Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Логико-сенсорный экстраверт (администратор) Макс Отто фон Штирлиц

Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) – это один из соционических типов, также известный как «администратор». Типичным представителем такого типа является Макс Отто фон Штирлиц. Его дуал – этико-интуитивный интроверт (гуманист) Фёдор Достоевский.

Описание психотипа по Вайсбанду

Быстрый, ясный, трезвый мозг. Умеет разумно и логично действовать. Спортивная выправка, резкие, жёсткие черты лица, будто сейчас готовые в гранит, и скрытая нервность, высокая поэтичность. Сила и внутренняя наполненность, долг и подспудная нервная вибрация. Прирождённый разведчик – собирает информацию по всем каналам, добиваясь полной ясности для действия (Рихард Зорге, Шерлок Холмс).

«Всё, что я делаю, я делаю хорошо». «Существует дар, которым непременно наделены в бейсболе великие игроки и великие команды. Это напористость. Это способность бегать быстрее, чем нужно, двигаться живее, чем нужно, быть упорнее, чем нужно» (Ф. Брукс). Инициативный, решительный, любит быть в центре внимания. Свои идеи отстаивает смело и с больши́м азартом. Перед начальством не робеет, даже агрессивен. Знает, что дело идёт хорошо, если соответствующий темп ему сообщается тут же. Не терпит проволочек. Страстный борец за качество, основательность работы. Хороший офицер. Способен работать по 19,5 часов в сутки (Эдисон).

«Яркость – великий бог сильных людей». Склонен выводить окружающих из состояния благодушной успокоенности. О хорошем не говорит, считает само собой разумеющимся. Стремится своими ворчливыми эмоциями сбить эмоции окружающих. Считает, что излишние эмоции утомляют людей, и – что касается его дуала Достоевского – это справедливо. В разговоре давит на собеседника, даже старается запугать, но если его не боятся – становится обходителен и вежлив. Ярость – его прибежище в экстремальной ситуации, с которой он сам не может справиться. Её назначение – мобилизовать партнёра, и, когда эта задача решена, он успокаивается.

Вера в честную игру. Считает подчинение правилам сильной чертой, проявлением характера. Не терпит хитрости и коварства, ненавидит жуликов и ловкачей. «Политические манёвры могут привести к быстрому достижению результата, но по-настоящему долговременный и надёжный эффект даёт лишь упорная каждодневная работа» (Ким Филби). Любит порядок: купив новую вещь, обязательно изучит инструкцию и только потом включит. Амундсен, путешествуя всю жизнь, избегал тяжёлых ситуаций. «Победа ожидает того, у кого всё в порядке, – говорил он, – и это называется удачей». Адепт честного труда. «Если всё кажется лёгким – это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен, и работа выше его разумения» (Леонардо да Винчи).

«Свойственная военным сдержанная сила». Внешне подтянут, отличается выправкой, даже если никогда не служил. Одевается хорошо и элегантно, но не наряжается. Одежду носит долго, и она постоянно удивляет своей свежестью, как будто фактор времени на него не действует. Сам неудобной обуви не носит, но и все другие должны одеваться только очень красиво. Эстет.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самой сильной функцией этого типа является экстратимная логика, которая обусловливает его деловой, конкретно-логический ум, заставляет его тщательно прорабатывать и учитывать детали дела. В любой идее главное для Штирлица – её практичность и целесообразность.

Вторая функция – интратимная сенсорика – заставляет его быть всегда подтянутым, аккуратным, придавать большое значение физическому состоянию своему и партнёра.

Ролевая функция – этика эмоций – делает этот тип суховато-вежливым и подчёркнуто-корректным, вплоть до некоторой церемонности. Не любит красивых слов, комплиментов. Однако ему свойственны вспышки ярости, когда он может кричать и даже швырять предметы.

Болевая точка – интратимная интуиция – не даёт Штирлицу возможности хорошо ориентироваться во времени. Человек сегодняшнего дня, он как бы «теряется» во времени, при этом очень обижается, когда люди не соблюдают сроки, поставленные им самим.

Суггестивная функция – интратимная этика – заставляет его стараться строго соблюдать этические нормы в группе. Для него очень важна репутация «порядочного человека».

Благодаря своей шестой функции – экстратимной интуиции – является сторонником постепенного, но постоянного продвижения вперёд.

Седьмая функция – интратимная логика – позволяет прислушаться к глобальным теориям, однако до тех пор, пока они не покажутся ему слишком уж нереальными. Тогда он осудит этот фантастический проект.

По восьмой функции – экстратимной сенсорике – всегда имеет своё мнение по любому вопросу. Чувствует большу́ю ответственность за партнёра и без лишних слов приходит ему на помощь.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Деловая логика

Деловой расчёт Штирлица в первую очередь базируется на его личных волевых качествах, на его умении руководить, требовать, вкладывать свой личный труд, на его умении распределять ресурсы и использовать резервы, независимо от объективных экономических условий, независимо от того, благоприятны они или нет. Главное, чтобы они были стабильны. (В отличие от Джека Лондона, чей деловой расчёт основывается на сильной интуиции, на умении приспособиться к постоянным переменам и использовать их с выгодой для себя, на максимальном использовании объективных условий и возможностей.)

