возможностей. Наполеону необходимо наиболее точно оценить возможности и способности каждого человека, входящего в круг его общения, поскольку собственное представление об успехе у него выстраивается относительно потенциальных возможностей и успехов его окружения.

Наполеону всегда важно знать, на какой стадии реализации своих планов находятся окружающие его люди. Например, в процессе учёбы Наполеон постоянно интересуется, не отстаёт ли он от других в выполнении учебных заданий. Более того, он всегда старается сдать работу одним из первых, старается обратить на себя внимание преподавателей, создать о себе впечатление перспективного специалиста.

В любой ситуации Наполеон заранее интересуется позитивными возможностями. Например, ещё до окончания учёбы он старается выяснить все возможные варианты распределения рабочих мест, ищет для себя какие-то полезные деловые связи, интересуется возможностями других студентов.

Для получения интересующей его информации развивает высокую активность, находит время побеседовать с каждым о планах на будущее. При этом старается взять располагающий к откровению «задушевный» тон, доверительно сетуя на какие-то свои ещё не решённые проблемы. Часто в преддверии активной деятельности собирает мнения по интересующему его вопросу, со многими советуется, но в конечном итоге всё делает по-своему.

Старается произвести впечатление человека дальновидного и рассудительного. Очень любит, когда с ним советуются, делятся своими планами, хотя у него не всегда хватает терпения дослушать собеседника. Иногда старается произвести впечатление человека, который всё про всех знает. (Иногда даже слишком торопится сообщить информацию, которую он, якобы, знает.) Любит производить впечатление человека, который в курсе всех событий, иногда может намекнуть, что у него «всё схвачено». Часто, явно преувеличивая, говорит о своём влиянии. Не прочь приврать или поблефовать.

Для Наполеона очень важно с самого начала общения определить потенциал человека: иногда Наполеон оценивает человека относительно его субъективных способностей, иногда – относительно занимаемого им места в обществе, иногда – по внешнему виду.

На основании приблизительной оценки ситуации и потенциала действующих лиц Наполеон подчас позволяет себе довольно далеко выходить за рамки допустимых этических норм. Интуиция потенциальных возможностей подсказывает ему, к кому и как можно относиться, кто и как себя поведёт, кто способен постоять за себя, а кто – нет.

Иногда Наполеон позволяет себе весьма вызывающее поведение, которое у него называется «говорить правду в глаза». Но поскольку понятие о правде у Наполеона весьма относительное (хотя бы потому, что это его личная точка зрения), наиболее точное (с психологической точки зрения) объяснение его «поискам правды» – это не что иное, как желание этически и интуитивно «прощупать» ситуацию, желание узнать, сойдёт ли ему с рук то, что он сейчас делает, и как отреагируют на такую «правду в глаза».

Наполеон не выносит неопределённости. Поэтому иногда он специально ускоряет кризис ситуации, чтобы сделать в ней новую расстановку сил и понять своё место в системе отношений, понять, кто есть кто, как его воспринимают и за кого его держат.

К счастью для себя (и своего дуала Бальзака), в условиях неопределённости отношений Наполеон не всегда замыкается на одном партнёре. В этот период он может открыть для себя «второй фронт». Подсознательно настроенный на уязвимую этику эмоций Бальзака, Наполеон побаивается выяснять те отношения, которыми он особенно дорожит, опасается эмоционально давить на партнёра. Поэтому для перераспределения излишней эмоциональной активности ему нужен своего рода «запасной вариант», который его отвлекает и делает менее зависимым от «основного варианта».

Тактика «второго фронта» вынуждает Наполеона лукавить, хитрить, выкручиваться из неловких ситуаций, а он всего этого не любит – ему это неудобно, это унижает его достоинство, противоречит его этическим принципам, главные из которых – порядочность, честность и преданность. Кроме того, слабая интуиция возможностей ему этого не позволяет – он всегда боится уличения во лжи, боится, что невольно выдаст себя, что проговорится, что это станет каким-то образом известно его партнёру. И тем не менее, поскольку он не всегда способен последовательно выяснять отношения со всеми своими партнёрами, неопределённость ситуации часто вынуждает его маневрировать между ними – он просто не видит для себя другого выхода.

