«Отряд самоубийц», или Бомба в конфетной упаковке
Возрастной рейтинг: «30+», «Перед просмотром сжечь».
Хотите почувствовать вкус сумасшествия и содомии с примесью кокаина на дёснах? Тогда вам в Готэм-Сити, где разворачиваются события фильма «Отряд самоубийц». Национальный герой пал смертью, возможно, даже храбрых, и пока город оплакивает Супермена, секретный агент в юбке решает собрать отряд отъявленных злодеев, дабы столкнуть зло со злом. К слову сказать, никакого особенного зла в городе не было, пока хладнокровная и расчётливая Аманда Уоллер не решает посадить «волков» на цепь и заставить их служить правосудию.
Да, сюжет посредственный и предсказуемый, но это единственный минус фильма, который не влияет на оценку 10 из 10. И страшно представить, какую реакцию мог бы вызвать этот фильм, если бы в основе него лежала настоящая, глубокая и продуманная сюжетная линия. В нём и так сверх меры чёрной красоты. А именно:
- Музыка. Ритмы негритянского гетто, украшенного ворованным золотом и курящего марихуану, перемешаны с лирикой, чувственностью и чуточку с юмором. Ядрёное сочетание, заставляющее качаться в такт и запоминающееся надолго. Она мне безумно нравится. Именно безумно, потому что от неё тошнит, она вызывает мерзкие ассоциации и заставляет сопереживать тем, кому сопереживать не стоит. Очень ритмичная и недобрая. Эти саундтреки часто играют у меня фоном, и было замечено, что я часто задумываюсь, как, наверное, хорошо под неё стрелять в головы, танцевать пошлые танцы и общаться со своими нездоровыми субличностями. И это притом, что я отчётливо понимаю разрушительность настроений, вызываемых этими ритмами, но ничего не могу с собой поделать. Эта музыка – наркотик.
- Колорит и детали. Мир под LSD, вероятно, выглядит именно так. Красочно и ядовито. Насилие, раскрашенное в цвета Барби. Сильнейший приём, приковывающий внимание зрителей. Смысловые мелочи, раскрывающие характер «героев», так по-детски наивны, что нельзя не умилиться. Розовый единорожек, весёлый мёртвый смайлик на молоте у Харли и розово-голубой цвет её волос – как тут не улыбнуться и не вздохнуть с облегчением. Но нет, это всё ещё циничный и жестокий фильм-паразит, который вскрывает головы как консервные банки, прикрываясь «несерьёзностью» и юмором.
- Персонажи и отношения.
На основе фильма можно писать учебник по психиатрии. Недаром одна из главных героинь представлена как практикующий психиатр (а ещё гимнастка – как это объединить в одном человеке, я не знаю, но все её таланты, согласно фильму и комиксам, связаны именно с гибкостью и выносливостью).
Здесь нет положительных героев. Оценочная шкала колеблется от посредственной и всеядной нейтральности до абсолютных и безоговорочных злодеев. Но злодеи такие красочно-харизматичные, а те, кому приписывается роль положительных героев, такие блёклые и нудные, что невольно проникаешься симпатией к первым. Характеры большинства персонажей обозначены слабо. Но зато та пара-тройка характеров, что чётко прорисована, выглядит поистине грандиозно. Да, я говорю о докторе Квинзель, Джокере и Аманде Уоллер.
Действуя в интересах страны, как считает сама Аманда, она не брезгует использовать самые бесчеловечные методы борьбы с абстрактным «злом». Королева манипуляции, лжи и беспринципности. На фоне этого защитника страны преступники отряда самоубийц кажутся шаловливыми детьми. Чего стоит сцена, в которой Аманда, рассказывая о заключённых смертниках, жадно поедает мясо с кровью. Ну да ладно, персонаж сей неприятный и симпатии вызывать не может.
Чего нельзя сказать о прекрасной и совершенно ненормальной Харли Квинн. В прошлой жизни эта красавица с фарфоровой кожей была вполне успешным психиатром, о чём можно судить по уровню её допуска к самым «тяжёлым» пациентам. В фильме звучит лёгкая фраза, что доктор Квинзель влюбилась в Джокера, и, думаю, большинство зрителей с этим без раздумий согласится. А если принять это как аксиому, то дальнейшая их совместная история начинает восприниматься как настоящая любовная драма, украшенная безумными поступками и чудесными спасениями. Но можно попробовать порассуждать и не согласиться с общим мнением. Джокер не зря попадает в психиатрическую лечебницу. Его асоциальное поведение, бесчувственная психопатия и садистские наклонности не позволяют ему любить никого, даже себя.