Представителей этого типа отличают исключительнейшая работоспособность и деловая активность. Объём их работы не ограничивается ни временем, ни количеством собственных сил. Создаётся впечатление, что они хотят переделать всю работу, которая только попадает в их поле зрения.

Деловая активность их безгранична и неисчерпаема. Начав что-то делать, они постоянно открывают для себя новые задачи и возможности углубляются в процесс работы так, как будто раскапывают «золотую жилу».

Любую работу они доводят до высочайшего профессионализма. Объём их познаний потрясает! В любом деле они проявляют исключительную требовательность и самоотдачу: «Всё, что я делаю, я делаю хорошо». «Победа ожидает того, у кого всё в порядке, и это называется удачей» (Амундсен).

Весь смысл их жизни – в работе, в труде, в занятии выбранным делом. Люди этого типа обычно не понимают, как можно работать вполсилы. Безответственного отношения к труду в принципе не признают. Тот, кто работает «спустя рукава», в их понимании вообще не человек. Сто́ит ли говорить об их отношении ко всяким «халявщикам» и лентяям – эти люди для них существуют на совершенно противоположном полюсе. (В зрелом возрасте Штирлицы обычно уже не тратят свои силы на борьбу с ними – всё равно всё зло на свете не искоренишь, а есть дела и поважнее.)

Самоотверженный труд Штирлиц считает нормой. Поэтому, как правило, скуп на похвалу и поощрение. (Преподаватели этого типа обычно задают работу в двойном объёме.) Единственное, что поощряет Штирлиц, – это встречную инициативу. (Если он поручил сделать задание в 2-х вариантах, а ты сделал в 4-х – молодец, но в следующий раз эти 4 варианта будут уже твоей нормой.) Разумеется, можно сориентировать Штирлица и на то, чтобы он давал меньший объём работы (что великолепно умеет делать его конфликтёр Есенин), но такая ориентация его обычно настораживает и очень беспокоит – время уходит, а работа накапливается.

Огромный объём работы Штирлиц считает в порядке вещей – как для себя, так и для других. Только самым близким людям и в самые редкие минуты он может пожаловаться на усталость. (Перегрузки и перенапряжение сопутствуют этим людям всю жизнь.)

Обычно, когда Штирлиц видит, что у кого-то работа не получается, отбирает и делает сам, при этом подробно показывая и поясняя, как надо это делать. (Штирлиц, в отличие от Жукова, никогда не поучает, «как надо жить», – он учит, «как надо делать» то или иное дело.)

По части изобретения методик представители этого типа вне конкуренции. Положительное свойство штирлицевских методов работы – умение максимально использовать имеющиеся в наличии резервы и возможности. (Например, преподаватель этого типа может потребовать выполнения сложных заданий именно самыми доступными средствами, а иначе, по его мнению, работе не научишься.)

Эффективность штирлицевских методик зачастую просто поражает своими результатами. Используя минимальные возможности, он достигает наивысочайших результатов только благодаря своей методике и количеству вложенного труда.

Разрабатывая свои методики, Штирлиц подсознательно ориентируется на людей, умеющих рассчитывать свои силы, возможности и время выполнения работы (как это делает его дуал Достоевский).

И это обстоятельство необходимо принимать во внимание – в противном случае следование его методикам приводит к перегрузкам и перенапряжению. Ни в коем случае не следует списывать неудачи в работе на «сомнительность» штирлицевских методик. Не говоря уже о том, что такое обвинение исключительно болезненно его ранит – оно будет в корне несправедливо: никогда и ни при каких обстоятельствах Штирлиц не порекомендует того, в чём лично не убеждён на основании многократно проверенного опыта. Поэтому никогда нельзя его ругать за «безответственные» деловые советы – такие советы он в принципе давать не способен. (Другое дело – если кто-то что-то неправильно понял, но это уже не его вина.)

Представители этого типа отличаются исключительно высокой степенью личной ответственности. То, что ими обещано, выполняется всегда и при любых обстоятельствах. Пообещать и не выполнить они не могут. Штирлицы педантичны и требовательны во всём, что касается взаимных обязательств. Очень исполнительны и дисциплинированны. Штирлицы не любят, когда к ним обращаются с пустяковой просьбой, поскольку к любому поручению относятся слишком серьёзно. Сами никогда не обращаются к чужой помощи без достаточных на то оснований. Предпочитают решать свои проблемы собственными силами и того же требуют от других.

Не верят в лёгкий успех. Ценность любой работы, любого произведения для них определяется количеством вложенного труда. «Если всё кажется лёгким, это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен, и работа выше его разумения» (Леонардо да Винчи). Если работа выполняется слишком быстро, Штирлиц начинает искать в ней недостатки и, как правило, находит.

Прекрасно оценивают профессионализм и деловые качества сотрудников. (Но иногда «покупаются» на показное рвение.) Высоко ценят компетентность в различных областях знаний. Сами нередко поражают всесторонней эрудицией.

Любой аспект работы оценивают с точки зрения её целесообразности. За бесполезные дела не берутся. Свои поступки соизмеряют в первую очередь целесообразностью и деловыми интересами. Великолепно организуют технические условия для максимально продуктивной работы.