Анализ возможностей ситуации у Наполеона часто бывает слишком поверхностный или слишком оптимистичный, поскольку он собирает информацию не из самых авторитетных источников и оценивает её не самым критичным образом. Например, многие представители этого типа безоговорочно верят средствам массовой информации, даже если те распространяют совершенно неправдоподобные слухи.

Иногда Наполеон разыгрывает роль человека, уверенно глядящего в будущее, видящего для себя и для других массу возможностей. Часто он и сам при этом воодушевляется и старается воодушевить окружающих. Однако, столкнувшись с первыми реальными, объективными препятствиями, о своём «воодушевлении» забывает так, как будто его никогда и не было. Тогда уже начинается лихорадочный поиск возможного выхода из затруднительного положения.

Ошибка по аспекту интуиции возможностей обходится Наполеону очень дорого: в лучшем случае это отдельные неприятные ситуации, в которые он рискует попасть, в худшем это крах всей его карьеры. Поэтому Наполеон очень старается не сделать ничего такого, что впоследствии обернулось бы против него. И хотя он никогда не бывает до конца уверенным в своей интуиции, тем не менее, он стремится её постоянно развивать с тем, чтобы иметь возможность безошибочно на неё полагаться.

Наиболее полную помощь по этому аспекту Наполеон всё-таки получает от своего дуала Бальзака, который не только умеет предвидеть самое неблагоприятное развитие событий, но и может в мягкой и деликатной форме предостеречь от возможных неприятностей. А заодно и подскажет способ их избежать.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Логика соотношений

Наполеону трудно быть объективным, поскольку он находится в плену своих этических установок, своих симпатий и антипатий.

Его поступки могут противоречить здравому смыслу хотя бы потому, что чаще всего они отражают его эмоциональное отношение к происходящему.

Иногда в поведении Наполеона как бы смещается логическая значимость его поступков, то есть он поступает вопреки здравому смыслу, основываясь на каких-то примитивных логических стереотипах только потому, что «так принято поступать». Причём, руководствуясь своими логическими стереотипами, он часто поступает в ущерб своим этическим принципам, например, разрушает сложившиеся хорошие отношения со своими близкими только потому, что реагирует так, как принято логически, по общим понятиям, а не так, как он это чувствует этически: скажем, ругает за то, за что «надо» (в общепринятом, стереотипном понимании) ругать; хвалит за то, за что «надо» хвалить.

Иногда это выражается в привычке пользоваться поверхностными логическими (и этическими) стереотипами, действовать в соответствии с этими лозунгами и изрекать их по поводу и без повода: «жалость унижает человека», «боятся – значит, уважают», «ревнует – значит, любит», «где постелил, там и спи», «женщина не должна проявлять инициативу» и т. д.

Иногда это логически смещённые интонации и акценты в речи. Иногда это этически неоправданная мимика.

Иногда это смещённые или неустойчивые интересы к воспринимаемой информации. Например, слушая объяснения, Наполеон часто отвлекается от главной мысли, его вдруг начинают интересовать какие-то совершенно второстепенные моменты или несущественные частности. Незаметно для себя, он уходит в сторону от основной темы или отвлекает вопросами второстепенной значимости, либо вопросами, которые вовсе не имеют отношения к обсуждаемому предмету.

Ещё одна характерная для представителей этого типа черта – способность по поводу и без повода отвлекаться от заданной темы на разговоры о себе. (Наглядный пример – пушкинские лирические отступления в «Евгении Онегине».)

Заниматься классификацией понятий или знаний, приводить их в стройную систему для Наполеона – скучная и муторная работа. Ему трудно сосредоточиться на логическом анализе какого-либо явления, трудно сосредоточиться для последовательного понимания логических выводов, трудно самому изложить что-либо последовательно: он может начать объяснение прямо с середины и продолжать его, постоянно возвращаясь к начальным и промежуточным стадиям. Таким образом, в изложении Наполеона некоторые даже простые объяснения представляются весьма запутанными.

