Логотип StingRay

Поделиться
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookFacebookRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Основные принципы и алгоритм гражданской активности

Скажите мне, ну почему
В стране убогой я живу?..

Читайте не в газетах,
Смотрите в зеркалах:
Разруха – не в клозетах,
Разруха – в головах.


Фрагмент авторского
стихотворения «Моя страна»

Для начала давайте дадим определение гражданской активности. Для меня это – любая законная активность гражданина страны (в данном случае – России, но вообще любой, да и то не обязательно гражданина юридически, вполне достаточно по духу), направленная на формирование гражданского общества в частности и более комфортной среды обитания в общем.

Тут также следует упомянуть понятие комфорта, точнее, зоны комфорта. Для меня этот термин впервые встретился в одноимённой статье Артемия Лебедева, и стал очень важным для объяснения всего того, чем я занимаюсь. Потому что беда нашей страны в том, что зона комфорта у большинства людей – очень маленькая, от границ квартиры и меньше (у некоторых ведь и дома вечный бардак и грязища, и в автомобиле накурено). :-( А моя зона комфорта – это не только моя квартира, это ещё и мой подъезд, мой двор, улица, город, область, да вся страна!.. Это если не впадать совсем уж в космополитизм и не заявлять, что моя зона комфорта – это весь мир, вся планета Земля. :-)

То есть это статья о моём опыте улучшения среды обитания, расширения зоны комфорта, которая на самом деле должна быть нашей общей зоной, общей для всех сограждан. Потому что можно сколько угодно бороться за честные выборы (что, впрочем, тоже является необходимым видом гражданской активности), но выбранные дяди либо изначально могут оказаться плохими (к сожалению, во власть лезут в большинстве своём именно недостойные люди), либо облениться или иным образом испортиться в процессе своей законотворческой или исполнительной деятельности. Да и вообще статья об активности не только по отношению к органам государственной власти, но и к другим субъектам отношений с гражданами, в том числе коммерческим организациям. Впрочем, государственный аппарат – это тоже коммерческая организация, которая должна быть эффективной и радовать нас – налогоплательщиков и тем самым её клиентов.

В общем, кто ещё будет заботиться о нашем комфорте, если не мы?.. Пусть я идеалист, но мне хочется верить, что не всё так плохо с моими согражданами, как показала из-под снега весна, и если после прочтения данной статьи активных граждан станет немного больше, наш мир станет немного лучше немного быстрее. :-)

Основные принципы гражданской активности

  1. Использовать только законные методы достижения поставленных целей (благо законов у нас много, и много хороших). Для чего
  2. Постоянно повышать свою юридическую грамотность и делиться накопленным опытом с согражданами.
  3. Рассматривать решение любой проблемы, даже потенциально конфликтной, как «обращение по гарантийному случаю», вести себя спокойно и дружелюбно. Но при этом
  4. Неуклонно требовать исполнения всех требований законов и других нормативных актов государства, региона и муниципального образования, а также договорных обязательств (например, ТСЖ или управляющей компании).
  5. Начинать все обращения и попытки решить проблему с самого «низа» (с соседа, с ТСЖ и т. п.) и переходить на уровень выше (в администрацию района и т. д.) только при невозможности решить проблему ниже. Если же не помогает, то
  6. В разумных пределах использовать принцип «снежного кома» и «столкновения интересов» – распараллеливать обращения и попытки решить проблемы по разным организациям и ведомствам, занимающимся смежной деятельностью и/или надзорной по отношению друг к другу, а также привлекать СМИ – с целью эскалации проблемы.
  7. Не бояться предоставлять личные данные там, где анонимные обращения недопустимы. При необходимости ссылаться на федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.06.2006.
  8. Максимально использовать современные средства связи: электронную почту (вести основную переписку по ней), мобильный телефон (при необходимости не бояться сообщать свой номер для выполнения, например, совместных инспекций). В случае их явной неэффективности – использовать обычные заказные письма с уведомлением (тогда не отвертятся:-).
  9. Налаживать эффективные способы взаимодействия и дружелюбные личные контакты.
  10. И ещё раз: делиться накопленным опытом с согражданами, как положительным, так и отрицательным.

Пример алгоритма гражданской активности

Хотя ниже алгоритм гражданской активности приводится для частного случая, думаю, при использовании изложенных выше основных принципов каждый может понять, каким будет алгоритм в другом частном случае. Итак, частная ситуация: ваш сосед по подъезду регулярно мусорит (курит, гадит и т. п.). Алгоритм:

  1. Сделать ему устное замечание с просьбой больше так не делать («мы же соседи»).
  2. Если это не возымело действия и/или привело к неадекватной агрессивной реакции, то изучить нормативно-правовую базу (КоАП, соответствующие федеральные законы, СанПИН, решения общих собраний жильцов дома и т. п.).
  3. Позвонить участковому, объяснить ситуацию (со ссылкой на нормативные акты) и попросить провести с гражданином разъяснительную беседу.
  4. Если это не возымело действия, то позвонить участковому ещё раз, чтобы уточнить, проводил ли он беседу, и/или сообщить ему о безрезультатности.
  5. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя участкового и отправляешь его ему заказным письмом с уведомлением.
  6. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя его начальника, в котором в том числе описываешь все предыдущие действия и безрезультатность участкового, и также отправляешь заказным письмом с уведомлением.
  7. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя начальника начальника участкового, и так вплоть до прокуратуры (а то и сразу туда), с описанием бездеятельности и безрезультатности органов внутренних дел.
  8. Параллельно можно привлечь санэпидстанцию, «Роспотребнадзор» и др. ведомства, могущие иметь отношения к данной ситуации.