Штирлиц не способен сидеть без дела – постоянно готов к активности. Обладает исключительной энергией. (Если, например, организует сотрудников на общую уборку, сам активно в ней участвует.)

Не неженка и не белоручка. Всегда требователен и к себе, и к другим. Постоянно обращает внимание окружающих на недостатки и нерешённые проблемы, критикует сотрудников за недостаточную активность, за отсутствие инициативы и делового энтузиазма.

В работе отличается безукоризненной точностью. Проверку качества работы никому не доверяет; проверяет как себя, так и партнёров. Его собственную работу можно не проверять.

Качество своей работы не считает пределом совершенства. Если кто-то из его окружения выполняет работу качественнее, чем он сам, этому только искренне радуется, но не любит, когда этим хвастают.

Отчитываясь за проделанную работу, не забывает перечислить всего сделанного, обратить внимание на успехи и достижения.

Не позволяет своему настроению влиять на собственную работоспособность. (Но на работоспособность сослуживцев его плохое настроение обычно очень сильно влияет.)

Выполняя ответственную работу, никогда не рассчитывает на импровизацию, удачу или вдохновение, а только на своевременное начало и упорный труд. (С понятием «своевременное начало» у Штирлица не всё обстоит благополучно – иногда начинает работу слишком рано, когда ещё не закончен процесс подготовки к ней, и многие данные предстоящего дела ему недостаточно ясны.)

Любое дело стремится довести до конца, не позволит себе бросить работу на середине. (Хотя будучи перегружен другими заданиями, может поручить подчинённому закончить его работу, но делает это крайне редко и неохотно.) Не любит, когда при одной незавершённой работе ему поручают другую.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Сенсорика ощущений

Эстетика для представителей этого типа имеет огромное значение. Всё, что ни делает Штирлиц, должно быть безупречно красиво. Техника, мастерство шлифуются им до бесконечности.

Создаётся впечатление, что он собирается побить все рекорды красоты и очень расстраивается, если качество его работы не соответствует собственным творческим замыслам: «Ни одна человеческая рука не в состоянии довести работу до полного совершенства» (Леонардо да Винчи). И тем не менее, стремление к эстетическому совершенству характерно для представителей этого типа.

Огромное значение для него имеет эстетика собственного быта. Независимо от того, кем он работает – чернорабочим или министром, Штирлиц всегда подтянут и опрятен в одежде.

Представители этого типа умеют носить одежду исключительно аккуратно – так, что одна и та же вещь служит им многие годы и выглядит на удивление новой. Одевается добротно и элегантно, без вычурности и излишеств. Гнаться за модой не в его правилах. (В своих вкусах Штирлиц очень консервативен, придерживается собственных эстетических эталонов.)

Основной стиль одежды – классический, но она отличается добротностью и высоким качеством пошива («дорогая скромность»). Многие женщины любят деловой стиль, неброские, но дорогие украшения. С больши́м вкусом подбирают косметику и духи. (Отличительная черта женщин-Штирлицев – способность сохранять свою красоту до самого преклонного возраста.)

Вкусы, как и привычки, меняет неохотно. К новым вкусовым ощущениям относится подозрительно и иногда с предубеждением. Каждый раз, отведывая незнакомое блюдо, он предварительно интересуется, что это такое и из чего приготовлено. Если, в его понимании, это не съедобно, старается отказаться в деликатной форме. Любимая и привычная еда Штирлицу никогда не надоедает, и её однообразие его не смущает.

Всех представителей этого типа отличают прямая осанка и широко расправленные плечи. Ходят с гордо поднятой головой, если оборачиваются, то обычно всем корпусом. Мужчины этого типа отличаются выправкой, даже если никогда не служили в армии.

К внешнему виду окружающих Штирлиц требователен не меньше, чем к своему собственному облику: он может отказать в предоставлении работы человеку, пришедшему на собеседование неопрятно одетым, даже если это специалист высокого класса и с отличными рекомендациями.

Красота, изящество, эстетика, великолепный вкус постоянно сопутствуют представителям этого типа. Это – то, что их окружает, то, что создаётся их руками.

Семейный обед – парадно-праздничная обстановка. На стол выставляется лучшая посуда, готовятся фирменные блюда – всё должно быть на самом высоком уровне (у некоторых даже будничный ужин сервируется как парадный).

Излишне говорить о том, какие великолепные кулинарки, мастерицы и умелицы представительницы этого типа. Причём Штирлицу обычно недостаточно того вкуса, которым он наделён от природы: многие из них дополнительно учатся всяким художественным ремёслам, что иногда резко меняет их профессиональную ориентацию. (Учительница математики начала брать уроки рисования, потом научилась составлять букеты, потом пошла на курсы керамики и гончарного дела, потом разработала и запатентовала свою собственную керамическую технологию, затем открыла керамическую фабрику по производству посуды, после чего переквалифицировалась на производство керамической скульптуры и сувениров.)