Поверхностность представлений о многих явлениях его не смущает – он считает это естественным («Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»). Главное, чтобы обсуждаемый предмет был хоть отдалённо, но знаком, нельзя же производить впечатление полной некомпетентности.

Очень осторожен в высказываниях, касающихся правовой или технической стороны дела, не рискует показаться необъективным или некомпетентным.

Не любит изучать инструкции и правила – ему это скучно. (Представитель этого типа может неоднократно пережигать электроприбор, включая его, не ознакомившись с инструкцией. Известен случай «неудачной» чистки жёсткого диска компьютера, после которой оказались стёртыми все установленные на нём программы.) И как бы ни был печален его личный опыт, всё равно Наполеону трудно изменить себя, и он часто полагается не на инструкцию, в которой редко и мало что понимает, а на удачу, везение и на свою интуицию, несмотря на то, что она его довольно часто подводит.

Опыт чужих ошибок тоже не всегда производит на него достаточное впечатление. Наполеон может сколько угодно совещаться и консультироваться, но в конечном счёте поступит по-своему, наперекор всем советам и здравому смыслу. Наполеона отличает исключительная способность постоянно «набивать шишки» на одном и том же месте, глубоко страдать, мучиться и спрашивать у всех и каждого, почему это всякий раз происходит именно с ним, и какие недостатки ему нужно в себе изжить для того, чтобы эти напасти наконец прекратились. Требуются колоссальное терпение и выдержка (качества, присущие его дуалу Бальзаку), чтобы приучить Наполеона анализировать опыт прошлых ошибок, то есть как раз то, чего Наполеон, вопреки желанию окружающих, делать решительно отказывается (и не просите, и не уговаривайте!). Он поступал и поступает только, как ему заблагорассудится, а иначе он просто не может быть самим собой.

Для Наполеона серьёзную проблему представляет необходимость тщательно продумывать свои поступки, вести себя осмотрительно и рассудительно. Замечаний в нелогичности собственных действий он не переносит. Требование быть последовательным в своих действиях выводит его из себя. Для него характерно поступать умно и логично только до тех пор, пока этого от него не требуют, пока его уважают и с ним считаются. Но сто́ит только акцентировать внимание на его нелогичности, как все его действия сразу же перестают логически контролироваться и приобретают характер беспорядочной, панической суеты.

Обвинения Наполеона в нелогичности только усугубляют его проблемы. Сам Наполеон очень болезненно переносит любую критику в свой адрес, а поскольку требования к себе у него бывают довольно завышенными, ему трудно признать при наличии всех своих достоинств такой недостаток, как небезупречная логика. Наполеону вообще хочется быть человеком без недостатков. (А кому этого не хочется?) Поэтому Наполеон очень переживает, когда его умственным способностям дают невысокую оценку. Ему очень трудно позволить себе не быть самым умным (хотя это лучшее, что он может для себя сделать).

Следует заметить, что Наполеону легче быть последовательным и логичным в своих поступках после того, как он разобрался в возможностях ситуации (последовательность работы функции). Для Наполеона поступать разумно – это значит, поступать благоразумно, то есть предусмотрительно, дальновидно. Чем основательнее он будет информирован по аспекту интуиции возможностей, тем легче ему поступать логически продуманно.

Словом, для того, чтобы в поступках Наполеона было меньше противоречий и суеты, нужно поставить его в определённый психологический режим, в котором он будет получать достаточную информацию по интуиции возможностей, поддержку по интуиции времени и, что очень важно, отсутствие критики по аспекту логики соотношений. То есть Наполеону необходима психологическая поддержка Бальзака, его умение показать перспективы ситуации в такой форме, чтобы они Наполеона не напугали и не ввергли в панику, показать возможный запас времени, чтобы отвлечь его от суеты и создать ему условия для обстоятельного логического анализа. Бальзак умеет находить самые простые и доступные пониманию формы объяснения. Он очень методичен в своих объяснениях, умеет иллюстрировать их удачными примерами. Умеет подвести собеседника к нужному логическому выводу, предоставляя ему самому радоваться собственному открытию.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Интуиция времени

Своих проблем по этому аспекту Наполеон не скрывает. Да и как их скроешь, когда и так ясно, что времени при всей его исключительной активности ему никогда не хватает. И откуда ему взяться, если принять во внимание способность Наполеона одновременно начинать множество дел, каждое из которых требует больших затрат времени и труда.