В одной из удалённых режиссёром сцен есть такая деталь. Доктор Квинзель догоняет удирающего от неё Джокера. И когда он начинает говорить ей в лоб: «Ты мне не нужна, меня нельзя любить». Харли наставляет на него оружие и произносит очень символичную фразу: «Ты боишься моей любви больше, чем смерти». Да, психиатр Харли очень точно определила его главную фобию – он боится человечности. К слову, её любовь тоже не обладает главными своими составляющими, такими как зрелость, равноправие, ответственность. Да и жертвенности в ней не было. Только не стоит кидаться тапками и кричать, что Харли жертвует собой и своим разумом ради своего избранника. Нет, это не жертвенность любови. Это желание найти себе авторитета, который возьмёт на себя ответственность за её жизнь, будет управлять ею и позволять ей реализовывать её разрушительные и асоциальные потенции личности (думаю, психиатр Квинзель со мной согласилась бы). Такая любовь не способна излечить. И, как и положено, безумие Джокера затягивает в свой красочный и преступный мир прекрасную и незрелую героиню. Потрясающая история двух безумий обыграна так живо и «вкусно», что забываешь о её патологической природе и начинаешь всем сердцем сопереживать и примерять такую жизнь на себя. Вот она – отрава под прикрытием деликатеса. Весь фильм нас кормит разрушительной моралью, не стесняясь манипулировать самыми низменными человеческими инстинктами: вседозволенность, извращённая свобода, эгоцентризм, внешний блеск и фееричность. А безумие и безупречно дьявольская красота даёт карт-бланш на любые действия героев.
И коротко об одном красивом, но совершенно «плоском» персонаже. Чаровница. Сразу видно не актриса, а модель исполняла роль антагониста. Статичные сцены с минимумом диалогов и движений с ней выглядят идеально – хоть делай стоп-кадр и вешай на стену постером. Но как только Кара начинает играть роль – образ рушится. Ну, не умеет девочка «жить» в кадре – только позировать, что вызывало у меня постоянное и неуместное чувство комичности происходящего.
- Художественные приёмы и ассоциации.
Отмечу здесь пару авторских приёмов, которые мне показались достойными внимания.
Помнится мне, в одном из интервью участник Team Silent (группа Konami, которая занималась разработкой серии игры Silen Hill от 1 до 3 части) рассказывал, что, создавая персонаж фанатичной Клаудии Вульф, главы секты города Silent Hill, они отбросили много вариантов деталей её внешности, которые должны были отражать внутреннее нездоровье персонажа. Татуировки, бритый череп, длинные консервативные одежды. И тогда они задумались: что придаёт человеку эмоциональность? Автоматический ответ – глаза, но ответ неверный. Глаза без обрамления бровей не выражают практически ничего. И тогда брови было решено сбрить. Подобный приём используют и создатели образа Джокера. У него нет бровей, и это идеально передаёт его психопатическую натуру. И в завершении – татуировка в виде улыбки на запястье, которая очень символично прикрывает настоящие эмоции Джокера, а точнее, их отсутствие.
Прекрасная аллегоричная сцена, которая начинается с фразы «Умереть – это слишком просто. Ты готова жить для меня?». А далее Харли, ещё в образе нормального человека, летит вниз в цистерну с неизвестной жидкостью молочного цвета. А обратно её уже поднимает Джокер, бледную и уже совершенно безумную. Химикаты расплываются на поверхности яркими синими и розовыми кляксами, окрашивая её волосы и разъедая одежду. Ничего не напоминает? Мне это напоминает ритуал, обратный крещению. Вместо чистой воды – отбросы, вместо вечной жизни во Христе – вечная тьма добровольного безумия.
А если Вам не нравится этот образ, есть ещё один:
На конька Иван взглянул
Вот так Пётр Ершов описал архетипический образ обновления, через символическую смерть. Подобный ритуал инициации присутствовал практически в любой древней культуре. Ритуал забылся, а ассоциации остались. Безумно красивая аллегория, мастерски обыгранная и раскрашенная в основные цвета фильма.
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
И напоследок, дабы объединить всё написанное выше, я бы кратко охарактеризовала фильм «Отряд самоубийц» фразой Шарикова из повести Булгакова «Собачье сердце»: «Похабная квартирка. Но до чего хорошо!».
Общая оценка: 10 из 10 (великолепно).