Чистота, порядок, дорогой и добротный комфорт – качества, которые Штирлиц считает обязательными для своего дома. В его доме должно быть всё, что может потребоваться на все случаи жизни. («Мой дом – моя крепость».) Ни пустых полок, ни пустого холодильника в его доме не бывает. Штирлиц всегда помнит, какие запасы требуется пополнить. Излишки, которые у него залёживаются, выбрасывает только в случае уверенности, что в хозяйстве это использовать невозможно. Продукты покупает только лучшего качества, не считаясь с ценой, но в небольших количествах (чтобы не пришлось потом выбрасывать).

Хозяйство ведёт очень экономно и расчётливо.

Своё здоровье старается не запускать. Придаёт большое значение профилактике и спорту.

Болеть не любить – обычно выходит на работу, едва начав выздоравливать. (Если его подчинённые больше 3-х – 4-х дней засиживаются на больничном, воспринимает это как дезертирство с рабочего фронта.)

Представители этого типа отличаются исключительной выносливостью и сохраняют великолепную физическую форму и в самом преклонном возрасте. (Штирлиц, жалующийся на своё здоровье, – весьма редкое явление и только в случае действительно серьёзных проблем.)

Любит путешествия, активный и комфортабельный отдых. Регулярно посещает выставки и театральные премьеры. Всегда в курсе культурной и общественной жизни.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Этика эмоций

В малознакомой компании старается разыгрывать роль этакого бодрячка, неунывающего весельчака, шутит, улыбается. Старается быть предельно вежливым и любезным со всеми. Нового знакомого терпеливо выслушивает, независимо от того, интересен он ему или нет, – поддакивает, соглашается, выражает сочувствие. Если ему рассказывают какую-нибудь душещипательную историю, реагирует так, как следует, по его мнению, реагировать в данной ситуации – может и расплакаться, причём довольно демонстративно. (И хотя в глубине души Штирлиц действительно сентиментален, он не считает нужным этого скрывать, по крайней мере, в своём ближайшем окружении.)

Особенно ярко его сентиментальность проявляется в обстановке семейных торжеств или собраний в дружеском кругу: когда его поздравляют, упоминают о его заслугах, выказывают ему своё уважение и почести, лицо Штирлица принимает по-детски счастливое выражение, и его положительные эмоции начинают приобретать какие-то совершенно непредсказуемые формы. Это состояние его так сильно волнует, что невольно возникает желание его как-то слегка успокоить (что великолепно чувствует и делает его дуал Достоевский). В момент такого эмоционального подъёма Штирлиц очень уязвим и беззащитен. Обычно воспоминание о пережитой идиллии он сохраняет довольно долго и ещё какое-то время делится своими впечатлениями с окружающими. (Со стороны может даже показаться, что его растроганность несколько преувеличена, но не дай бог выразить недоверие его восторженному состоянию и этим испортить ему праздник – он будет более, чем уязвлён: его восторженность моментально перейдёт в крайнее раздражение, поскольку он сразу почувствует себя очень неловко и обязательно найдёт какой-нибудь способ отомстить за испорченное настроение.)

В сфере своих постоянных контактов Штирлицы обычно держат резко напряжённый, иногда слегка взвинченный тон общения. Очень вспыльчивы. Причём вспылить могут по любому поводу – очень не любят, когда им возражают, не говоря уже о том, чтобы с ними спорить. (Спорить со Штирлицами вообще опасно для жизни. Как уже говорилось, их замечания и рекомендации многократно перепроверяются собственным опытом, поэтому свою точку зрения они считают единственно правильной и готовы отстаивать её даже с кулаками, что происходит довольно часто, причём уровень их образования и культуры в данном случае значения не имеет: «…В ответ на моё возражение моя начальница [Штирлиц], милая, интеллигентная женщина с научной степенью и двумя университетскими дипломами, вдруг сжала кулак и замахнулась: «Вот так бы тебя и поколотила!»)

Ситуацию, когда ему говорят «правду в глаза», переживает исключительно болезненно. Такое «правдолюбие» воспринимается им как недопустимая дерзость, грубость, нахальство, как своего рода «объявление войны». Выслушивая «правду» о себе, обычно стараются быть предельно сдержанными и ничем не обнаружить своего гнева, но такая «сдержанность» Штирлица намного опаснее его несдержанной ярости.

Штирлицам неимоверно трудно сдерживать свои отрицательные эмоции. Они этому всю жизнь учатся, причём не особенно успешно. Сколько близких друзей, надёжных партнёров и исполнительных работников они теряют, прежде чем им удаётся воспитать в себе сдержанность.

Им легче скрыть своё глубокое горе, чем своё внезапное раздражение. Штирлицы не нытики. (Могут 20 лет жить в конфликтных отношениях и при этом сохранять видимость благополучной семьи.)

На плохое самочувствие Штирлицы обычно не жалуются. (Хотя иногда они могут поведать с дрожью в голосе о своей плохой кардиограмме или плохих анализах. Впрочем, это скорее присуще пожилым женщинам, а молодой представитель этого типа, придя на занятия с загипсованной рукой, с улыбкой сообщает, что вот, мол, разбил мотоцикл, а так ничего особенного не произошло.)

Штирлиц обидчив, но отходчив. Зла старается долго не держать, впрочем это зависят от глубины нанесённой ему обиды.