Попытка сосредоточиться на том, что ему необходимо сейчас сделать, и сколько времени это займёт, сто́ит Наполеону немалого напряжения. Поэтому он предпочитает вообще об этом не задумываться: делает то, что ему сейчас хочется, и тратит на это столько времени, сколько того требует дело. Старается работать быстро, предпочитает не застревать на каком-то этапе работы, чтобы успеть сделать как можно больше, старается не усложнять себе работу. Если возникают какие-то неясности, Наполеон переключается на другое дело. Главное для него – всё время продвигаться вперёд, не застревая на частных проблемах.

Увлекаясь процессом работы, Наполеон часто не замечает её бесперспективности. Поэтому он иногда боится задумываться о том, что будет дальше, или что произойдёт потом. Наполеону легче жить сегодняшним днём, не задумываясь о будущем. Хотя за сегодняшнее легкомыслие ему и приходится дорого расплачиваться впоследствии, он предпочитает видеть в своём будущем только то, что для себя желает. Поэтому информацию о возможных проблемах он воспринимает очень неохотно, несмотря на то, что осознаёт всю её важность.

Наполеон очень не любит ждать. Ему это невероятно трудно – он слишком деятелен и потому слишком нетерпелив. Ему хочется всего сейчас и поскорее. Случается, что ему ещё и некогда думать или просто не хочется тратить время на размышления. Бальзак задаёт ему размеренный жизненный темп, учит его жить по принципу «поспешай медленно», охлаждает непомерную горячность Наполеона, успокаивает его: «время даст ответы на все вопросы», «время всё расставит по местам». И именно таким «объяснением» Наполеон как раз и внушается. У него вдруг возникает желание (а иногда и любопытство) терпеливо «досмотреть», чем же всё это кончится.

Иногда Наполеон размышляет о том, «правильно» он сейчас живёт, или «неправильно», как его сегодняшние поступки отразятся на его будущей судьбе, и что он должен изменить сейчас для того, чтобы в будущем для него всё сложилось благополучно.

Сами по себе размышления на эту тему для него очень утомительны и болезненны. Поэтому он предпочитает заблаговременно получать готовую информацию по этому аспекту. Иногда у него возникает желание «навести порядок» в своей сегодняшней жизни с тем, чтобы подготовить себе благополучное будущее. Тогда ему становится необходим анализ последствий каждого своего шага и каждого действия. Наполеону важно знать, что с ним произойдёт после того, как он предпримет тот или иной шаг. (Ему действительно часто необходима инструкция: «Пойдёшь направо – коня потеряешь…»)

Самой природой ему ниспослан для этого такой дуал, как Бальзак. Никто лучше него не сумеет предсказать дальнейший исход событий в зависимости от тех или иных обстоятельств. Нужно только рассказать Бальзаку «что было», а «что будет, и чем сердце успокоится», он уже расскажет сам.

От Бальзака Наполеон может получить наиболее точную информацию о своевременности и целесообразности любого своего начинания, получить представление о последствиях каждого своего действия, увидеть отражение своих сегодняшних поступков в далёком и недалёком будущем.

Такой род информации для Наполеона всегда ценен и актуален, а Бальзак в этом вопросе не имеет себе равных. Благоразумным, предусмотрительным и дальновидным Наполеон может быть только благодаря своевременным предостережениям и прогнозам Бальзака.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Деловая логика

Наполеон – человек исключительной деловой активности и работоспособности. Исключительно вынослив, усерден. С готовностью берётся за любую работу, не считаясь с затратами времени и сил. Если обстоятельства того требуют, он берётся и за физически тяжёлую работу, сопряжённую с опасностями и трудностями.