Как-то так. Можете в комментариях предлагать свои улучшения данного алгоритма, а ещё лучше делиться собственным фактическим опытом успешного решения любых проблем. А пока – несколько моих личных примеров (статей):

Примеры неправильного поведения гражданина

Примеров неправильного поведения гражданина, или, другими словами, ложной гражданской активности наверняка можно привести очень много (просто потому, что делать неправильно и впустую всегда проще, чем правильно и результативно), но сходу я вспомнил только пару типовых:

  • «брюзжание пенсионеров» – обсуждение на лавочке и в подобном формате «несправедливости» нашей жизни без знания законов и/или принятия активных действий;
  • обращения не по адресу или в пустоту – например, в рубрику «SMS-жалобы» газеты «Про город Владимир» или фотографии неубираемого мусора в «Одноклассниках» с ехидными комментариями – вместо прямого обращения в управляющую компанию или другие соответствующие организации и далее по алгоритму.

Если что ещё вспомню – дополню. А пока не забывайте, что главное – не шумиха сама по себе, а результат.

Результаты, хорошие и разные

«Технология»? Нет, никогда не слышали. Уйди, умник, нам некогда.

Как говорится, для настоящего учёного даже отрицательный результат является результатом. :-) Да, если внимательно прочесть перечисленные выше мои статьи и немного общаться со мной, то можно заметить, что далеко не всегда мне удаётся добиться хороших результатов:

Тем не менее, «врагу не сдаётся гордый «Варяг» :-), и благодаря этому и активности других моих сограждан в нашем городе уже есть несколько хороших и комфортных мест:

Ну и для контраста несколько плохих мест:

В принципе, результаты можно ранжировать ещё и по установившемуся уровню отношений:

  • с некоторыми взаимодействие осуществляется на враждебном уровне (чаще всего это те, по которым результаты пока отрицательные и/или взаимодействие только начато);
  • с другими оно или нейтральное, или на уровне «заказчик – подрядчик» – в принципе, это уже хороший уровень, на котором проблемы решаются достаточно эффективно;
  • наконец, мало с кем (но к этому надо стремиться с другими) взаимодействие осуществляется на партнёрском или даже дружеском уровне (это уже уровень личных контактов с активными и «продвинутыми» согражданами, которые «случайно» оказались работающими в той организации, с которой вы взаимодействуете).

Но я не буду раскрывать свои контакты, а просто пожелаю Вам всяческих успехов в нашей общей гражданской активности! :-) Помните: это сделал самый обычный человек, и значит, под силу многим другим!

Веб-инструменты автоматизации

В Рунете есть несколько полезных веб-инструментов автоматизации гражданской активности (3 из них – проекты Алексея Навального):

P. S. Спасибо Кириллу Волкову, что заинтересовался данной темой и тем самым подвиг меня на написание статьи.

17.04.2012 17:46:08 Иван (IP) Цитата #1
Не соглашусь на счет Сбербанка. Держателем вклада, карты или подобного я не являюсь, но в этом году два раза приходилось пользоваться услугами этой организации. Первый раз – обменял рваную купюру (не знаю, где это вообще во Владимире, кроме Сбера можно сделать). Дело было утром, кассы только открылись. Я получил талончик в очередь и спокойно ждал пока меня вызовут. Прошло минут 5 – ко мне подошла девушка (видимо, старшая), у которой я до этого спросил, меняют ли у них вообще поврежденные банкноты и сказала, в какое окно подойти. Как я понял, так как я пришел к открытию, сотрудник, который обменивал банкноты еще не полностью подготовил рабочее место, поэтому и не видел, что к нему уже очередь – и, несмотря на это, сработали оперативно. Второй раз – платил за коммуналку (через интернет я не плачу, потому что мне надо отдать потом квитанции). Сначала пошел в проверенный МИнБ и обнаружил там огромную очередь, да еще и, как это обычно бывает, неорганизованную. Ждать было лень, тем более рядом был Сбербанк. Придя туда, народу я увидел не меньше, вот только работали там не в пример оперативнее и организованнее, поэтому минут через пять я уже все оплатил. В-общем, в-этом году Сбер меня радует, хотя, может, просто повезло.

P. S. Отделения в приведенных случаях были разные.
17.04.2012 17:50:49 Станислав (IP) Цитата #2
Не соглашусь насчёт «Сбербанка»… В этом году 2 раза приходилось пользоваться услугами этой организации. Первый раз – обменял рваную купюру…
Я делал то же самое, только в прошлом году – получилось намного хуже. Но буду рад, если «Сбербанк» за это время улучшился.
Второй раз – платил за коммуналку (через Интернет я не плачу, потому что мне надо отдать потом квитанции).
В подобных случаях я просто распечатываю квитанцию из телебанка.
17.04.2012 17:59:26 Иван (IP) Цитата #3
Но буду рад, если «Сбербанк» за это время улучшился.
До этих двух случаев я был около года назад (электронные очереди уже были) – разница огромная.
04.11.2012 05:50:22 Станислав (IP) Цитата #4
Тем не менее, в целом сущность «Сбербанка» (его презрение к клиентам) пока не изменить – см. https://plus.google.com/110032434998246601493/posts/j235ENJ7kS6 (попытка сделать это на стыке с «РосЯмой», кстати).
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…