Утешать и выражать соболезнование не любит, поскольку не уверен, что умеет это хорошо делать. Но если приходится, делает это весьма своеобразно – указывает на производственные или профессиональные показатели: «Посмотри, какие успехи ты делаешь, посмотри, как все твоей работой довольны, – чего ты расстраиваешься! Вот увидишь, всё будет хорошо!»

Гнев и ярость обычно проявляет только в экстремальной ситуации – например, для того, чтобы мобилизовать партнёра, если возникают какие-то конкретные трудности.

Старается подчинять эмоции рассудку. От эмоционального подъёма очень устаёт. На плохое настроение не жалуется. О его причинах предпочитает не распространяться. Выправляет себе настроение отдыхом и любимой музыкой.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Интуиция времени

Представители этого типа часто говорят, что даже если бы в сутках было 48 часов, им бы всё равно не хватило.

Тот объём работы, который они обычно намереваются выполнить, не укладывается в назначенные ими сроки. Проблема Штирлицев в том, что они не желают принимать в расчёт фактор времени. Время – их злейший враг: они хотят довести работу до безупречного качества, а сроки этого не позволяют. Они составляют себе максимально напряжённый график работы, поэтому, как бы точно они ни планировали своё время, постоянно происходят накладки в его распределении.

Устанавливая «дневную норму выпускаемой продукции», Штирлиц, как правило, не учитывает ни время на подготовку к работе, ни снижение рабочих темпов в связи с усталостью и перенапряжением, игнорирует время перерыва на обед, не говоря уже о других непредвиденных расходах времени. Иногда бывают совершенно неприятные инциденты, когда он задаёт своим подчинённым вопросы типа: «Сколько можно болтать по телефону?!» или «Сколько времени продолжается ваш перекур?». Когда дело касается расхода рабочего времени, Штирлиц способен на исключительную бесцеремонность – вплоть до намёка на то, что подчинённый слишком долго засиживается в туалете.

Создаётся впечатление, что Штирлиц испытывает разочарование всякий раз, когда у его служащих заканчивается рабочий день, или они отпрашиваются в отгул или в законный очередной отпуск. (В отпуск Штирлицы отпускают своих работников крайне неохотно.)

Самый страшный проступок в понимании Штирлица – халатное отношение к рабочему времени. Если недостаток профессионализма и какие-то технические погрешности в работе Штирлиц ещё как-то будет терпеть, то разбазаривание рабочего времени или (что ещё хуже) приписка рабочих часов – самое страшное в его глазах преступление.

Низкая продуктивность – достаточный повод для увольнения.

Многие свои неудачи Штирлиц списывает на фактор времени. Упущенное время переживает очень болезненно. Постоянно подводит итоги и постоянно недоволен результатами.

Время – это самое дорогое и самое дефицитное из всего, что у него есть. Штирлиц никогда не позволит себе злоупотреблять чьим-либо временем. Человек, не считающийся с чужим временем, в его представлении – величайшее социальное зло. (Штирлица всегда возмущает, как можно назначить две деловые встречи одновременно в разных местах. Если это произошло по чьей-либо забывчивости или рассеянности – это всё равно непростительно.)

Опоздание он воспринимает так же, как и обвес продуктов или обсчёт денег. Опоздание – это украденное время (ни больше, ни меньше). Сам старается быть предельно пунктуальным, по крайней мере на начальном этапе отношений.

Любой непредвиденный расход времени Штирлиц переживает исключительно болезненно. Необходимость работать в сжатые сроки вгоняет его в панику. Старается начать работу заблаговременно. («…Работу над дипломным проектом она начала раньше всех на курсе. Ещё до того, как сообщили технические условия проекта, у неё уже было почти всё готово, правда, потом, ей многое пришлось переделывать заново…»)

Расход времени у Штирлица, в первую очередь, определяется его целесообразностью. Время, потраченное на работу, учёбу или на личные дела, в его понимании, израсходовано целесообразно.

Терпеть не может тратить время впустую. С людьми, злоупотребляющими чужим временем, старается не общаться и вообще не иметь никаких дел.

При всём интересе к общественной жизни и политическим событиям, Штирлицу трудно идти «в ногу со временем». В глубине души он консерватор и не всегда готов признавать происходящие вокруг перемены (причина, по которой Маргарет Тэтчер рассталась с постом премьер-министра).

Штирлицу удобен партнёр, который способен не только увидеть глобальные изменения во времени, но и убедить его считаться с ними, как это великолепно делает Достоевский. Пунктуальный, обязательный, деликатный и ненавязчивый в общении, он постоянно напоминает Штирлицу о самых неотложных его делах, следит за самым оптимальным расходом его времени, следит за его распорядком дня, стараясь, чтобы он не был перегружен работой. (Сам Штирлиц, как бы основательно он ни планировал распорядок своего дня, всегда перегружает его делами, даже если это день его отдыха. Ещё хуже получается, когда Штирлиц расписывает программу мероприятии для кого-нибудь другого: одна из представителей этого типа, принимая у себя в гостях родственницу (Робеспьера), организовала ей отдых настолько перенасыщенный всякими мероприятиями, экскурсиями и визитами, что с её гостьей через 2 дня произошёл нервный срыв, закончившийся семейной ссорой и фактическим разрывом отношений.)