Для Наполеона, как и для любого представителя 3-й квадры, очень важно реализовать свой творческий потенциал, важно осознавать востребованность своего труда. Поэтому Наполеон весьма активизируется, берясь за конкретно выполнимое дело. И чем более ему понятен способ его выполнения, тем больше энтузиазма и активности он проявляет.

Наполеон часто производит впечатление человека, который всё умеет. Действительно, он довольно быстро осваивает новые специальности, точнее, новые ремесла. Причём раз освоенное им уже не забывается. Активно используя свои разносторонние способности и таланты, Наполеон легко находит возможность для дополнительных и необременительных заработков. Наполеон всегда «и швец, и жнец, и на дуде игрец». За какую бы практическую работу он ни взялся, всё делает быстро, легко, как бы играючи.

Наполеон включается в работу очень активно; сам процесс работы его привлекает больше, чем подготовка к ней. Рассуждая о выполнении какой-то работы, выдвигает возможные варианты в надежде, что кто-то со стороны выберет лучший и возьмётся за его реализацию, но, войдя в работу, предпочитает уже не размышлять о разных вариантах – разрабатывает тот, который первым пришёл в голову.

К критике своих ошибок относится болезненно, но счастлив, когда его работа чем-то выгодно отличается от других. Не любит скрупулёзно проверять результаты работы – предпочитает, чтобы за него это сделал компетентный и надёжный партнёр, который и проверит, и успокоит, и сделает полезные замечания. Необходимость прорабатывать детали его часто угнетает и раздражает. Иногда не даёт себе времени основательно разобраться в теоретическом материале – предпочитает разбираться в процессе работы, попутно советуясь на каждом этапе, вызывающем у него затруднения. Заинтересован в существенных, конструктивных замечаниях. С больши́м вниманием выслушает советы по поводу рационального выполнения его работы, но очень не любит, когда критикуют конечный результат. Ему удобно работать по чётко разработанным и легко запоминающимся методикам.

В быту довольно практичен, умеет рационально вести хозяйство. С интересом выслушивает информацию о способах удачного вложения денег, о возможности сделать выгодное приобретение. В этом вопросе для него нет более ценного консультанта, чем его дуал Бальзак, который всегда предостережёт Наполеона от неразумных денежных трат, не даст ему увлечься каким-нибудь авантюрным проектом, отговорит его от слишком быстрого и потому сомнительного способа обогащения. От Бальзака Наполеон получает по каждому вопросу чёткую информацию: что нужно делать, в какой последовательности, и нужно ли это делать вообще.

На базе такой информации у Наполеона возникает уверенность в правильности своих действий, ощущение покоя и порядка в жизни, понимание того, что его силы и энергия расходуются разумно и целенаправленно.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Сенсорика ощущений

Наполеон никогда не позволит себе выглядеть хуже других. Всегда умеет себя эффектно преподнести, хотя к своему внешнему виду относится довольно придирчиво и критично.

Независимо от уровня своих доходов, Наполеон одевается со вкусом. Часто имеет собственный, иногда довольно экстравагантный, стиль, с которым может быть он сам в глубине души и не согласен, но считает необходимым его придерживаться, чтобы иметь возможность обратить на себя внимание. Наполеон и внешне стремится выгодно отличаться от других, яркость своей внешности он считает непременным условием собственного успеха.

Комфорт и бытовые удобства Наполеон считает непременным условием нормального существования. В организации собственного быта руководствуется в первую очередь требованием оптимальных удобств. К оформлению быта относится без особого снобизма: чистота, уют, удобство – его основные эстетические критерии. Разумеется, в его доме всё должно быть не хуже, чем у других.

Эстетика для Наполеона – сфера реализации многочисленных его талантов и способностей. У него довольно чёткие и определённые эстетические критерии, хотя многим они кажутся спорными. Эстетически Наполеон всегда логичен, его художественный стиль всегда оправдан. Экстравагантность для Наполеона не более, чем способ творческого самовыражения.

Искусство – область, где творческие успехи Наполеона наиболее заметны и находят наиболее яркое и полное выражение. Здесь он более всего стремится к безупречной работе, и именно здесь его мастерство заслуженно получает наиболее высокую оценку.