Достоевский корректирует распорядок дня Штирлица, заставляет его считаться со своими физическими возможностями, требует уделять больше внимания своему здоровью и отдыху.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Этика отношений

Строить свои личные взаимоотношения представителям этого типа очень трудно. Подсознательно они сориентированы на систему этических ценностей Достоевского. Поэтому их личная система взаимоотношений носит несколько идеалистический характер. С кем бы ни строили они свои взаимоотношения, они предполагают наличие в своём партнёре таких качеств, как уступчивость, деликатность, щепетильность, порядочность, искренность, то есть все те качества, которые свойственны этической программе Достоевского.

Естественно, что реальная действительность постоянно разочаровывает Штирлицев. Поэтому, анализируя предыдущий печальный опыт, они очень осторожны в формировании новых отношений. Очень нелегко сходятся с людьми, своего общества стараются не навязывать, о себе, о своей личной жизни рассказывают очень мало и очень неохотно.

Очень скрытные – можно проработать с этим человеком бок о бок несколько лет и почти ничего о нём не знать. В общении держат далёкую дистанцию. Внешне очень недоверчивы, склонны к подозрительности, но, тем не менее, никаких проверок на «честность» они себе не позволяют – считают это бесчестным для себя и оскорбительным для партнёра. Считают, если человек злоупотребил их доверием, пусть это будет на его совести. (Если, например, Штирлиц подозревает кого-то из подчинённых в злоумышленных действиях, он делает общее предупреждение всему коллективу, зная, что там уже сами во всём разберутся и общими силами выявят злоумышленника. Гораздо хуже обстоит дело, если в коллективе назревает заговор против него лично. Штирлиц некоторое время выжидает, надеясь, что «ядро заговорщиков» совершит какую-нибудь явную оплошность, и тогда можно будет с ним «разобраться», либо кто-то из членов коллектива воспрепятствует заговору и погасит его. Если ни того, ни другого не происходит, он увольняет всех.)

Любое проявление непорядочности, нечестности, подлости, предательства, жульничества переживает очень обострённо. (Штирлиц в этическом плане вообще глубоко раним. Внешней суровостью и неприступностью он прикрывает свою внутреннюю уязвимость.)

К злоупотреблению его доверием Штирлиц относится очень болезненно. Причём дело здесь не в самолюбии и не в амбициях, а в том, что затронут его этический кодекс. Штирлиц подсознательно сориентирован на доверие к человеку. Доверие и порядочность считает нормой отношений. Человек, не наделённый этими качествами, в его понимании, безнравственный злодей и отношение к нему должно быть соответствующим.

Штирлиц умеет признавать свои ошибки и свою вину (хоть ему это сто́ит огромного напряжения, поскольку такое признание, как правило, им глубоко выстрадано), никогда не уходит от ответственности. Прямота и честность – самые активные качества его этики. Но горе тому, кто заставит Штирлица отвечать за чужую вину – по собственной воле и по своему желанию, он и сам может «прикрыть» кого угодно (кого считает нужным), но не дай бог его «подставить» под неприятности, даже по недоразумению (что хоть и будет считаться смягчающим обстоятельством, но, тем не менее, Штирлиц проведёт самое тщательное расследование, пока не разберётся в истинных мотивах поступка).

Отношения с разочаровавшими его людьми Штирлиц рвёт без всякого сожаления и старается впредь о них не думать. Всякое упоминание об этих людях ему крайне неприятно. (Когда ему о них напоминают, он обычно морщится и отворачивается.)

Любое обострение отношений Штирлиц воспринимает как объявление войны: мобилизует всю свою волю и энергию и начинает обдумывать план действий в сложившейся ситуации. Причём эта война обычно продолжается «до победного конца» и сто́ит ему огромного напряжения сил и нервов, что впоследствии сказывается на его самочувствии.

Штирлиц великолепно умеет обострять отношения и довольно быстро наживает себе массу врагов. Поэтому этическая программа его дуала Достоевского является для его «проблематичной» этики настоящим спасением, поскольку ориентирует на взаимопонимание, миролюбие, милосердие и уступчивость. Достоевский учит Штирлица быть великодушным, уметь прощать, он «смягчает» Штирлица, сглаживает острые углы его отношений. Штирлиц успокаивается, видя перед собой этический пример Достоевского, умеющего стойко переносить любые разочарования и умеющего не держать зла. Идеалистические принципы Достоевского обретают реальность, когда им следует Штирлиц.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Интуиция возможностей

Если представители этого типа не всегда поспевают в ногу со временем, и «ход часов, откусывающих минуты», их постоянно держит в напряжении, то творческая мысль многих из них значительно опережает текущие события.

В какие бы фантастические дали ни уносилось его воображение, Штирлиц никогда не отрывается от реальности. (Проекты Леонардо да Винчи были рассчитаны на реализацию современными ему средствами, фантасмагории Булгакова отражают абсурдную реальность современной ему действительности.)

Даже если не каждый из представителей этого типа работает в области научных исследований, каждый с интересом выслушает рассказ о новых неизведанных явлениях. (Разумеется, если источник информации достаточно авторитетен.)

Штирлиц уважает людей, умеющих генерировать интересные и оригинальные идеи, равно как и способных нетривиально мыслить. С уважением относится к проектам и предложениям других и того же требует для себя. Воодушевляется всякой реальной возможностью воплотить свои творческие замыслы и научные идеи. И наоборот, отсутствие видимых перспектив тормозит его деловую активность (если вообще не парализует).

Штирлиц нуждается в людях, способных максимально раскрыть его творческий потенциал, оценить его способности и таланты, помочь реализовать их. Именно такую помощь ему оказывает его дуал Достоевский, восторженно воспринимающий все его идеи и начинания, способный ободрить и поддержать в трудную минуту. (Достоевский, который обычно не любит бегать по инстанциям и просить за себя, проекты Штирлица пробивает с исключительной энергией.)

К прогнозам и прогнозированию Штирлицы относятся со вниманием и интересом, прислушиваются к мнению людей, умеющих предвидеть развитие событий в будущем (особенно если эта способность базируется на научном опыте). Любая наука, на базе которой возможно прогнозирование, вызывает его интерес и уважение.

Считается с мнением людей, способных разглядеть этический потенциал каждого человека – его нравственные качества и наклонности. (Логический и сенсорный потенциал, то есть интеллектуальные способности и художественный вкус, прекрасно видит и сам.)

Умеет испытывать свои способности и возможности. В обстановке конкурсов и соревнований не сникает – наоборот, появляется «спортивный азарт», который мобилизует его силы, и, что бы ни случилось, он великолепно владеет собой.

Чужому успеху Штирлиц не завидует – наоборот, радуется, поскольку считает, что незаслуженно успех ни к кому не приходит. (Хотя амбициозных выскочек, рассчитывающих на лёгкий успех, не любит, равно как и тех, кто добивается популярности любой ценой.)

Никого никогда не осуждает за неудачи. Наоборот, всегда старается подбодрить и поддержать человека, чей труд по каким-либо причинам не оценён по заслугам.

Не любит, когда ему «колят глаза» чужими успехами: успех для него не самоцель – надо хорошо делать свою работу, и он придёт сам собой.

Критику своих способностей Штирлиц также не любит, поскольку делает всё возможное и невозможное для того, чтобы их развить. (Не каждый Штирлиц «развивается» в Леонардо да Винчи, но отношение к развитию собственных возможностей у каждого из них очень серьёзное.)

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Логика соотношений

Представители этого типа учатся всю жизнь, и всю жизнь им не хватает полученных знаний, в чём они никогда не стесняются признаться, но это не всегда находит понимание у их коллег. «У самой 15 лет преподавательского стажа, а она приходит ко мне на уроки с тетрадочкой и всё подробно записывает!..» (из отзывов о представителе этого типа).

Никакой опыт работы, никакие профессиональные достижения не дают Штирлицам уверенности в том, что они знают достаточно много. Представители этого типа напрочь лишены каких-либо профессиональных амбиций и никогда не страдают отсутствием самокритики. Какого бы уровня профессионализма они ни достигали, никогда не позволяют себе переоценивать собственные возможности и к любой новой работе подходят исключительно серьёзно.

Приступая к творческой или научно-исследовательской работе, они долго и скрупулёзно собирают материал. (Иногда сбор материала продолжается на протяжении всей их профессиональной деятельности.)

Глубина проработки подготовительного материала у Штирлицев бывает совершенно потрясающей. (М. А. Булгаков, никогда не бывавший в Иерусалиме, с поразительной точностью описал топографические особенности этого города – факт, который признают многие знакомые с его творчеством израильтяне.)

Эрудиция Штирлицев достойна всякого восхищения! Независимо от рода деятельности их библиотеки изобилуют всевозможными справочниками, словарями, каталогами, атласами и энциклопедиями. (В библиотеке одного из представителей этого типа, разрабатывающего дизайн игрушек, хранились атласы с изображением зверей и животных всех существующих на земле видов, причём многие виды животных были представлены отдельными атласами.)

Штирлиц обычно не стесняется признать свою некомпетентность, хотя это и бывает чрезвычайно редко. Некомпетентность в профессиональном вопросе – вообще исключительное явление, но если такое происходит, то только в случае, если эта информация была для него по каким-то причинам недоступна.

Хотя именно для настоящего Штирлица никакая информация не бывает недоступной. Люди этого типа идеально подходят для сбора секретной и «труднодоступной» информации, идеально соответствуют профессии разведчика: исключительная наблюдательность в сочетании с умением анализировать полученную информацию (причём полученную по всем возможным и невозможным каналам), незаурядная физическая выносливость, решительность, самообладание, предельная исполнительность и безупречная точность работы – вот комплекс данных, которыми наделён практически каждый из представителей этого типа, и благодаря которым некоторые из них являются незаменимыми «бойцами невидимого фронта».

Любое полученное сведение, любое знание даёт представителям этого типа «информацию к размышлению». Источники информации у Штирлица подразделяются на «авторитетные» и «неавторитетные». Первые принимаются почти безоговорочно (хотя тоже не без проверки), вторые – проверяются и перепроверяются до тех пор, пока не переходят в разряд «авторитетных».