Наполеону свойственна высокая физическая активность и выносливость. На проблемах своего самочувствия предпочитает не сосредотачиваться. Любит активный, насыщенный впечатлениями отдых.

Очень жизнелюбив. Его жизнелюбия с избытком хватает и на него самого, и на его дуала Бальзака. Ни при каких обстоятельствах Наполеон не теряет природного оптимизма и вкуса к жизни.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Этика эмоций

Эмоции Наполеона в первую очередь подсознательно оформляют его манипулятивную этику отношений. То есть эмоции выражаются именно такие, какие, по мнению Наполеона, требует данная ситуация.

Именно поэтому Наполеон выражает всегда нужное (опять же, по его мнению) эмоциональное отношение к происходящему. Если у него праздник, значит, всем нужно веселиться, и он первый будет стараться поднять общее настроение. (Хотя не всегда считает себя обязанным брать на себя роль массовика-затейника.) Если какая-то проблема, значит, шутки в сторону, и он первый со свойственным ему эмоциональным напором постарается ускорить её разрешение.

Наполеон великолепно умеет решать свои проблемы методом эмоционального воздействия (как любой этик). Но поскольку мера его воздействия реализуется подсознательно и сориентирована на проблемную эмоциональность Бальзака, эмоциональное воздействие Наполеона всегда не слишком серьёзное и не очень драматичное. Это своего рода этическая игра, выражающая нужный в данный момент эмоциональный импульс.

Наполеон себя считает достаточно сильным человеком, чтобы самому справиться с собственными проблемами. Поэтому его эмоциональное воздействие на партнёра не является сигналом экстремальности ситуации (как, например, у Гюго) – это только форма его эмоциональной манипуляции партнёром: с одной стороны, себя подзарядить, с другой – партнёра раскачать. (А его дуал Бальзак эмоционально раскачивается очень тяжело.)

Эмоциям Наполеона (особенно в юном возрасте) свойственна такая «детская преувеличенность». Часто их выражение предваряется восторженными или испуганными восклицаниями. Иногда эмоциональным потоком Наполеон пользуется в случае невозможности что-либо обстоятельно объяснить: «Ах, ну как ты так можешь! Ой, ну как ты не понимаешь! Ну что же это такое!»

В зрелом возрасте эмоции Наполеона больше подчиняются системе его отношений и уже реже являются способом самостоятельного выражения его настроений. Во всяком случае, жизненный опыт (а также удачная дуализация) приучает Наполеона быть осторожнее и сдержаннее в выражении своих эмоций.

Общение с Бальзаком, умеющим пригасить излишнюю (неоправданную) пылкость, идёт Наполеону только на пользу – исчезает его эмоциональная инфантильность, которая на протяжении всей его жизни действительно мешает ему выглядеть величественно.

Сдержанность эмоций, воспитанная Бальзаком, только облагораживает Наполеона, она придаёт особую значимость его высказываниям и поступкам и выгодно работает на его авторитет.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Наполеон устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения социального заказа (Наполеон – заказчик)
Аналитик Максимилиан Робеспьер Конфликтные отношения
Гуманист Фёдор Достоевский Отношения ревизии (Наполеон – ревизор)
Инспектор Максим Горький Отношения ревизии (Наполеон – ревизуемый)
Искатель Дон Кихот Отношения суперэго
Критик Оноре де Бальзак Дуальные отношения, или Полное дополнение
Лирик Сергей Есенин Отношения полудополнения
Маршал Георгий Жуков Родственные отношения
Мастер Жан Габен Миражные отношения
Наставник Гамлет Отношения социального заказа (Наполеон – приёмник)
Политик Наполеон Бонапарт Тождественные отношения
Посредник Александр Дюма Отношения полной противоположности
Предприниматель Джек Лондон Отношения активации
Советчик Томас Гексли Деловые отношения
Хранитель Теодор Драйзер Зеркальные отношения
Энтузиаст Виктор Гюго Квазитождественные отношения
Загрузка…