Доверяет Штирлиц только той информации, которая подтверждена фактами, и в достоверности которой он лично многократно убеждён. Всякую новую информацию воспринимает очень обстоятельно и основательно, стараясь увязать её с уже имеющейся системой знаний. Если чего-то недопонял, не стесняется переспросить или уточнить. Полученную информацию старается сразу же разложить «по полочкам». Ему всегда важно понять её не только в общих чертах, но и уточнить частности.

Простыми и доходчивыми средствами может изложить самые сложные труднодоступные пониманию понятия – качество, помогающее ему достичь превосходных результатов в преподавательской работе.

Со своей стороны, Штирлиц очень ценит в людях умение чётко и последовательно излагать свою мысль. Его самого «сбить с мысли» очень трудно – излагая что-либо, он никогда не отходит от заданной темы и ни на какие уводящие в сторону вопросы обычно не отвлекается.

Неспособность чётко и последовательно изложить свою мысль обычно не вызывает у него сочувствия, не любит сумбурных и путанных объяснений.

Искажения фактов и манипулирования ими так же не терпит, более того, это обстоятельство его всегда очень раздражает, особенно, когда затрагиваются его личные интересы или интересы его дела.

«Спекулятивную» логику Штирлиц не принимает – он не из тех, кого можно убедить в чём угодно простейшей подтасовкой аргументов. С чужим мнением соглашается, если только оно не противоречит его собственным установкам и убеждениям, и если оно доказано фактами, в которых он лично убеждён.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Волевая сенсорика

Постоянно и повсеместно, по поводу и без видимых причин Штирлиц выражает готовность дать волевой отпор всякому, кто хоть чем-либо его заденет. Постоянно демонстрирует умение, способность и готовность постоять за себя.

Эта способность реализуется у Штирлица подсознательно и на каждом шагу проявляется в его поведении.

Независимо от настроения и состояния любой из представителей этого типа говорит с постоянным, утрированным нажимом в голосе, с расстановкой и акцентированием чуть ли не каждого своего слова, словно хочет подчеркнуть его особенную значимость.

Всегда резкие и напряжённо-угловатые в движениях. Расслабленными их могут увидеть только самые близкие люди.

Ввиду постоянного напряжения, которое очень быстро передаётся окружающим, общение со Штирлицами многим покажется неприятным и утомительным. Но это никак не относится к его дуалу Достоевскому. Напряжённость Штирлица его только приятно тонизирует – выводит из обычного расслабленного и как будто «развинченного» состояния, заставляет собраться с силами, мобилизует его волю и энергию.

Воля и целеустремлённость Штирлица также носят демонстративный характер. В назидательных целях Штирлиц умеет показать пример того, как нужно постоять за себя. Но первым нападать никогда не будет, разве что по недоразумению.

Решительность проявляет только в интересах дела, в плане защиты личных интересов и интересов «своей команды».

Целеустремлённость – только в рамках целесообразности, как форма реализации собственного творческого потенциала. Штирлицы не способны «работать локтями» и «подниматься по трупам» для достижения своей цели. Поэтому вопрос самоутверждения собственных амбиций их также мало волнует – они никогда не захватывают власть, а приходят к ней волею избирателей, и своё право на управление и руководство великолепно доказывают честным и самоотверженным трудом.

Исключительно выносливые и жизнестойкие люди. Создаётся впечатление, что преодоление трудностей для них естественная и оптимальная форма существования: работают по 19 часов в сутки, всегда энергичны, активны, до глубокой старости сохраняют высокий жизненный тонус и внешнюю привлекательность.

Подчёркнуто опрятны, аккуратны, организованны, дисциплинированны. Считаются с удобствами окружающих. Стараются никому не причинять неприятностей и не доставлять неудобств. Свои проблемы решают только собственными силами, чего бы им это ни стоило.

Штирлиц – прирождённый лидер и, как правило, великолепный руководитель. Не боится взять на себя большу́ю ответственность и не стремится переложить свои обязанности на других. Бремя житейских забот тянет безропотно, как бы тяжело оно ни было.

Своего партнёра окружает самой тщательной заботой и опекой, совмещая свои семейные обязанности с профессиональной и общественной деятельностью. И если партнёром Штирлица является его дуал Достоевский, затраченные усилия достойно и в полной мере вознаграждаются.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Штирлиц устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Тождественные отношения
Аналитик Максимилиан Робеспьер Миражные отношения
Гуманист Фёдор Достоевский Дуальные отношения, или Полное дополнение
Инспектор Максим Горький Отношения полной противоположности
Искатель Дон Кихот Отношения социального заказа (Штирлиц – заказчик)
Критик Оноре де Бальзак Отношения ревизии (Штирлиц – ревизуемый)
Лирик Сергей Есенин Конфликтные отношения
Маршал Георгий Жуков Квазитождественные отношения
Мастер Жан Габен Зеркальные отношения
Наставник Гамлет Отношения суперэго
Политик Наполеон Бонапарт Отношения социального заказа (Штирлиц – приёмник)
Посредник Александр Дюма Отношения ревизии (Штирлиц – ревизор)
Предприниматель Джек Лондон Родственные отношения
Советчик Томас Гексли Отношения активации
Хранитель Теодор Драйзер Отношения полудополнения
Энтузиаст Виктор Гюго Деловые отношения
Загрузка…